Проблемы высшего образования в Китайской Народной Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью исследования является целостно-логическое изучение состояния высшего образования в КНР.
Данная цель обусловила решение следующих задач:
Состояние высшего образования в динамично развивающихся странах мира
Вопросы высшего образования в РФ
Проблематика высшего образования в КНР на современном этапе развития
Пути решения вопросов высшего образования в КНР

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблематики высшего образования 5
1.1.Состояние высшего образования в динамично развивающихся странах мира 5
1.2.Вопросы высшего образования в России 11
Глава 2. Проблемы высшего образования в КНР 17
2.1. Проблематика высшего образования в КНР на современном этапе развития 17
2.2. Пути решения вопросов высшего образования в КНР 25
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Проблемы высшего образования.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

4. Сохранение системы управления образованием на макроуровне, сложившемся при плановой экономике.

По характеристике бывшего  вице-премьера КНР Ли Ланьцина, курировавшего  в 1990-е годы систему образования, ей были присущи раздробленность, ведомственная  разобщенность, узость специализаций, дублирование профилей вузов и специальностей на низшем уровне, разрыв и неувязка между обучением, научными исследованиями и производством, стремление к универсальному охвату и слишком жесткое унифицированное руководство.

До того, как в 1985 г. в КНР началась реформа системы высшего образования, в стране на базе изучения и заимствования советского опыта сложилась такая система управления высшим образованием, при которой центральные ведомства и местные правительства самостоятельно создавали высшие учебные заведения (вузы) и руководили ими. Эта система, сформировавшаяся и развившаяся в условиях высокоцентрализованного планового хозяйства, в основном удовлетворяла потребности в кадрах различных специальностей для нужд экономического строительства и общественного развития. Однако по мере изменений хозяйственного механизма, ускорения научно-технического прогресса и общественного развития проблемы в системе управления высшим образованием в Китае стали проявляться все более наглядно.12

5. Неадекватная система аттестации специалистов. По ряду специальностей (финансовые работники, юристы, бухгалтеры, социальные работники и др.) отсутствуют общенациональные стандарты, как правило, применяются ведомственные квалификационные свидетельства.

6. Кризис прежних экзаменационных систем аттестации студентов.

Исключительный упор на отметки при отборе абитуриентов и их переводе с курса на курс в ходе обучения оставляет вне  внимания проблему оценки качества и  креативности образования. К тому же в стране еще не сложился среди педагогического сообщества консенсус по вопросу о том, что следует понимать под «качественным образованием». В Китае некоторые вузы отказываются от привычной системы единых для всей страны экзаменов и переходят к составлению собственных экзаменационных программ.

7. Несоответствие уровня  подготовки значительной части  преподавательского состава требованиям  модернизации системы высшего  образования. 

В высшей школе остро  стоит вопрос о подготовке молодой  смены преподавателей. Ныне существующая система профессиональной подготовки преподавателей, когда в педагогических вузах преподают, как правило, специалисты, не имеющие ученой степени, должна быть коренным образом перестроена. Для того чтобы уровень подготовки преподавателей отвечал требованиям качественного образования, необходимо реализовать общенациональный проект по их переквалификации.

Нехватка высококвалифицированных  преподавателей осложняется еще  одной проблемой - старением кадров. В конце XX в. более четверти сотрудников  вузов трудоспособного возраста (от 25 до 64 лет) составляли лица в возрасте старше 50. Обследование, проведенное в 1996 г. Пекинской ассоциацией факультетов менеджмента, показало, что в 11 ведущих вузах Пекина 88% докторов и 46% магистров были старше 56 лет. Средний возраст 425 профессоров, имевших докторскую степень, - 62 года [18, с. 70]. Эти люди выйдут на пенсию к 2010 г. Только для их замены требуется значительно увеличить подготовку педагогических кадров.

В ряде китайских вузов  на одного преподавателя приходится 40 студентов, т. е. соотношение между преподавателями и студентами нарушено в несколько раз.

В Китае наблюдается  хорошо знакомое нынешней России явление, образно названное «утечка мозгов». Немало талантливых выпускников китайских вузов стараются уехать за границу для продолжения обучения и не возвращаются на Родину. С 1978 по 2002 гг. на учебу за рубеж за государственный или собственный счет в общей сложности выехало 580 тыс. стажеров в 103 страны мира, но вернулись на Родину после обучения лишь 160 тыс., т.е. менее 1/3 студентов.

Ежегодно 25 тыс. молодых  китайцев направляются за рубеж на обучение, тратя на эти цели 4 млрд. юаней (около 482 млн. долл.), т.е. в среднем  каждый отъезжающий китаец расходует  от 140 до 180 тыс. юаней (17-21,7 тыс. долл.). Крупные  западные фирмы приглашают талантливых выпускников китайских вузов на учебу, предоставляя им стипендию, которую они должны по окончании обучения отработать на фирме-спонсоре.

Известные зарубежные компании, к примеру, «Моторола», «Мерседес-Бенц», «Самсунг», «Сони» охотно выделяют средства на дальнейшее обучение способных выпускников китайских вузов. Так, 50% из 100 различных стипендий в университете Цинхай предоставляются иностранными инвесторами. В Пекинском университете 3 млн. из 4 млн. юаней, выделенных на стипендии, - это деньги иностранных компаний. По мнению западных экспертов, от расширения возможностей получения образования за рубежом выигрывает и сам Китай, во-первых, потому что китайские вузы в настоящее время не способны принять всех желающих учиться, а во-вторых, в будущем возвращение дипломированных специалистов из-за рубежа позволит поднять профессиональный уровень рабочей силы Китая.

По состоянию на конец 2011 года, количество китайских студентов, обучающихся в других странах, достигло 1,42 млн человек. За последние три года их стало больше на 23%, а Китай превратился в крупнейший в мире источник международных студентов.

В то же время, под влиянием стимулирующей политики, все больше и больше студентов, получивших образование  за рубежом, принимают решение вернуться домой, чтобы открыть собственные предприятия или поступить на службу в государственные структуры. За один только 2011 год 186 тысяч учащихся вернулись в Китай, что на 5 тысяч человек больше, чем в 2010 году. По данным статистики, за последние два года число вернувшихся на Родину выпускников возросло на 31%.

В 2011 году количество иностранных  студентов, которые обучаются в  Китае, впервые превысило 290 тысяч, т.е. на 27 тысяч больше, чем в 2009 году. Количество учащихся и студентов, получивших премии китайского правительства, достигло самого высокого уровня с момента основания государства, а темпы роста количества иностранных учащихся, приезжающих на учебу в Китай, за последние два года достигли показателя в 10,8%13

 

Вывод: В китайской  системе высшего образования немало проблем, с которыми правительство страны начало борьбу еще в 80-х гг. XX века. Основными проблемами являются: дефицит финансирования профессионально-технических учреждений, несоответствие квалификации преподавателей требованиям работодателей, темп роста приема в вузы превышает темп расширения сети профессионального образования, острая нехватка высококвалифицированных рабочих кадров, структура выпуска специалистов не  соответствует потребностям рынка рабочей силы.

 

2.2. Пути решения вопросов  высшего образования в КНР

 

В последние десятилетия  китайское высшее образование развивается  высокими темпами и неуклонно  движется в сторону современных  мировых стандартов. Министр образования  КНР Чжоу Цзи, выступая в Хайнаньском  университете в начале 2007 г., отметил, что за 10 лет расходы вузов на обучение и проведение научно-исследовательских работ увеличились соответственно в 4 и 6 раз.

Официально в КНР  установлены следующие стратегические приоритеты высшего образования:

1) развитие высшего  образования - решающее условие будущего экономического процветания КНР, поддержания международной конкурентоспособности страны в рамках глобальной тенденции перехода к наукоемкой экономике;

2) развитие креативности  в образовании невозможно без  одновременного учета интересов как общества, так и отдельных граждан;

3) инвестиции в образование  относятся к наиболее эффективным  долгосрочным вложениям в экономические  ресурсы;

4) необходимость повышения  качества высшего образования  с учетом практических потребностей  национальной экономики;

5) курс на децентрализацию  системы финансирования высшего  образования и административного  регулирования при усилении направляющей роли государства;

6) модернизация системы  высшего образования с тем,  чтобы студенты не только получали  представление о последних научных достижениях в изучаемых дисциплинах, но и практические навыки, позволяющие им сразу после окончания учебного заведения работать по специальности.

На рубеже XX-XXI вв. происходило  слияние мелких вузов, закрывались узкоспециализированные краткосрочные профессиональные колледжи. Укрупнение вузов позволяло более рационально использовать материальные ресурсы, педагогический и научный потенциал, сократить управленческий аппарат. Менялось содержание и методики обучения, набор изучаемых учебных дисциплин, а вместе с этим обновлялись и создавались новые учебные пособия. В учебных планах вузы значительно увеличили время, отводимое на факультативы и предметы по выбору. В настоящее время в среднем в рабочих планах вузов факультативы и предметы по выбору составляют 20-30% от общего объема учебной программы.

В китайских вузах  больше внимания стали уделять изучению современных западных научных теорий. С целью повышения качества обучения в стране принята и реализуется  с 1995 г общенациональная «Программа 211». В соответствии с данной программой в 100 ключевых вузах качество обучения, научно-исследовательской работы и хозяйственной деятельности должны достичь самых высоких международных стандартов, а сами учебные заведения – войти в число ведущих вузов мира. Программа реализуется за счет как бюджетных ассигнований, так и средств самих вузов. Так, только за годы девятой пятилетки (1995-2000) на эти цели было выделено из централизованного бюджета 10,89 млрд. юаней, из них на развитие ведущих научных направлений выделялось 6,21 млрд. юаней, а на строительство образовательной инфраструктуры - 1,01 млрд. юаней. Реализация «Программы 211» позволила увеличить площадь учебных корпусов и лабораторий на 3 млн. кв.м. Инвестиции в оборудование, развитие библиотек и научные исследования в вузах, включенных в «Программу 211», составили соответственно 54,31 и 72% от общих капиталовложений всех вузов страны.

Название проекта появилось  от сокращения «21 век» и «100 университетов». В настоящее время в проекте принимают участие около 110 университетов КНР, что составляет около 6 % от общего числа университетов. На вузы, принимающие участие в проекте, приходится 4/5 докторов, 2/3 аспирантов, 1/2 иностранных студентов, 1/3 бакалавров. Кроме того, они готовят студентов по 85 % всех специальностей, контролируют 96% лабораторий, на них приходится 70 % бюджетных ассигнований.

Проблему управления системой образования тоже находит  свое решение. Ныне действующая система управления образованием получила в КНР образное название модели «монополии на макроуровне и плюрализма на микроуровне». В непосредственном подчинении Министерства образования осталось всего 72 вуза, еще примерно 300 вузов находятся под контролем центральных ведомств, остальные - под контролем провинциальных и муниципальных ведомств. В ходе административной реформы большая часть прежних министерств и ведомств была ликвидирована или реорганизована. Подчинявшиеся им высшие учебные заведения были переподчинены: наиболее крупные - Министерству образования, остальные - управлениям образования провинций и муниципалитетов, ряд вузов были объединены. Только за 2005-2006 гг. таким образом было реорганизовано свыше 300 вузов. В ходе реформы системы управления высшего образования было решено, что центр будет финансировать ранее утвержденные капитальные расходы реорганизуемых вузов, а местные правительства - текущие расходы.

В то же время пока в  КНР до конца не определено, каким  образом следует сочетать демократические  и административные методы управления образовательными заведениями; как часто следует проводить ротацию руководящих кадров; каким образом можно реализовать мобильность преподавателей между вузами; насколько отвечает интересам общества в целом переход системы образования на рыночные принципы.

Реформа системы управления образованием должна учитывать два канала взаимосвязей, которые пока в должной мере не задействованы. Один канал (сверху вниз) предполагает, что правительство централизованно определяет общие направления развития образования; второй (снизу вверх) означает, что общество в состоянии сигнализировать правительству о своих образовательных потребностях.14

В конце 90-х годов наряду с «Проектом 21–1» был введен в действие «Проект 98–5», в соответствии с которым было отобрано 40 «лучших из лучших» вузов. С 1998 по 2005 год государство выделило на нужды их инновационного развития 50 млрд юаней (6,2 млрд долл. США).

Проект «985» - проект по развитию системы высшего образования в Китае, предложенный бывшим президентом КНР Цзян Цзэминем на праздновании 100-й годовщины Пекинского университета 4 мая 1998 (по обозначению года и месяца: 98-5 (май)). Основная цель проекта — при сотрудничестве с местными правительствами вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая.

4 мая 1998 года Цзян  Цзэминь сказал: «КНР должна быть представлена в мировом научном сообществе университетами высшего уровня», — после чего проект и начал осуществляться. В первой фазе были отобраны 9 университетов, которые получили средства на развитие на период трёх лет:15

Китай постепенно повышает уровень квалификации учителей и требования к уровню их подготовки. В Китае осуществляется преобразование педагогических университетов в «классические университеты» с сохранением функции подготовки учительских кадров, при одновременном расширении подготовки учителей широкого профиля. Урон, нанесенный в годы «культурной революции» системе образования отражается на положении преподавателей. Хотя педагогическое образование в Китае с тех пор отмечено заметными успехами, однако по-прежнему сохраняется ряд проблем, таких как неравномерность развития педагогического образования в городе и на селе, где высок дефицит учителей и недостаточно компьютерной техники.16

Благодаря концентрации ресурсов на ключевых направлениях в  системе образования КНР были достигнуты крупные успехи: в сжатые сроки подготовлены высококвалифицированные кадры для наиболее перспективных секторов экономики, совершен скачок в развитии высоких технологий.

Информация о работе Проблемы высшего образования в Китайской Народной Республике