Профилактика профессиональных рисков в деятельности специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить сущность профессиональных рисков социальной работе. Проанализировать синдром эмоционального выгорания и обозначить методы и профилактику его предотвращения. Чтобы достичь данной цели, мной были поставлены следующие задачи: 1.Определить сущность и содержание профессионального риска. 2. Охарактеризовать особенности социальной работы. 3. Изучить теоретический аспект «эмоционального выгорания».
4. Обозначить факторы, влияющие на «эмоциональное выгорание».
5. Описать методы, предотвращения и профилактику феномена.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3-4
Профессиональные риски в социальной работе……………………. 5
1.1.Теория профессиональных рисков и их характеристики……….... 5-10
1.2.Особенности социальной сферы…………………………………... 11-18
Синдром эмоционального выгорания ……………………………… 19
2.1.Факторы, влияющие на развитие «эмоционального выгорания»…………….………………………………………..…… 19-23
2.2. Методы предотвращения и профилактика синдрома «эмоциональное выгорание» …………………………………………………………… 24-30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………… 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ11.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

 Распространенной является точка зрения, согласно которой влияние характеризуется как двусторонний процесс взаимодействия. Он может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие и сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества. С другой стороны в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Знания и опыт, приобретенные  социальным работником в процессе учебы  и жизненной практики, являются фундаментальной  основой его способности оказывать  свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать  в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и  опыт применяются, прежде всего, в межличностных  отношениях. В этой сфере большое  значение имеют такие умения и  навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен  в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника-дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Важное место отводится специализации  социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи пожилым и инвалидам, третьи - в работе с детьми, у которых  нет родителей и др. Такая специализация  требует знания соответствующих  теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как  подойти к анализу ситуации, разработать  программу оказания помощи, какие  методы применить для решения  проблем, знать соответствующие  законы и политику государства по этим вопросам.8

Особая сфера применения знаний и умений социального работника - ориентация в проблемах моделирования  и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, группы, сообществ. Здесь  от специалистов требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние  на процедуру принятия решений, на использование  властных полномочий, на коммуникативные  функции, на ролевые позиции.

Кроме того, социальный работник располагает  знаниями социальных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства, таких, как больницы, школы, детские учреждения, государственные  органы. Знает, как функционируют  эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают  на клиентов, как выйти на эти  системы, знает законы, которые регламентируют их деятельность и т.д. Репутация  социального работника складывается в процессе взаимодействия его с  окружающей средой. Чем больше людей  общается с ним и убеждается в  его знаниях, компетентности, богатом  жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности  и открытости, коммуникабельности и  обязательности, тем выше его репутация.

Восприятие людьми окружающего  мира, а также их поведение в  определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому  в деятельности социального работника  важное место занимает уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.9

Итак, специалист по социальной работе в своей работе должен:

- иметь хорошую профессиональную  подготовку, знания в различных  областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и  математической статистики;

- обладать достаточно высокой  общей культурой, быть эрудированным  человеком, что предполагает наличие  хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

- владеть информацией о современных  политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

- обладать предвидением, т.е. предвидеть  последствия своих действий, не  попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою  позицию;

- обладать определенной социальной  приспособляемостью (в связи с  разнообразием контингента, нуждающегося  в советах специалиста социальной  сферы);

- уметь контактировать с трудными  подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми людьми, и людьми, находящимися  на реабилитации, и т.д.;

- иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и  доверие у окружающих, соблюдать  профессиональную тайну;

- обладать эмоциональной устойчивостью,  быть готовым к психическим  нагрузкам, избегать невротических  отклонений в собственных оценках  и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному;

- уметь принимать нужное решение  в неожиданных ситуациях, четко  формулировать свои мысли, грамотно  и доходчиво их излагать.

Личностные качества социального  работника принято разделять  на три группы. К первой группе относятся  психофизиологические характеристики, от которых зависят способности  к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника  как личность. К третьей группе - психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного  обаяния. Качества первой группы, которые отражают психические процессы - восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния - усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявление сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность… должны отвечать требованиям, предъявляемые к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям  профессии особенно сильно проявляется  в сложных ситуациях, когда требуется  мобилизация всех личных ресурсов для  решения сложной, чаще всего нестандартной  задачи.

Для социального работника важен  и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как  показатель социальной и эмоциональной  зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько  процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику  часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.10

Обобщая знания об особенностях деятельности социального работника и его  личных качествах, можно сделать  выводы, что социальная работа как  вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление  социальной помощи практически невозможно.      Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Высокий профессионализм социальных работников позволяет достигать наибольшего эффекта от вложенных в социальное обеспечение населения средств.

Как уже было нами рассмотрено ранее, профессиональная деятельность претерпевает значительные искажения в особо  неблагоприятных и экстремальных  условиях труда, которые могут привести к нарушениям разных систем организма  и психики. Деятельность в особых условиях анализируется и с помощью  таких параметров, как особенности  экстремальных факторов, функциональные психические состояния и психологические  качества личности.

Профессия социальный работник сопряжена  со специфическими трудностями, потому что в своей деятельности он имеет  дело с неблагополучными, переживающими  стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он несет моральную  ответственность. Социальному работнику  приходится встречаться с клиентом в тяжелые для него моменты жизни. Процесс профессиональной деятельности социального работника приводит к снижению его трудоспособности. И главное, чтобы решать чужие проблемы, социальный работник должен уметь справиться со своими. 

Здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности, в  том числе и в социальной работе. Психологические и физиологические  потери наносят ощутимый вред здоровью человека, являются причиной многих заболеваний. К специалисту - профессионалу в  социальной работе предъявляются жесткие  требования к его психофизиологическим особенностям.11

Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального  работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность  выполнить их. Стресс как состояние  психической напряженности, вызванное  трудностями, опасностями, в целом  мобилизует человека на их преодоление. Но, если стресс превышает критический  уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека.

Чрезмерный стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает  качество жизни для большого числа  трудящихся, в том числе специалистов по социальной работе.

К профессиональным стрессам в социальной сфере относят:

- вхождение в новую профессиональную  среду;

- ситуацию нововведений и конфликтов  в этой сфере;

- ситуации изменения требований  к профессии, внутренних кризисов;

- ситуации, связанные с профессиональным  ростом, карьерой;

- и др.

Например, ситуация нововведений и  конфликтов в профессиональной сфере  социального работника может  способствовать появлению у него таких стрессовых проявлений, как  беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.

Улаживание труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно  меняющиеся внешние условия - все  это делает стресс профессиональным заболеванием социального работника.

Личностные стрессы социального  работника могут быть вызваны  такими факторами, как:

- ситуации изменения или утраты  социального статуса;

- ситуация потери работы;

- ситуация риска;

- ситуации с экстремальными  условиями;

- неопределенные ситуации.

Стрессовая реакция зависит  от индивидуального потенциала, как  физического, так и мыслительного. Поэтому реакция на стресс у каждого  социального работника своя.

Физиологические сдвиги в организме, вызванные процессом труда и  понижающие работоспособность, а также  создающие конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями социального работника  определяются, как трудовое утомление. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности - эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность.12

На стадии выраженного утомления  все это приобретает выраженные черты, такие как: замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов.

По сути, утомление - это естественное состояние, неизбежно возникающее  в определённый момент выполнения деятельности; оно несёт функцию защиты. Но при  длительном утомлении, без периодов восстановления развивается хроническое  утомление и переутомление, при  котором ухудшение психофизиологического  состояния не компенсируется отдыхом.

К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности социального работника  относятся и состояния психической  напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных  социальных проблем, приводящими к  ощущению дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистического настроения.

В социальной работе деятельность человека характеризуется увеличением роли когнитивной деятельности, возрастанием значения функции внимания, активного  наблюдения, и контроля, переработки  поступающей информации и принятия решения в условиях острого дефицита времени. Таким образом, их труд почти всегда связан с умственным и эмоциональным напряжением, которое может вызвать развитие нервного перенапряжения.

Информация о работе Профилактика профессиональных рисков в деятельности специалиста по социальной работе