Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия прогнозирования, его сущности, методов и функций в различных областях жизни общества.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
• Охарактеризовать сущность прогнозирования и его основные виды;
• Рассмотреть методы прогнозирования и его основные принципы;
• Изучить особенности прогнозирования в политической, экономической и социальной сферах жизни общества.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
• метод наблюдения и описания, позволяющий изучить имеющуюся литературу по выбранной теме;
• метод системного анализа, помогающий рассмотреть прогнозирование в комплекте экономических, политических и социальных связей;
• метод компонентного анализа, определяющий место прогнозирования в исследовании политических и социально — экономических процессов.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Прогноз: сущность, функции, значение. Экстраполяция как метод прогнозирования.
1.1. Сущность прогноза и значение прогнозирования для общественного развития....................................................................................................................7
1.2. Основные методы прогнозирования...................................................16
1.3. Значение экстраполяции для прогностических исследований..........................................................................................................24
1.4. Виды социально — экономического и политического прогнозирования.....................................................................................................28
Глава 2. Организация государственного прогнозирования социально — экономического развития Российской Федерации
2.1 Сущность и значение государственного прогнозирования социально - экономического развития страны..........................................................................39
2.2. Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации...............................................46
2.3. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономика..........................................................................................48
Заключение..............................................................................................................46
Приложения.............................................................................................................50
Список используемой литературы
В целях обеспечения
преемственности социально-
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.
Правительство
РФ разрабатывает программу
Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.
В программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу
1) оценка итогов
социально-экономического разви
2) концепция
программы социально-
3) макроэкономическая политика;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционная и структурная политика;
6) аграрная политика;
7) экологическая политика;
8) социальная политика;
9) региональная экономическая политика;
10) внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.
Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:
1. Предоставление оперативной информации Правительству для принятия решений в области экономической и социальной политики;
2. Параметры
ежегодного прогноза
Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.
Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:
Намечаемые
проектировки развития государственного
сектора экономики включают показатели
его функционирования и развития,
получения и использования дохо
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство
РФ и Центральный банк РФ обеспечивают
ежемесячный мониторинг состояния
экономики страны и публикуют
информационно-статистические данные
о социально-экономическом
2.2. Организация
государственного
Непременным условием
эффективного регулирования и
Организационная структура государственного прогнозирования,сложившаяся в Российской Федерации, представлениа в таблице (рис.9 — см. приложение 9).
Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.
Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.
В систему рабочих органов Правительства входят:
-Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;
-Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.
Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:
1. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально — экономичсекого развития страны на год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.
2. Министерство
экономического развития и
-объем и динамика ВВП;
-прогноз инфляции;
-объем производства и реализации товаров, работ и услуг;
-объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;
-расчеты фонда оплаты труда;
-объемы прибыли (доходов),
-показатели экспорта и импорта;
-прогноз курса
рубля и ставок
-основные характеристики финансового баланса страны.
Данные показатели разрабатываются как правило в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.
3. Министерства
ведомства и регионы с учетом
исходных показателей,
4. Министерство
экономического развития
5. Начиная работу
параллельно с Министерством
экономического развития на
Представленная
на заседании Госсовета
Смысл заявленной Президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства.
В отличие от приснопамятных стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, которые во главу угла ставили цели умозрительных реформ, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности.
Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.
Президент в
своем выступлении на Госсовете
определил основные ориентиры социально-
Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития.
Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась стремительно деградирующая российская экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.