Прогноз: сущность, функции, значение. Значение прогнозирования для ИСЭПП. Экстраполяция как метод прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия прогнозирования, его сущности, методов и функций в различных областях жизни общества.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
• Охарактеризовать сущность прогнозирования и его основные виды;
• Рассмотреть методы прогнозирования и его основные принципы;
• Изучить особенности прогнозирования в политической, экономической и социальной сферах жизни общества.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
• метод наблюдения и описания, позволяющий изучить имеющуюся литературу по выбранной теме;
• метод системного анализа, помогающий рассмотреть прогнозирование в комплекте экономических, политических и социальных связей;
• метод компонентного анализа, определяющий место прогнозирования в исследовании политических и социально — экономических процессов.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Прогноз: сущность, функции, значение. Экстраполяция как метод прогнозирования.
1.1. Сущность прогноза и значение прогнозирования для общественного развития....................................................................................................................7
1.2. Основные методы прогнозирования...................................................16
1.3. Значение экстраполяции для прогностических исследований..........................................................................................................24
1.4. Виды социально — экономического и политического прогнозирования.....................................................................................................28
Глава 2. Организация государственного прогнозирования социально — экономического развития Российской Федерации
2.1 Сущность и значение государственного прогнозирования социально - экономического развития страны..........................................................................39
2.2. Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации...............................................46
2.3. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономика..........................................................................................48
Заключение..............................................................................................................46
Приложения.............................................................................................................50
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в  г. Уфе

 

 

 

Кафедра экономики  и управления

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»

на  тему: " Прогноз: сущность, функции, значение. Значение прогнозирования для ИСЭПП. Экстраполяция как метод прогнозирования."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТУДЕНТА 3 КУРСА_____очного_____отделения

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное  управление»

Ф.И.О.(студента) Мухаметовой Лии Салаватовны

РАБОТУ ПРОВЕРИЛ:

Ф.И.О.(преподавателя) доцент кафедры экономики и управления, к. фил. наук Михайличенко Д. Г.

ОЦЕНКА: «__________»_________________

 

 

 

УФА 2011

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Прогноз: сущность, функции, значение. Экстраполяция как метод прогнозирования.

1.1. Сущность прогноза  и значение прогнозирования для  общественного развития....................................................................................................................7

1.2. Основные методы прогнозирования...................................................16

1.3. Значение  экстраполяции для прогностических  исследований..........................................................................................................24

1.4. Виды социально  — экономического и политического  прогнозирования.....................................................................................................28

Глава 2. Организация  государственного прогнозирования  социально — экономического развития Российской Федерации

2.1 Сущность  и значение государственного  прогнозирования социально - экономического  развития страны..........................................................................39

2.2. Организация государственное  прогнозирование социально-экономического  развития Российской Федерации...............................................46

2.3. Стратегия и Концепция  социально-экономического развития  России до 2020 года: экономика..........................................................................................48

Заключение..............................................................................................................46

Приложения.............................................................................................................50

Список используемой литературы.........................................................................55

 

 

 

 

 

Введение.

Предсказание будущего –  одна из форм проявления познавательной активности человека, проявляющаяся посредством его специфической практической деятельности в области предвидения, т.е. получения информации о будущем. Говоря о предвидении, следует помнить о двух его разновидностях - научном и ненаучном, в рамках последнего обычно называют: интуитивное, обыденное, религиозное. Согласно же терминологическому справочнику по проблемам прогнозирования ”научное предвидение” представляет собой опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.1 Научное предвидение исходит из признания возможности 1)априорного анализа и оценки информации об объекте предвидения, 2)обоснования и построения на этой основе теории, модели развития изучаемого объекта, а так же 3)устойчивости воспроизводства результатов предвидения в рамках используемой теории развития.

Исходным пунктом  любой познавательной деятельности в его основе является такое простое  и понятное человеческое качество как любопытство, детское желание заглянуть в неизвестность, предугадать его. Однако человек перестал бы быть сам собой, если бы он всегда был доволен своими перспективами и не попытался изменить их. Поэтому, говоря о предсказании, мы чаще всего имеем в виду нашу активную позицию к будущему. В соответствии с этим согласно терминологии прогностики “прогноз (предсказание)” – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.2 Часто данное определение уточняется следующим образом “вероятностное научно обоснованное суждение о возможных и желаемых состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления”. Таким образом, прогнозирование – это процесс разработки прогноза, а цель прогнозирования – вынесение научнообоснованных суждений о будущих состояниях, изучаемых систем, а также альтернативах их достижения.

Чрезвычайно важным является вопрос о возможности  выявления общих закономерностей, методологии, процедур и методов обоснования прогнозной деятельности. Совокупность теоретических знаний и методических наработок по данной проблематике и составляет предмет изучения прогностики – научной дисциплины о закономерностях разработки прогнозов. Она изучает и обосновывает общие принципы, методологический и методический аппарат прогнозирования развития объектов любой природы. При этом адекватность методологии прогнозирования определяется целым спектром специальных факторов, носящих как объективный так субъективный характер, С одной стороны, это конечно специфика исследуемой предметной области, особенности выявленных проблем развития, соответствующие постановки решаемых задач. С другой - профессиональные, когнитивные, моральные и поведенческие особенности специалистов-исследователей.

Актуальность  темы состоит в том, что реалии нынешнего этапа развития российской государственности выдвигают в  число первоочередных задачу перехода к стабильному, предсказуемому и  эффективному развитию страны, что в свою очередь не возможно без специальных знаний в области методологии, методики и технологии составления научно-обоснованных макро- и микроэкономических прогнозов социально-экономического и политического развития.3

Переход России к новой системе экономических  отношений, а также ряд проведенных  за последнее время административных реформ обуславливают необходимость  разработки принципиально новой  государственной политики, в рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.4

Прогнозная  информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации.5

Как известно, страна (государство) является глобальной системой, в которую составными частями  входят такие подсистемы (субсистемы), как экономическая, социальная, политическая, правовая и др. Все подсистемы страны, являющиеся в свою очередь также большими системами, взаимосвязаны. Наиболее сильна взаимосвязь экономической и социальной систем. Когда речь идет об экономическом развитии страны, рассматриваются не только производство товаров и услуг, касающихся быта, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, но и вопросы обеспечения населения услугами системы образования, здравоохранения, культуры, а также вопросы социальной защиты населения, его экономической безопасности пр.

В развитии методологии  прогнозирования большую роль сыграли  научные разработки таких отечественных  и зарубежных ученых, как А. Г. Аганбегян, И. В. Бестужев-Лада, Г.М.Добров, А.П.Ермилов, А. С. Ахременко, М.Я.Лемешев, В. И. Борисевич, Р. Солоу, В. Гольдберг, Дж. Джонстон, Л. Клейн и многие другие. В работах этих ученых рассматриваются значение, сущность и функции прогнозирования, исследуются вопросы совершенствования методологической базы и организации экономического прогнозирования, выявляются их особенности в системе планирования и управления развитием социально-экономической системы (СЭС) или процессов, протекающих в ней.

Целью работы является исследование понятия прогонзирования, его сущности, методов и функций  в различных областях жизни общества.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих  задач:

  • Охарактеризовать сущность прогнозирования и его основные виды;
  • Рассмотреть методы прогнозирвоания и его основные принципы;
  • Изучить особенности прогонзирования в политической, экономической и социальной сферах жизни общества.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

  • метод наблюдения и описания, позволяющий изучить имеющуюся литературу по выбранной теме;
  • метод системного анализа, помогающий рассмотреть прогнозирование в комплекте экономических, политических и социальных связей;
  • метод компонентного анализа, определяющий место прогонзирования в исследовании политических и социально — экономических процессов.

Структура исследования: введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования, а также объект и предмет изучения. В первой главе рассматривается понятие прогнозирования. Во второй главе рассматриваются органы государственной власти, которые занимаются прогнозированием. В заключении приводятся выводы по данной тематике.

Глава 1. Прогноз: сущность, функции, значение. Экстраполяция  как метод прогнозирования.

1.1 Сущность  прогноза и значение прогнозирования для общественного развития

Общественная  жизнь невозможна без предвидения  будущего, без прогнозирования перспектив её развития. В современных условиях прогнозы необходимы для определения  возможных целей развития общества и обеспечивающих их достижение экономических ресурсов, для выявления наиболее вероятных и экономически эффективных вариантов долгосрочных, среднесрочных и текущих планов, обоснования основных направлений экономической и технической политики, предвидения последствий принимаемых решений и осуществляемых в каждый данный момент мероприятий. Поэтому прогнозирование становится одним из решающих научных факторов формулирования стратегии и тактики общественного развития.

Верификация является необходимым шагом на пути принятия решений на основе прогноза.

Верификация—  проверка, проверяемость, способ подтверждения  каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем  их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами  и программами.

Различают априорную, апостериорную и верификацию соответствия прогноза. Первая и вторая проводятся соответственно до и после достижения горизонта прогнозирования и позволяют оценить, оправдался или не оправдался прогноз. Третья оценка проводится для установления адекватности прогностической модели и корректности методов ее построения.6

Можно выделить восемь основных методов верификации  прогноза:

  • прямой - строится альтернативная модель, а потом анализируется, насколько ее результаты отличаются от первоначальной;
  • косвенный - производится сравнение с прогнозами, полученными на основе альтернативных источников информации;
  • инверсный - проверка адекватности прогнозной модели на основе ретроспекции;
  • консеквентный - аналитический или логический вывод прогноза из ранее полученных прогнозов;
  • повторного опроса - повторная экспертиза с учетом дополнительной информации;
  • оппонирования - опровержение критических замечаний экспертов, оппонирующих прогнозу;
  • учета ошибок - выявление и учет источников ошибок прогнозирования;
  • альтернативной экспертизы - сравнение с мнением наиболее компетентных экспертов. 7

Основные прицины  отклонения прогноза от реальности:

  1. Неспособность предвидеть возможности и потребности из - за узости взгляда на объект прогнозирования и недостаточности соответствующей информации о прошлом и будущем.
  2. Неточное предвидение процесса развития системы более высокого порядка, чем объект прогнозирования.
  3. Неточное выявление существенных связей и их взаимодействий.
  4. Чрезмерная осторожность в оценках, заведомое занижение прогностических оценок или сверхоптимистический подход.
  5. Некритическое отношение к авторитетным мнениям известных исследователей.
  6. Неизбежная идеализация и упрощение при формализации анализируемой проблемы.
  7. Искажение информации в процессе её сбора, передачи, обработки и хранения.
  8. Сложность приведения показателей к сопоставимому виду.

9. Неполный учет  качественных факторов.8

Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения, опровергаемость, критерий Поппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году9. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно— если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение". 
Иначе говоря, согласно критерию Поппера,— научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации— отделения научного знания от ненаучного.

Информация о работе Прогноз: сущность, функции, значение. Значение прогнозирования для ИСЭПП. Экстраполяция как метод прогнозирования