Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:29, реферат
Целью исследования является целостно-логическое изучение состояния высшего образования в КНР.
Данная цель обусловила решение следующих задач:
Состояние высшего образования в динамично развивающихся странах мира
Вопросы высшего образования в РФ
Проблематика высшего образования в КНР на современном этапе развития
Пути решения вопросов высшего образования в КНР
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблематики высшего образования 5
1.1.Состояние высшего образования в динамично развивающихся странах мира 5
1.2.Вопросы высшего образования в России 11
Глава 2. Проблемы высшего образования в КНР 17
2.1. Проблематика высшего образования в КНР на современном этапе развития 17
2.2. Пути решения вопросов высшего образования в КНР 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
"Забайкальский государственный университет"
(ФГБОУ ВПО "ЗабГУ")
Факультет экономики и управления
Кафедра востоковедения
Реферат
по дисциплине: «Актуальные проблемы развития современного китайского общества»
на тему: «Проблемы высшего образования в КНР»
Выполнил: ст.гр. РК-10
Яковлева А.Е..
Проверил: канд. полит. наук, доцент кафедры востоковедения
Константинова М.А.
Чита 2012
Актуальность темы исследования состоит в востребованности и обсуждаемости проблем высшего образования в современном мире, где высшее образование - одна из основных потребностей человека, который стремится преуспеть в глобализирующемся, движущемся на пути к абсолютной информатизации, обществе.
Кроме того, внимание к вопросам высшего образования является свидетельством того, что в действительности оно является одним из индикаторов успешности современного государства, его конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время каждое динамично развивающееся государства, в число которых входит и Китайская Народная Республика, и Российская Федерация, разрабатывают целевые программы по развитию образования, исправляют ошибки прошлых лет и ставят новые цели.
Высшее образование в Китае – вопрос, который достоин внимания и потому, что опыт КНР в этой области, как считают некоторые исследователи, способен помочь России развить свою систему высшего образования. Ориентируясь на грандиозные успехи КНР, сравнивая и анализируя, можно повторить ее путь и довести отечественную систему образования до таких же впечатляющих результатов.
Объект исследования: Актуальные проблемы развития современного китайского общества.
Предмет исследования. Проблемы высшего образования в КНР.
Целью исследования является целостно-логическое изучение состояния высшего образования в КНР.
Данная цель обусловила решение следующих задач:
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка состоящего из 17 источников.
Проблема организации и развития образования, включая высшее, во все времена и во всех государствах являлась одной из самых приоритетных, вне зависимости от их политического, экономического и религиозного устройства. Наибольших успехов в этом направлении достигла Европа, где создана и успешно функционирует на протяжении более 800 лет система университетского высшего образования. За время существования университетов государства Европы испытали не одно социальное потрясение: войны, революции, смена общественно-политических формаций и др. Однако концепция университетского образования при этом практически не претерпела никаких революционных изменений.1
«Мы не должны забывать, что Европа - это не только евро, банки и экономика: она должна стать также и Европой знаний. Мы должны строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента. В большей степени это относится к университетам, которые продолжают играть переломную роль в таком развитии… Быстрорастущая поддержка Европейским союзом мобильности учащихся и преподавателей должна использоваться полностью» гласит Декларация о гармонизации европейской системы высшего образования от 25 мая 1998 года. Из этого можно сделать вывод, что европейские страны, повинуясь глобальным тенденциям, ищут пути построения наукоемкой экономики, экономики «знаний», что является одним из современных условий и одновременно характеристик успешности и гарантией дальнейшего процветания страны.2
Осознавая значимость образования в современном мире, воспринимая научно-технический прогресс как важнейшее преимущество современности, европейские страны приняли решение интегрировать свои национальные образовательные системы в единое образовательное пространство - Европу знаний. Возникнув из Декларации, подписанной в Сорбонне министрами четырех стран (Великобритания, Германия, Франция, Италия), сегодня Болонский процесс вышел за пределы Европы, вовлекая в свою орбиту все новые и новые страны.
Главная цель Болонского процесса - создание единого пространства высшего образования в Европе. Такое пространство усиливает позиции Европы в борьбе за интеллектуальное, а значит, и технологическое превосходство. К тому же в Европе уже сложился единый рынок труда, и существование различий в национальных системах образования в этом отношении существенно помешало бы развитию региона. 3
Ключевыми проблемами, на
решение которых направлен
Одной из главных задач, которые должны быть решены в рамках Болонского процесса, является задача привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, накопительной системы, легко понимаемых квалификаций приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию. Эта цель является главной, поскольку конкурентная борьба за весьма прибыльный рынок образовательных услуг в последние годы значительно обострилась, и Европа хочет противостоять агрессивной политике, прежде всего, США и Австралии, в занятии рынков сбыта услуг в сфере образования.
Пока в Европе протекает
процесс создания единого европейского
образовательного пространства, в устойчивой,
давно сложенной системе
Американская высшая школа является хорошо продуманной, полностью сформированной, устойчивой структурой с широко диверсифицированной сетью учебных заведений, эффективно выполняющая свои основные задачи как по обеспечению образованием все категории населения, так и по удовлетворению потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Система вузов США позволяет успешно контролировать и прогнозировать выпуск специалистов, что способствует тесной взаимосвязи высшей школы и рынка труда. В системе вузов сформирована группа ведущих учебных заведений, представленных в основном исследовательскими университетами, которая составляет основу американской сферы высшего образования. При этом, качество образования, предоставляемого ведущими вузами, значительно отличается от качества образования, предоставляемого средними по уровню учебными заведениями, которых абсолютное большинство.4
Тем не менее, многих американцев
не удовлетворяет состояние
Каждый восьмой из высокоталантливых выпускников средней школы не продолжает учебу в колледже. Несмотря на специальные дотации, стоимость образования является слишком высокой.
Только половина студентов, которые поступают в колледж, чтобы получить степень бакалавра, достигает своей цели. Это является достаточным поводом, что задаться вопросом, не слишком ли трудна учебная программа или, может быть, она не является достаточно стимулирующей.
Начиная с 1964 года, стандартные тесты свидетельствуют о том, что у выпускников американских колледжей наблюдается неуклонный спад речевых навыков. Некоторые специалисты считают, что в колледжах не предъявляется достаточной требовательности к выполнению студентами своих обязанностей.
Пожалуй, больше всего недовольства вызывает учебная программа колледжей в целом и, в частности, большое разнообразие предметов по выбору. В середине 1980-х годов Ассоциация американских колледжей подготовила доклад, в котором призывала к тому, чтобы во всех колледжах студентам давали какой-то единый объем знаний. Как указывалось в докладе, этот единый объем знаний, помимо требований общей грамотности, должен включать естественные науки и изучение культурных различий. Аналогичный доклад под названием «Вовлеченность в процесс образования» был подготовлен Национальным институтом просвещения. В этом докладе отмечалось, что учебная программа колледжей стала «чрезмерно ориентированной на профессионализацию». В докладе выражалось опасение, что образование, даваемое колледжами, перестает развивать в студентах «сознание причастности к общим ценностям и знаниям», которое издавна объединяет американцев в единое целое.
Действительно, некоторые студенты получают диплом, не прослушав курса по истории Западной цивилизации - не говоря уже о культурах других частей света. Другие заканчивают колледж, не изучая естественные или политические науки. Многие колледжи уже стараются исправить ситуацию, определяя основную учебную программу, обязательную для всех студентов.
Такие проблемы свидетельствуют о том, что высшее образование в Америке продолжает изменяться, как оно менялось на протяжении всей ее истории. Как и в прошлом, эти перемены могут принять неожиданный оборот. Вспомним: пуритане открывали колледжи, чтобы готовить священнослужителей. Но их выпускники проявили себя как лидеры первой конституционной демократии в мире. Колледжи, которые были построены на специально отведенных землях, были предназначены для того, чтобы обучать основам сельского хозяйства и промышленности строителей американского Запада. Сегодня многие из этих колледжей являются ведущими научно-исследовательскими центрами мира. Американские университеты были основаны с целью служить небольшому кругу элиты. В 20 веке ветераны, женщины и представители меньшинств потребовали для себя права обучаться в этих университетах. Результаты этих перемен еще впереди.5
Вывод: Европейская и американская системы высшего образования являются давно сложенными, устойчивыми системами, однако и в них существуют такие проблемы, как: не всеобщая доступность, отсутствие стандартизации (больше относится к американской системе). Развитием системы образования движет стремление привлечь к учебе как можно больше иностранных студентов, сделать национальные высшие школы привлекательными для инвестирования.
Система высшего образования должна чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, учитывающего социальные, экономические и духовные процессы, происходящие в обществе. Лишь в таком случае она сможет обеспечивать его прогресс.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов имеет фундаментальное значение для будущего страны. Она требует совместных усилий академического сообщества, государства, предпринимательских кругов. Следовательно, повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, является первостепенной задачей и необходимым условием модернизации образовательной системы страны.
Ситуацию в российском образовании достаточно хорошо охарактеризовали в научной литературе. И большинство авторов считают ее не эффективной, называя кризисной. Кризис в российском образовании создается из-за не удовлетворенных потребностей личности и общества. Отставание качества образования от изменений в мире, в России это отставание заметно больше, чем у развитых стран. Этому способствуют две причины - ошибочная образовательная политика и недостаточное финансирование.
Потребности общества и личности в получении качественных и современных знаний очень быстро нарастают. Это вынуждает преподавателя трудиться более напряженно, а значит, нужна более высокая оплата его труда. Высшее образование России финансируется всего на 35-40% от реальных запросов. Из-за такого финансирования зарплата профессора государственного вуза ниже средней по стране.
Уменьшается зарплата, а педагогические нагрузки увеличились. Вследствие чего преподаватель вынужден работать в аудиториях в 3-4 раза больше зарубежного коллеги и в 1,5-2 раза больше, чем в 80-90-е гг.; уровень же его зарплаты в 10-30 раз меньше, чем у первых, и в несколько раз меньше, чем 15 лет назад. Преподаватель теперь работает в нескольких вузах. Снизилась и мотивация преподавателя к эффективному и качественному труду. Одной из проблем модернизации образования является сверхэксплуатация преподавателя.6
Информация о работе Проблемы высшего образования в Китайской Народной Республике