Прогноз: сущность, функции, значение. Значение прогнозирования для ИСЭПП. Экстраполяция как метод прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия прогнозирования, его сущности, методов и функций в различных областях жизни общества.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
• Охарактеризовать сущность прогнозирования и его основные виды;
• Рассмотреть методы прогнозирования и его основные принципы;
• Изучить особенности прогнозирования в политической, экономической и социальной сферах жизни общества.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
• метод наблюдения и описания, позволяющий изучить имеющуюся литературу по выбранной теме;
• метод системного анализа, помогающий рассмотреть прогнозирование в комплекте экономических, политических и социальных связей;
• метод компонентного анализа, определяющий место прогнозирования в исследовании политических и социально — экономических процессов.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Прогноз: сущность, функции, значение. Экстраполяция как метод прогнозирования.
1.1. Сущность прогноза и значение прогнозирования для общественного развития....................................................................................................................7
1.2. Основные методы прогнозирования...................................................16
1.3. Значение экстраполяции для прогностических исследований..........................................................................................................24
1.4. Виды социально — экономического и политического прогнозирования.....................................................................................................28
Глава 2. Организация государственного прогнозирования социально — экономического развития Российской Федерации
2.1 Сущность и значение государственного прогнозирования социально - экономического развития страны..........................................................................39
2.2. Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации...............................................46
2.3. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономика..........................................................................................48
Заключение..............................................................................................................46
Приложения.............................................................................................................50
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Из всего вышесказанного для политического прогнозирования важнейшим является следующее: ни одна будущая стадия политического процесса — наступление тех или иных событий, ситуаций — не может быть предсказана с вероятностью, равной единице. Всегда имеется спектр альтернативных будущих состояний политического объекта, которые могут быть актуализированы с определенной степенью вероятности. Именно установление такого «веера» основных альтернатив и факторов, влияющих на вероятность их осуществления, составляет в самом общем виде задачу политической прогностики. Ее целью отнюдь не является точное предсказание наступления конкретных событий; более того, сама по себе постановка такого рода утопической цели свидетельствует о непонимании аналитиком фундаментальных характеристик политической реальности. Фактически спектр основных функций политического прогнозирования можно представить следующим образом (рис. 7 — см. приложение 7).

Еще одна важная особенность  политического (и социального в  целом) прогнозирования связана  с так называемыми парадоксами  самоосуществления

и самоопровержения. В политике сам факт создания прогноза может стать новым фактором в процессе, который данный прогноз рассматривает, и в этом кардинальное отличие социально-политического прогноза от естественно-научного. Значительная часть политических прогнозов является «активными», т.е. способными воздействовать на поведение системы, в отличие от «пассивных» прогнозов, не обладающих такой способностью. Если, например, центральный орган исполнительной власти государства официально обнародует

прогноз, согласно которому политическая и экономическая ситуация в стране будет непрерывно и радикально ухудшаться, такой прогноз фактически, независимо от объективных показателей и тенденций, «обречен» на то, чтобы быть реализованным. Паника в политических и деловых кругах, которая станет несомненной реакцией на такого рода заявление официальных лиц, приведет в действие механизмы парадокса самоосуществления. В то же время предупреждение о возможных в будущем негативных последствиях того или иного политического процесса способно вызвать к жизни парадокс самоопровержения. Это может случиться, если, реагируя на прогноз, лица, принимающие решения, осуществят максимальную мобилизацию ресурсов для предотвращения предсказанных отрицательных последствий.

Таким образом, в прогнозно-политических исследованиях должны учитываться возможные эффекты обратной связи между продуцируемыми прогнозами и поведением объекта прогнозирования. В нормативном прогнозировании дополнительно необходимо обращать внимание на возможности использования таких эффектов для достижения определенных политических целей, т.е. политический прогноз может не только обслуживать процесс принятия решений, но и непосредственно выступать как фактор управления политическими процессами.

Например, не случайно Национальный разведывательный совет (National Intelligence Council) — организация при Центральном разведывательном управлении США — периодически публикует долгосрочные сценарные прогнозы развития политической ситуации в мире. Причем изначально эти данные являются секретными, на создание прогнозов тратятся многие миллионы долларов. Зачем в таком случае делать их достоянием гласности? Ответ легко найти в содержании самих прогнозов:все без исключения сценарии будущего развития мировой системы до 2025 г. предполагают сохранение лидирующей позиции США в политике и экономике. Таким образом, прогноз выполняет не только познавательную функцию — получение информации о возможных альтернативах развития, — но и управленческую — проектирование желаемого будущего и внедрение этого проекта в массовое сознание и сознание элит.

Социальное  прогнозирование - область социологических  исследований (перспективы социальных явлений и процессов) и вместе с тем часть междисциплинарного комплекса исследований будущего.18

В широком смысле — это разработка прогнозов в  общественных науках (в отличие от научно-технического в естественных и технических науках). Социальный прогноз охватывает прогнозы: социально — медицинские (здравоохранения, включая физическую культуру и спорт); социально - географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан); социально - экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества); социально - космические (перспективы освоения космоса); экономические (перспективы развития народного хозяйства, вообще экономических отношений; социологические; психологические (развитие личности, ее поведения, деятельности); демографические (рост населения, половозрастной структуры, миграции населения); филолого-этнографические или лингвоэтнические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, обычаев, вообще национальных отношений); архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развитие города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды); образовательно - педагогические (развитие воспитания и обучения, развитие кадров и учреждений в области народного образования - от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая повышение квалификации и самообразования взрослых); культурно - эстетические (развитие материально - технической базы искусства, литературы, всей культуры; художественной информации, развитие кадров и учреждений культуры - книжного, журнального и газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры клубов и библиотек, памятников культуры и спортивно-туристских объектов и т. д.); морально-этические; государственно - правовые, или юридические (развитие государства и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений); внутриполитические (развитие внутренней политики своей и др. стран); внешнеполитические (развитие внешней политики своей и др. стран, международных отношений в целом); военные (военно - технические, военно - экономические, военно — политические, военно - стратегические, военно - операционные, военной тактические, военно - организационные прогнозы). В нескольких промежуточных значениях под социальным прогнозированием понимают все перечисленные прогнозы, кроме экономического, а иногда также политического и военных. В таких случаях социальное прогнозирование выступает обычно под названием социально - экономического и военно - политического. Иногда из этого понятия исключаются и некоторые другие обществоведческие прогнозы.19

Наконец, в узком  смысле социальное прогнозирование  сводится только к прогнозам в  социологических исследованиях. Как  и прогнозирование в целом, социальное прогнозирование отличается значительной спецификой в каждой из общественных наук сообразно задачам и особенностям последних.20 Однако имеются и важные общие черты, отличающие социальное прогнозирование от научно-технического прогнозирования. Важнейшая из них - относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, точнее, между предсказанием и решением, целеполаганием, действием. В естественных и технических науках эта связь незначительна, часто близка или практически равна нулю. Там объекты принципиально не поддаются (или поддаются в очень небольшой, незначительной мере) социальному управлению, т. е. видоизменению путем действий на основе решений - целей, в т. ч. и с учетом прогноза. Поэтому там прогнозирование возможно лишь в форме безусловных предсказаний с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Напротив, в общественных науках эта связь настолько интенсивна, что в состоянии приводить к самоосуществлению или саморазрушеюпо прогноза путем действия с учетом последнего (т. н. эффект Эдипа). Например, предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы. Отсюда бессмысленность в социальном прогнозировании безусловных предсказаний и методологическая ориентация на разработку предсказаний сугубо условных, нацеленных на содействие повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений, вообще управления социальными процессами. Такие условные предсказания вырабатываются в ходе получения прогнозов двух типов: поисковых - определение возможных состояний явления в будущем путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции (целевыявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления); нормативных - определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательных состояний того же явления, т е. путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев оптимума. Практика социального прогнозирования на основе такой методологии, ориентации показала исключительно высокую эффективность подобных разработок в смысле повышения обоснованности целей, планов, программ, организационных решений.

Глава 2.Организация  государственного прогнозирования  социально — экономического развития Российской Федерации

2.1.Сущность  и значение государственного  прогнозирования социально - экономического развития страны

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.21 Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.

Система государственных  прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

2) концепция  социально-экономического развития  страны - это система представлений  о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

3) программа  социально-экономического развития  страны - это рабочий документ  правительства, в котором указывается  комплексная система целевых  ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

4) федеральные  целевые программы, направленные  на преодоление отдельных острых  проблем социально-экономического  развития страны.

Разработке  государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в  нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков(рис. 8 — см. приложение 8).

Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь  представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.22

Региональные  прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые  группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.

Прогноз воспроизводства  основных фондов и инвестиций –  следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.

Прогноз внешнеэкономических  связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу  разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство  Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции  на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

Информация о работе Прогноз: сущность, функции, значение. Значение прогнозирования для ИСЭПП. Экстраполяция как метод прогнозирования