Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель: определить сущность профессиональных рисков социальной работе. Проанализировать синдром эмоционального выгорания и обозначить методы и профилактику его предотвращения. Чтобы достичь данной цели, мной были поставлены следующие задачи: 1.Определить сущность и содержание профессионального риска. 2. Охарактеризовать особенности социальной работы. 3. Изучить теоретический аспект «эмоционального выгорания».
4. Обозначить факторы, влияющие на «эмоциональное выгорание».
5. Описать методы, предотвращения и профилактику феномена.
Введение…………………………………………………………………… 3-4
Профессиональные риски в социальной работе……………………. 5
1.1.Теория профессиональных рисков и их характеристики……….... 5-10
1.2.Особенности социальной сферы…………………………………... 11-18
Синдром эмоционального выгорания ……………………………… 19
2.1.Факторы, влияющие на развитие «эмоционального выгорания»…………….………………………………………..…… 19-23
2.2. Методы предотвращения и профилактика синдрома «эмоциональное выгорание» …………………………………………………………… 24-30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………… 34
Распространенной является точка зрения, согласно которой влияние характеризуется как двусторонний процесс взаимодействия. Он может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие и сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества. С другой стороны в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
Знания и опыт, приобретенные
социальным работником в процессе учебы
и жизненной практики, являются фундаментальной
основой его способности
Другая сфера применения знаний и умений социального работника-дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.
Важное место отводится
Особая сфера применения знаний и умений социального работника - ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, группы, сообществ. Здесь от специалистов требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия решений, на использование властных полномочий, на коммуникативные функции, на ролевые позиции.
Кроме того, социальный работник располагает
знаниями социальных источников и систем
обеспечения социальными
Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому в деятельности социального работника важное место занимает уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.9
Итак, специалист по социальной работе в своей работе должен:
- иметь хорошую
- обладать достаточно высокой
общей культурой, быть
- владеть информацией о
- обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;
- обладать определенной
- уметь контактировать с
- иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну;
- обладать эмоциональной
- уметь принимать нужное
Личностные качества социального
работника принято разделять
на три группы. К первой группе относятся
психофизиологические характеристики,
от которых зависят способности
к данному виду деятельности. Ко
второй - психологические качества,
характеризующие социального
Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.
Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.10
Обобщая знания об особенностях деятельности социального работника и его личных качествах, можно сделать выводы, что социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Высокий профессионализм социальных работников позволяет достигать наибольшего эффекта от вложенных в социальное обеспечение населения средств.
Как уже было нами рассмотрено ранее,
профессиональная деятельность претерпевает
значительные искажения в особо
неблагоприятных и
Профессия социальный работник сопряжена со специфическими трудностями, потому что в своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он несет моральную ответственность. Социальному работнику приходится встречаться с клиентом в тяжелые для него моменты жизни. Процесс профессиональной деятельности социального работника приводит к снижению его трудоспособности. И главное, чтобы решать чужие проблемы, социальный работник должен уметь справиться со своими.
Здоровье - одно из условий достижения
успеха в любой деятельности, в
том числе и в социальной работе.
Психологические и
Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Но, если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека.
Чрезмерный стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся, в том числе специалистов по социальной работе.
К профессиональным стрессам в социальной сфере относят:
- вхождение в новую
- ситуацию нововведений и
- ситуации изменения требований
к профессии, внутренних
- ситуации, связанные с профессиональным ростом, карьерой;
- и др.
Например, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере социального работника может способствовать появлению у него таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.
Улаживание труднейших обстоятельств, ограниченные ресурсы, требовательные клиенты, низкая зарплата и постоянно меняющиеся внешние условия - все это делает стресс профессиональным заболеванием социального работника.
Личностные стрессы
- ситуации изменения или утраты социального статуса;
- ситуация потери работы;
- ситуация риска;
- ситуации с экстремальными условиями;
- неопределенные ситуации.
Стрессовая реакция зависит от индивидуального потенциала, как физического, так и мыслительного. Поэтому реакция на стресс у каждого социального работника своя.
Физиологические сдвиги в организме,
вызванные процессом труда и
понижающие работоспособность, а также
создающие конфликт между внешними
требованиями работы и снизившимися
возможностями социального
На стадии выраженного утомления все это приобретает выраженные черты, такие как: замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов.
По сути, утомление - это естественное
состояние, неизбежно возникающее
в определённый момент выполнения деятельности;
оно несёт функцию защиты. Но при
длительном утомлении, без периодов
восстановления развивается хроническое
утомление и переутомление, при
котором ухудшение
К неблагоприятным факторам профессиональной
деятельности социального работника
относятся и состояния
В социальной работе деятельность человека
характеризуется увеличением