Проблемы высшего образования в Китайской Народной Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью исследования является целостно-логическое изучение состояния высшего образования в КНР.
Данная цель обусловила решение следующих задач:
Состояние высшего образования в динамично развивающихся странах мира
Вопросы высшего образования в РФ
Проблематика высшего образования в КНР на современном этапе развития
Пути решения вопросов высшего образования в КНР

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблематики высшего образования 5
1.1.Состояние высшего образования в динамично развивающихся странах мира 5
1.2.Вопросы высшего образования в России 11
Глава 2. Проблемы высшего образования в КНР 17
2.1. Проблематика высшего образования в КНР на современном этапе развития 17
2.2. Пути решения вопросов высшего образования в КНР 25
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Проблемы высшего образования.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудники российских вузов – как преподаватели, так  и те, кто участвует в организации  образовательного процесса, – уже  довольно давно и глубоко вовлечены  в рыночные отношения. Достаточно сказать, что т.н. «коммерческие» студенты не первый год составляют более половины всех обучающихся, причем большая их часть приходится на государственные вузы.

Основным противоречием  современного мира является противоречие между силами глобализации (интеграция, гомогенизация, унификация) и силами идентичности, представленными различными национальными государствами, культурными сообществами и группами идентичности. Взаимосвязь этих двух сил отражается в отношении России к Болонскому процессу, куда Россия вступила в 2003 году. С одной стороны, Болонский процесс – это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании предоставляемых возможностей и глобальных перспектив. С другой стороны, России нужно сохранить свою культурную и образовательную идентичность: к примеру, многие из прославленных российских научных школ изучают, скорее, абстрактные и теоретические, нежели прикладные методы. 7

При этом страна и её руководители должны исходить из того, что инновационное  развитие России невозможно без эффективной  системы высшего образования. Масса  высококвалифицированных управленцев, инженеров, юристов, учителей – вот непременное условие для модернизации и ускорения развития. Через это прошло большинство стран с высокоразвитой экономикой. Игнорирование этого факта приводит к декларациям, а не к результатам. Для выполнения этой задачи необходимо увеличение финансирования высшей школы до уровня высокоразвитых стран. Только с хорошо финансируемой высшей школой можно готовить специалистов на самом современном уровне, специалистов, которые будут ориентированы не на повторение мировых интеллектуальных идей, а на формирование новых, пионерных, прорывных результатов

Экономические сложности в Российской Федерации привели к резкому падению финансирования образования, в том числе и высшего, доля которого в 2010 г. составила 3% от общих расходов федерального бюджета. Для сравнения: в США– 7%, во Франции– более 6%.»

Более 40% вузов имеют численность студентов менее 1 тысячи. Эти учебные заведения только с большой натяжкой можно назвать вузами. В них трудно добиться высокой концентрации профессоров и доцентов (лиц с учёными степенями), нет диссертационных советов, и напрочь отсутствует научный сектор. Студенты имеют значительно меньший выбор в изучении различных дисциплин. Как правило, в подобных вузах слабая материально-техническая база, почти нет современного оборудования и достаточных библиотечных фондов.

Неизбежно встаёт вопрос о концентрации вузов и усилении их потенциала. В стране в этом направлении  ведётся активная работа. Создано 9 федеральных и 27 национально-исследовательских университетов. Продолжается работа по объединению мелких и средних вузов.

Однако, механическое объединение  вузов лишь незначительно повышает эффективность их деятельности. В России были и есть вузы-гиганты, по численности не уступающие ведущим зарубежным вузам, а в международных рейтингах их нет. Даже МГУ, ведущий вуз страны, находится лишь на 74-м месте в мировом рейтинге вузов.8

В российских вузах нет  высокой науки, а если и есть, то её доля мизерна по сравнению с  западными университетами. У них  число занятых наукой сотрудников примерно такое же, как и занятых в учебном процессе. Кроме того, и сами преподаватели имеют достаточно времени на научную работу. В российских университетах профессура перегружена учебной работой (по 800 и более часов активной нагрузки в год). Ей некогда заниматься наукой, да и финансирование вузовской науки незначительное, ибо основные деньги на науку идут в РАН.

Повышение эффективности  работы всей системы высшего образования  России невозможно через проведение разовых мероприятий, без внедрения новых систем образования. Нужна целостная, комплексная программа развития высшей школы России, рассчитанная на десятилетие.

1 ноября 2012 года на  заседании Правительства Российской  Федерации была рассмотрена Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы.

Целью государственной  программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора  исследований и разработок и обеспечение  его ведущей роли в процессах  технологической модернизации российской экономики.

Государственная программа  отвечает на основные стоящие перед  российской наукой вызовы, среди них  – недостаточная результативность фундаментальных и научных исследований, ограниченный интерес и слабое участие  бизнеса в проведении научных исследований и разработок, поколенческий разрыв в науке, обусловленный ослаблением поддержки научной сферы государством в 1990-х годах, уходом из неё молодёжи, неконкурентные условия для работы в России ведущих учёных, слабая интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство, наконец, устаревшая материальная база научных исследований. Государственная программа нацелена на решение этих имеющихся проблем и формирование конкурентоспособного сектора российских научных исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации экономики нашей страны.

Основные планируемые  результаты реализации Государственной  программы:

  1. увеличение числа публикаций российских ученых и их цитируемости в международных базах публикаций на 50%;
  2. рост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с 30% до 60%;
  3. сокращение среднего возраста исследователей и рост доли исследователей моложе 40 лет до 35% от общей численности исследователей;
  4. рост доли оборудования в возрасте до 5 лет до 65% от общего объема оборудования.9

 

Вывод: При переходе от советской системы высшего образования  к современной российской системе  высшего образования на рубеже веков  были проведены радикальные реформы, что привело к фактической утрате единства управления отраслью. Следствием этого стало возникновение таких проблем, как: недостаточное финансирование высшей школы, потребность в высококвалифицированных педагогах, разрыв между наукой и учебным процессом. Разрабатываемые государством целевые программы призваны устранить эти проблемы.

 

 

Вывод к главе:

Система высшего образования в европейских странах сложилась давно и обладает устойчивыми характеристиками, но наличие стремления к современным, унифицированным формам образования положило начало Болонскому процессу. Этот процесс влился в европейскую систему высшего образования, куда вошло и российское образование. Европейскую, американскую и российскую системы высшего образования объединяют такие проблемы, как: недостаточная доступность для представителей всех слоев населения, отсутствие единой системы измерения качества получаемого образования. Высшее образование в России претерпевает значительные изменения в настоящий момент, что свидетельствует о крайней значимости этого вопроса для российского правительства, которое разрабатывает целевые программы для решения данных проблем.

 

Глава 2. Проблемы высшего образования в КНР

2.1. Проблематика  высшего образования в КНР  на современном этапе развития

 

Система высшего образования  в Китае в основном была сформирована в 1950-1960 гг., на основе советской системы 1950 гг. После этого, образование в  Китае не претерпевало никаких глубоких изменений, не проводилось никаких  грандиозных реформ, если не учитывать некоторые локальные изменения. Но, начиная с 1988 года, когда Китай столкнулся с вызовами информационно-технической революции нового века и жесткой конкуренции экономической глобализации, ситуация коренным образом изменилась. Система высшего образования в Китае оказалась настолько отсталой, что она нуждалась в масштабных изменениях.10

91% граждан Китая грамотны, а 15% населения в возрасте от 18 до 23 лет учатся в вузах. Высшее  образование в КНР является  платным, однако для ряда категорий студентов учебу оплачивает государство или работодатель. В стране более 1300 вузов. Около сотни лучших вузы страны имеют статус «Национальных ключевых университетов» и получают значительное финансирование от центрального правительства. Существует несколько частных университетов, но роль их в образовательной системе незначительна.

К концу 2003 г. во всей стране насчитывалось 2003 вуза, число обучающихся  в них — 19 млн. человек, валовой  коэффициент охвата высшим образованием составляет около 17%, по международно-признанным стандартам Китай вступил в этап массового обучения. В опубликованном 23 июня 2003 г. ЮНЕСКО «Докладе о положении в области высшего образования в мире» указывается: число обучающихся в китайских вузах за чрезвычайно короткий срок увеличилось в два раза, по масштабам высшего образования Китай стоит на первом месте в мире.

Несмотря на значительные успехи китайских реформ системы  образования, достигнутые за последние  годы, специалисты отмечают и ряд  важных недостатков. К числу наиболее острых проблем китайские эксперты относят:

    1. Недостаточность финансирования высших учебных заведений;
    2. Рост задолженности вузов по банковским кредитам;
    3. Недостаточный уровень подготовки выпускников с точки зрения требований работодателей;
    4. Проблемы, связанные с трудоустройством выпускников вузов.

В настоящее время  КНР провозгласила в качестве приоритетной стратегической цели развития национальной экономики постепенный  переход к наукоемкой экономике. Ее достижение требует не только многократного  увеличения численности работников тех специальностей, которые позволят стране поставлять на мировой рынок собственные наукоемкие продукты, но и добиться существенного повышения качества образования.11

Модель развития вузов, реализуемая  в Китае уже несколько десятилетий, имеет довольно жесткую структуру, характерными чертами которой являются «6 единств»: централизованный прием, соответствие расходов вузов их доходам, обязательные учебники, единое воспитание, единые экзамены, единый выпуск.

Но в последние годы данная модель развития вузов стала давать сбои. Во-первых, в структуре государственных расходов на образование ассигнования на высшую школу составляют только 24%. Они не будут существенно расти в ближайшем будущем, так как на данном этапе приоритетной для Китая стала другая задача - обеспечение стабильного уровня охвата детей сельских районов обязательным школьным образованием. Это стратегически важная задача, без решения которой невозможно достичь политической цели - построения «гармоничного общества». Во-вторых, вузы исчерпали кредит доверия у банков: их уровень кредитной задолженности таков, что они стали «ненадежными» заемщиками. В результате для многих вузов долговое финансирование стало недоступно. Поэтому их возможности самофинансирования инвестиционных программ ограничены. В-третьих, плата за обучение достигла своего «потолка», дальнейшее ее увеличение может привести к социальным протестам.

Ограниченность финансовых возможностей вузов наряду с необходимостью реформирования и модернизации учебного процесса ставит китайские высшие учебные заведения в сложное положение. Во многом его усугубляет сложившаяся система управления системой высшего образования. Высшая школа представляет собой огромную административную систему, где все решения принимаются наверху, а вузы лишь исполняют эти решения. Судьба руководства вузов полностью зависит от вышестоящих органов, поэтому ректоры университетов ведут себя как чиновники, а не организаторы-педагоги-ученые, в результате внутренние проблемы учебного процесса, интересы студентов и преподавателей занимают в их планах меньше места, чем формирование имиджа формально благополучного вуза.

Китайские специалисты, как и представители правительства, выделяют несколько наиболее острых проблем, стоящих в настоящее  время перед национальной системой высшего образования.

1. Несоответствие качества  и количества подготовленных  кадров потребностям национального рынка труда.

На рынке труда остро  ощущается дисбаланс между спросом  и предложением специалистов различных  квалификаций. Китайские вузы по-прежнему готовят, главным образом, инженеров  для традиционных отраслей промышленности, которые в новых экономических условиях не востребованы рынком труда.

Безработица среди людей  с высшим образованием приобретает  значительные масштабы. В годы 10-й  пятилетки только четыре ведущих  вуза страны могли похвастаться тем, что 95% их выпускников нашли работу сразу после окончания учебного заведения.

Сложности с трудоустройством приводят к тому, что выпускники вузов хватаются за любую более  или менее удовлетворяющую их трудовую вакансию, независимо от личных и профессиональных интересов. Многие из тех выпускников, кто после окончания поменял свою специальность, - это талантливые, способные к научной деятельности молодые люди. Их уход из отраслей фундаментальной науки часто обусловлен чисто экономическими причинами. На высших ступенях вузовского и послевузовского бучения в последние годы складывается парадоксальная ситуация: в магистратуру и аспирантуру идут обучаться те, кто оказался невостребованным на рынке труда. Китайские ученые с тревогой говорят о снижении качества послевузовского образования.

2. Недостаток инвестиций в систему высшего образования.

В соответствии с «Программой 211» в каждой провинции только одно высшее учебное заведение может получать государственную финансовую поддержку, остальные должны функционировать за счет собственных доходов.

Информация о работе Проблемы высшего образования в Китайской Народной Республике