Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель: определить сущность профессиональных рисков социальной работе. Проанализировать синдром эмоционального выгорания и обозначить методы и профилактику его предотвращения. Чтобы достичь данной цели, мной были поставлены следующие задачи: 1.Определить сущность и содержание профессионального риска. 2. Охарактеризовать особенности социальной работы. 3. Изучить теоретический аспект «эмоционального выгорания».
4. Обозначить факторы, влияющие на «эмоциональное выгорание».
5. Описать методы, предотвращения и профилактику феномена.
Введение…………………………………………………………………… 3-4
Профессиональные риски в социальной работе……………………. 5
1.1.Теория профессиональных рисков и их характеристики……….... 5-10
1.2.Особенности социальной сферы…………………………………... 11-18
Синдром эмоционального выгорания ……………………………… 19
2.1.Факторы, влияющие на развитие «эмоционального выгорания»…………….………………………………………..…… 19-23
2.2. Методы предотвращения и профилактика синдрома «эмоциональное выгорание» …………………………………………………………… 24-30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………… 34
Значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».
Формированию нервного перенапряжения
могут способствовать и личностные
особенности социального
- мотивационные конфликты и
конфликты интимно-личностного
- усиление значения
- непонимание между близкими людьми;
- агрессивность;
- нейротизм (эмоциональная неустойчивость);
- хроническая тревожность и внутреннее напряжение.13
Глава 2. Синдром «эмоционального выгорания»
2.1 Факторы, влияющие на развитие «эмоционального выгорания»
Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач; достигать результатов, соответствующих стандартам; уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций, предъявляемых социальному работнику. 14 Существенную роль в «эмоциональном выгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования посвященные изучению взаимосвязи между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней «сгорания», проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.
Следующим неблагоприятным фактором связанным с риском возникновения эмоционального выгорания в труде социального работника являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. Они могут возникать, например, на начальном этапе профессиональной деятельности, при переходе к смежной специальности внутри профессии, при необходимости переквалификации. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту или ,наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции. Риск возникновения «эмоционального выгорания» личности специалиста в социальной работе увеличивается в таких случаях:
— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
— работа с '”немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися; огромные усилия консультанта помочь им и трудно ощутимые результаты такой работы;
— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
— неразрешенные личностные конфликты консультанта.15
В некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на сознании правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда. Если человеку не удается преодолеть кризисное состояние, синдром «выгорания»
могут возникнуть личностные деформации, характеризующиеся угасанием позитивных установок, усилением негативного отношения к себе или к другим. В ходе взаимодействия с субъектом социальный работник, используя свою личность как инструмент влияния на него, если социальный работник, часто прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости. Это вызвано тем, что общение с другими людьми обязательно включает и их воздействие на социального работника. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту социальный работник как бы принимает в себя особенности личности своего партнера по деловому общению и его проблемы, что является небезопасным для его психического здоровья.
Имеют значение и производственные факторы «выгорания», когда социальный работник:
а) оценивает свою работу как незначимую;
б) не удовлетворен профессиональным ростом;
в) испытывает недостаток самостоятельности и считает, что его излишне контролируют;
г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);
л) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требований;
е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).
Существенно влияют на развитие личности специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействий специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и другие факторы. Восприятие личностью социального работника социального мира и отдельного человека во многом будет определяться не только личностным развитием, но и в большей мере объективными обстоятельствами.
Личностные стрессы
Таким образом, анализ литературы по проблеме изучения факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания, позволяет сделать следующие выводы: в социальной работе можно выделить две группы отрицательных факторов.
Объективные (организационные и ролевые) – порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией. Это, например, переутомление, чрезмерная психологическая напряжённость в работе с клиентами, отрицательный социально-психологический климат в коллективе.
Субъективные – особенности личности. Обе группы связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Практика показывает, что процесс трудовой деятельности в ситуациях, когда специалист переживает психотравмирующие факторы может приводить к снижению, как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентации в труде. На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.17
2.2 Методы предотвращения и профилактики синдрома «эмоционального сгорания»
Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей силы, образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Предупреждение болезненных
Требование здоровья в этой области обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.19
Компетентность специалиста, умение быстро и эфективно решать проблемы клиента– фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы — курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация — завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:
1. развития знаний, навыков и умений.
2. улучшения условий труда и отдыха.
3. развития содержания труда.
4. развития средств труда.
5. развития мотивации.
6. изменения оплаты труда.
7. социальная защиты самих «защищающих».
8. система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.
9. система улучшения психологического климата в коллективе.20
Доминирующими факторами сохранения психического здоровья и профессионального развития персонала в структурах социальной защиты и помощи являются первая, третья и девятая. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в последнее время появились большие возможности для получения высшего образования (в том числе и второго), повышения квалификации. Во-вторых, содержание труда, выполняемого различными работниками системы соцзащиты, более или менее отстоялось в связи со становлением самой системы как сферы трудовой занятости. Однако, наряду с этим общим процессом существуют типичные проблемы, которые требуют «развивающих решений» : более точное распределение должностных задач, обязанностей и прав; исключение дублирования при выполнении функций; усталость, наступающая от физических и психологических нагрузок, и др. В-третьих, посильной оказалась проблема улучшения психологического климата в коллективе. В значительной мере это происходит благодаря «нарыванию» ситуации «Если не мы, то кто? »