Не удивительно, что социологические
исследования показывают низкий уровень
доверия населения к политикам.
По итогам проведенного «Левада-центром»
опроса выяснялось, что у граждан
значительно снизилось доверие
даже к представителям высшей государственной
власти: с конца 2010 г. число тех, кто
считает, что президент «вполне
заслуживает» доверия, уменьшилось
с 67 до 49%, у председателя правительства
падение оказалось еще существенней
– с 67 до 42%. Увеличилось – с 23%
в 2010 г. до 31% в 2012-м – число тех,
кто считает, что «не вполне заслуживает
доверия» президент, и с 23% до 32% –
премьер. Примечательно, что большинство
других структур (Совет федерации, Госдума,
суды, местные власти, полиция, профсоюзы
и другие) переоценке практически
не подверглись и повышенным доверием
не пользуются. Сравниться с первыми лицами
страны могут церковь (49% считают, что она
«вполне заслуживает доверия») и армия
(41%).
В связи с этим интересно
мнение В.В. Путина, изложенное в программной
предвыборной статье «Демократия и качество
государства» в газете «Коммерсант» от 6.02.2012: «Сегодня качество нашего
государства отстает от готовности гражданского
общества в нем участвовать. Наше гражданское
общество стало несравненно более зрелым,
активным и ответственным. Нам надо обновить
механизмы нашей демократии. Они должны
«вместить» возросшую общественную активность».
Изучение в 2009-2010 гг. Отделом
стратегических социальных и социально-политических
исследований ИСПИ РАН общественнополитической
ситуации в стране в контексте формирования
гражданского общества показало, что гражданское
общество по критерию выбора различных
форм защиты своих интересов разделилось
на три приблизительно равные массива:
«безразличные» (предпочитающие ничего
не делать в защиту своих интересов), «пассивные»
(выбравшие такую форму защиты интересов,
как подписание обращений к властям), «активные»
(готовые выйти на митинг и демонстрацию,
отстаивать свои гражданские позиции
посредством забастовок и акций протеста,
участвовать в агрессивных действиях
в защиту своих социальных интересов).
Наибольшее число граждан
предпочитает пассивную социально-политическую
позицию. Около 28% респондентов не собирались
проявлять какие-либо действия, причем
таких граждан за последнее время увеличилось.
Немногим более активными можно назвать
россиян, готовых подписать обращение
к властям в защиту своих интересов (10%).
Количество таких «пассивных» россиян
постепенно уменьшалось: сторонники данной
группы, разувериваясь в возможности повлиять
на власть демократическими методами,
зачастую переходили в группу «безразличных».
Признавая в целом, что гражданские институты
в России находятся в процессе развития,
необходимо отметить, что политическая
пассивность россиян носит ситуативный
характер и связана, прежде всего, с невозможностью
оказывать реальное воздействие на процесс
принятия политических решений. Средний
россиянин предпочитает невысокую социально-политическую
активность. Такое состояние характеризуют
как проявление «негражданственности»,
закрепляющейся в качестве стабильной
составляющей социального характера.
Оно является защитным механизмом в условиях
уязвимости человека, зависимости от политики
центральной и местной властей и ухудшающихся
условий жизни.
Важным
показателем зрелости развития гражданского
общества в России является деятельность
некоммерческих организаций, составляющих
институциональную основу гражданского
общества.
Согласно
докладу «Докладу о состоянии гражданского
общества в Российской Федерации за 2012
год»1, подготовленному Общественной
палатой Российской Федерации, что количество
активно работающих в России НКО (т.н. «третий
сектор»), «сегодня …пока не поддаётся
точному учёту».
Вместе
с тем, по данным Министерства юстиции
Российской Федерации на декабрь 2012
г., зарегистрировано 402001 НКО и 319 филиалов
и представительств иностранных некоммерческих
организаций.
В это
число входят также религиозные
организации (29831), товарищества собственников
жилья (19218), общественно-государственные
общественные объединения (764), садоводческие,
огороднические, дачные и иные товарищества
(25854), политические партии с их региональными
объединениями (4649) и другие объединения,
традиционно не относящиеся к классическим
некоммерческим организациям. Собственно
общественных организаций – 115657. Также
в число некоммерческих организаций входят
31322 некоммерческих партнёрства, 22415 некоммерческих
фондов, 2180 казачьих обществ.
Если
сравнить эти данные со статистикой
за декабрь 2011 г., то заметен общий
количественный рост НКО. В 2011 году в России
было зарегистрировано около 380 тыс. некоммерческих
организаций. При этом за последние два
года, согласно данным Министерства юстиции,
заметно возросло количество религиозных
организаций и политических партий и их
представительств. Однако
нельзя не
учитывать, что не все формально
зарегистрированные НКО являются действующими:
согласно отдельным подсчётам, реально
работают не более 40% из них.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
1
Доклад о состоянии гражданского общества
в Российской Федерации за 2012 год. – М.:
Общественная палата Российской Федерации,
2012. – 123 С.
Некоммерческие организации по-прежнему
не пользуются большим доверием населения.
Наибольшее доверие граждане испытывают
к обществам защиты прав потребителей
(12%), ветеранским организациям (9%), садовым
дачным товариществам (8%), профсоюзам (тоже
8%) и обществам инвалидов (7%). Политическим
партиям, правозащитным организациям,
религиозным общинам доверяют всего 4%
опрошенных. В сравнении с аналогичными
данными за 2010 г. доверие населения к некоммерческим
организациям повысилось на 1-2%.
Деятельность некоммерческих организаций
в России осложняется недостаточным
уровнем их общественной поддержки. Социологические
исследования, в том числе реализуемые
Исследовательской группой «Циркон»,
показывают, что российские граждане в
массе своей по-прежнему плохо знакомы
с НКО, не до конца понимают суть и смысл
их функционирования.
Опыт взаимодействия с НКО в
какой-либо из форм личного участия
отсутствует у подавляющего большинства
россиян.
Многие представители некоммерческого
сектора, безусловно, осознают, что
общественная поддержка – важнейший
ресурс их развития, а отсутствие доверия
со стороны населения является существенным
препятствием в реализации их деятельности.
В последние годы были предприняты усилия
по популяризации третьего сектора в нашей
стране, которые принесли определенные
плоды. В период между 2004 и 2012 гг. выросла
информированность россиян о деятельности
НКО. Граждане, которые ничего не знают
об НКО, перестали составлять большинство
– их доля снизилась с 58% до 44%.
Россияне
чаще знают или слышали о деятельности
культурных, просветительских, научных,
досуговых и спортивных обществ и групп
(40%), а также обществ и групп самопомощи
и помощи социально незащищённым (40%). Однако
ожидания, что рост осведомлённости россиян
о некоммерческих организациях будет
сопровождаться и ростом доверия и улучшением
отношения к их деятельности пока не оправдались.
Речь идёт в большей степени о росте «пассивной»
информированности («знаю об НКО» и «что-то
слышал»). В то же время «активная» информированность,
связанная с личным опытом взаимодействия
граждан с НКО, почти не изменилась. Только
18% россиян участвуют в работе каких-либо
общественных объединений. В основном
это профсоюзы (5%), садовые и дачные товарищества
(4%), товарищества собственников жилья
и жилищно-строительные кооперативы (2%).
В деятельности религиозных общин, ветеранских
объединений, обществ инвалидов, домовых
комитетов, школьно-детсадовских объединений
родителей, спортивных и культурных клубов,
политических партий участвуют примерно
по 1% населения11.
Таким образом,
формальные каналы мобилизации общественной
активности развиты в России относительно
слабо.
В то же время
в неформальные практики гражданского
общества вовлечена значительно
большая часть россиян, а именно:
– примерно
две трети из них являются участниками
неформальной волонтёрской деятельности;
– до половины
– участвуют в денежных пожертвованиях;
– около
трети – приходилось участвовать
в каких-либо мероприятиях, организованных
самими гражданами по месту жительства.
Согласно
докладу, российский третий сектор по-прежнему
экономически слаб. Хотя в последние годы
заметно вырос объём государственной
поддержки третьего сектора, по данным
опубликованных исследований, объём финансирования
деятельности негосударственных некоммерческих
организаций в России пока ещё как минимум
в 2-3 раза ниже аналогичного уровня финансирования
в большинстве развитых стран.
2.3. Тенденции в развитии
гражданского общества в России
Согласно
докладу «Докладу о состоянии гражданского
общества в Российской Федерации за 2012
год»1, подготовленному Общественной
палатой
Российской
Федерации, 2012 год выявил новые тенденции
в развитии граждан- ___________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Доклад о состоянии гражданского
общества в Российской Федерации за 2012
год. – М.: Общественная палата Российской
Федерации, 2012. – 123 С.
ского общества
России.
- После декабрьских митингов 2011 года значительно изменилась общественная повестка дня. Масштабы протестных митингов детельствуют о возросшем потенциале гражданской активности, о необходимости перемен в общественно-политическом устройстве страны. Вместе с тем, развитие митинговой активности в течение года показало как силу массового протеста, так и его слабость – отсутствие позитивных установок, разобщённость и несоединимость различных идейно-политических ориентаций «рассерженных горожан», невозможность с помощью митингов находить решение насущных вопросов общественно-политического развития страны. И все же, митинги сыграли позитивную роль, «подтолкнув» власть к более активному и более ответственному диалогу с гражданским обществом.
- Одним из важных факторов, определивших значимые изменения в поведении активных слоёв и групп гражданского общества, явилось то, что в российском обществе формируются массовые слои, ориентированные на рациональные модели социального действия и индивидуальный выбор ценностей, на основе которых строятся их жизненные стратегии.
- Другой значимый фактор – повышение роли этической компоненты в оценке деятельности государства и его институтов. Идёт сложный процесс, который в значительной мере предопределяет турбулентный характер тенденций в гражданском обществе. Альтернативы переходных процессов: либо рост противоречий между активизирующимися слоями и группами и косными социальными институтами, неадекватными представлениям и требованиям активных слоёв, либо интеграция активных групп в реформированную социальную институциональную среду. Всё большее влияние на состояние гражданского общества оказывают факторы политико-экономического характера, меняющие социальные отношения. За последние годы существенно вырос рыночный сектор, укрепилась прослойка граждан, добившихся экономической самостоятельности и относительной независимости от власти.
В результате
этих процессов снижается спрос
на «услуги» коррумпированной бюрократии,
и растёт спрос на легальное государство,
равным образом относящееся ко всем субъектам
рынка. Это означает, что впервые в истории
России формируется платежеспособный
запрос на демократический порядок со
стороны активных групп, связанный не
только с их ценностями, но и с их кровными
интересами.
- Активные группы мало сплочены, практически парализованы своими устоявшимися связями с государством и не готовы рисковать этими отношениями. Более того, прошедшие митинги и демонстрации, актуализировавшие в обществе опасения относительно устойчивости государственного порядка, существенно снизили симпатии гражданского общества к тем группам, которые выступают за радикальные изменения существующего порядка. Упрочились ориентации на эволюционные преобразования институтов, возрос запрос на проведение реформ, адекватных интересам активных граждан, возросла, пусть ещё и не отрефлексированная, поддержка демократического порядка.
- В сложившихся общественных условиях вполне реальной остаётся перспектива эрозии и постепенной деградации всей системы институтов.
Во-первых,
растущая активность групп, объединённых
на основе общности ценностей, не получает
желаемой символической и реальной поддержки
власти, наталкивается на блокаду активности
со стороны бенефициаров административного
ресурса. При таком сценарии активность
перерождается в оппортунистическое поведение
или тотальную пассивность. В результате
институциональная среда лишается, с одной
стороны, рационального и заинтересованного
критика своих недостатков, с другой –
активного участника назревших институциональных
реформ.
Во-вторых,
остаётся довольно низким уровень общественного
прессинга и конструктивного
диалога между властью и обществом.
Такой прессинг всё ещё слаб для
придания процессам институциональных
преобразований устойчивости и необратимости.
Это снижает мотивацию политических элит
на проведение институциональных реформ,
усиливает разрыв между растущим общественным
спросом на институты демократического
порядка и их предложением со стороны
государства. Поэтому велика вероятность
«институциональной воронки», когда плохие
институты вытесняют хорошие. Ухудшающаяся
институциональная среда может усилить
эрозию в социуме, что в свою очередь, ускорит
деградацию институтов.
В результате
этих процессов складывается новая
конфигурация противников и сторонников
демократического порядка. Формула «демократического
порядка» является ценностным консенсусом
как для граждан, ориентированных на ценности
либерализма и демократии, так и для социальных
групп, ориентированных на стабильность
и демократию.
- Перспектива социального взрыва, актуализированная в ряде экспертных докладов, маловероятна. Группы, объединенные на основе общности ценностей, которые впервые вышли на массовые акции протеста, на деле индивидуалистичны и пронизаны недоверием к коллективной активности, сомневаются в продуктивности коллективных действий. Растущая рефлексия собственных интересов, зачастую расходящихся с декларируемыми ценностями, снижает их активность. Организация протеста парализуется низким влиянием идеологий, необходимым для прочной политической мобилизации. Если раньше Россия была высоко-идеологизированной страной, то сегодня значение идеологии резко снижается и, соответственно, ослабляется возможность антивластной мобилизации.
- Для формирования широкой коалиции в поддержку демократического порядка нужны значимые изменения в самом гражданском обществе: рост его конструктивной активности и заинтересованности в переменах, партнёрство и ответственность в проведении масштабных социальных преобразований. Идущие изменения создают для этого определённую, но всё ещё непрочную базу.
- Гражданскому обществу нужны шаги навстречу со стороны государства. Главным недостатком в деятельности государства граждане называют «недостаток заботы», под которым понимаются не столько меры патерналистского характера, сколько разъяснение намерений и принимаемых мер. При оценке уровня открытости деятельности государства некорректно оценивается запрос общества на такую открытость. Речь идёт не просто о предоставлении разносторонней информации, но, в первую очередь, о разъяснении намерений и обсуждении альтернатив при принятии решений. Высокий уровень открытости снижает недоверие к деятельности власти, стимулирует рефлексию собственных интересов активных групп, формирует тенденции интеграции этих групп в систему государственных и общественных институтов. Данный подход повышает шансы на формирование рациональных, ответственных и договороспособных участников диалога с властью. Это также создаёт предпосылки для институционального прессинга, стимулирующего власть к формированию более эффективных институтов, с одной стороны, и сужающего возможности бенефициаров административного ресурса, – с другой. Одновременно, что крайне важно, такая открытость убеждает субъектов экономической, политической, социальной активности в возможности позитивных перемен и тем самым дополнительно стимулирует их активность.
- Другая тенденция развития гражданского общества – повышение статуса гражданских ценностей на основе воспитания граждан и их гражданской ответственности. В этой связи необходимо кардинальное повышение действенности механизмов горизонтального контроля, обеспечивающего этический контроль в различных сообществах. Хорошо известны последствия нарушений профессиональной этики, например, в адвокатском или медицинском сообществах США. В России, несмотря на постепенно набирающий обороты процесс самоорганизации корпоративных сообществ, вопрос об их ответственности перед населением пока не ставится, тогда как именно через горизонтальный контроль – контроль внутри и между сообществами – в первую очередь выстраивается модель влияния гражданского общества.
- Ещё одним трендом года стал заметный рост националистических и антииммигрантских настроений. Россия здесь не уникальна, эти настроения в большей или меньшей степени имеют распространение во множестве государств Европы и Северной Америки. Однако, для нашей страны рост ксенофобии чреват этническими и межконфессиональными конфликтами, опасными для сохранения её целостности. Миграционная политика, занятость и трудовые отношения, культурно-образовательные механизмы адаптации и взаимодействия сплетаются в сложнейший клубок вопросов и проблем, без решения которых невозможно дальнейшее развитие российской гражданской нации. Ответственность за их решение нельзя возлагать только на государство. Способность искать и находить эти решения – испытание на зрелость гражданского общества России.