Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель: определить сущность профессиональных рисков социальной работе. Проанализировать синдром эмоционального выгорания и обозначить методы и профилактику его предотвращения. Чтобы достичь данной цели, мной были поставлены следующие задачи: 1.Определить сущность и содержание профессионального риска. 2. Охарактеризовать особенности социальной работы. 3. Изучить теоретический аспект «эмоционального выгорания».
4. Обозначить факторы, влияющие на «эмоциональное выгорание».
5. Описать методы, предотвращения и профилактику феномена.
Введение…………………………………………………………………… 3-4
Профессиональные риски в социальной работе……………………. 5
1.1.Теория профессиональных рисков и их характеристики……….... 5-10
1.2.Особенности социальной сферы…………………………………... 11-18
Синдром эмоционального выгорания ……………………………… 19
2.1.Факторы, влияющие на развитие «эмоционального выгорания»…………….………………………………………..…… 19-23
2.2. Методы предотвращения и профилактика синдрома «эмоциональное выгорание» …………………………………………………………… 24-30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………… 34
Социальный работник идёт на огромный риск, на него воздействует вся гамма общественных явлений: от нищеты до благополучия, от власти до анархии. Важно обладать профессионально значимыми качествами, чтобы в процессе помощи другим предотвратить собственное «самоистребление». В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности. 21 Существует также немало конкретных способов преградить путь ”синдрому сгорания”, это культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей; внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; чтение хорошей литературы; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать “синдрома сгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.
Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого социального работника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренингов, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании своей цели. Умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны абонентов, не принимать ее на свой счет – это способности, помогающие предотвратить «выгорание». Есть еще один важный фактор, провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления. Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных сотрудникам социальных служб, специфике их работы, достижениям. Следует подчеркнуть, что личность развивается не только под воздействием внешнего мира. Большую роль играют тенденции саморазвития, когда свойства личности формируются исходя из потребностей самой личности, направленных на достижение определенного уровня самореализации. В этом смысле особенно важным является признание личностного своеобразия каждого профессионала и его права на самостоятельный поиск своего профессионального пути. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности
Социальные работники должны хорошо себе представлять профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения. Методами, используемыми при этом, могут быть физические упражнения, рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего процесса.
На карьеру оказывают влияние, прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность. В связи с этим, необходимо изучать специфику деятельности социального работника, личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы и факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания» и других рисков, чтобы целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.22
Заключение
Данная проблема имеет место в обсуждении. Профессия социальный работник весьма тяжелая как эмоционально, так и физически. К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности социального работника относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущению дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистического настроения. В результате изучения теоретических источников: научной и учебной литературы, периодических изданий, Интернет источников по проблеме профессиональных рисков в социальной работе, мы пришли к выводу: цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд резюмирующих выводов:
1. Сущность и содержание профессионального риска была определена. Профессиональный риск определяется, как риск, связанный с профессиональной деятельностью человека.
2. Особенности социальной работы выявлены. Этот вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке.
3. Изучили и проанализировали феномен «эмоционального выгорания» и пришли к выводу, что причиной возникновения синдрома является наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника. Кроме этого, профессиональные кризисы, которые неоднократно проявляются в течение всей профессиональной деятельности социального работника.
4. Были определены факторы влияющие на «эмоциональное выгорание». Это: когнитивные, поведенческие, аффективно мотивационные. Анализ литературы по проблеме изучения факторов позволяет сделать следующие выводы: в социальной работе можно выделить две группы отрицательных факторов: объективные (организационные и ролевые) и субъективные (особенности самой личности).
5. Представлены методы по разрешению данной проблемы в сфере социальной работы. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания. Помимо этого, существуют методы вида физических упражнений, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры и применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации рабочего процесса.
Список используемой литературы:
2 В.Д. Роик Профессиональный риск: проблемы анализа и управления
3 Шихов А.К. Страхование. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2001. 52. 52.Шмелева Н.Б. Личность специалиста социальной работы (психолого-педагогический аспект) // Работник социальной службы.- 2000.- №4.- стр.33-37.
4 Роик В.Д. Профессиональные риски. - М.: АНКИЛ, 2004.
5 Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.- 1992
6 Роик В.Д. Профессиональные риски. - М.: АНКИЛ, 2004.
7 Холостова, Е.И. Теория и методология исследования социальной работы / Е.И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №2. - С.4-7.
8 Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c
10 Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики// Социальная работа.- 2005.
11 Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000.
12 Васильева Н.Ю. Психологический портрет социального работника// Социальная работа.- 2004.
13 Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т. И. Рогинская// Психологический журнал - 2002
14 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.-2004.
15 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.-2004.
16 Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск// Вестник Московского ун-та, серия «Психология».-2000
17 Физиологические и психические основы труда.- М.: Политиздат,
18 Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2005.
19 Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.-М, 2006.
20 Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.
21 Маркова А.К. Психология профессионализма.- М, 2001.
22 Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.-М, 2004.