Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Содержание работы

Прогнозирование …………………………………………………………4
Социальное предвидение………………………………………………..5
Социальное прогнозирование…………………………………………..8
Социальное проектирование……………………………………………15
Социальное планирование………………………………………………18
Социальное программирование………………………………………..25
Практика применения прогнозного социального проектирования
7.1 Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте………………………………………………………………….29
7.2 Проблема применения прогнозного соц. проектирования………32

Файлы: 1 файл

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.docx

— 82.39 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический  университет»

Факультет гуманитарный

Специальность 080504 «Государственное

и муниципальное  управление»

Кафедра государственного управления

и истории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы социального  прогнозирования

НА ТЕМУ

« Прогнозирование, проектирование и планирование

в социальном управлении»

 

 

 

       Выполнил:

                                                                               Студент факультета ГУМ группы ГМУ-09-з

         Ф.И.О.

         Проверил:

                                                                                                 Декан факультета, профессор,  
                                                                                доктор социологических наук

         Ф.И.О. Стегний Василий Николаевич

         Оценка_____________

         Подпись(___________)

 

                                                 

 

Пермь 2013

Введение

         Вопрос планирования социального  развития организации в современном  обществе и конкретно в организациях  играет огромную роль. Социальное  планирование подразумевает своевременное  выявление проблем развития социальной  структуры, оценку основных показателей  её состояния, сбор информации, определение фактического положения  дел, установление приоритетности  решения социальных проблем, т.е. определение целей и задач плана, разработку проекта плана, а так же определение ресурсов для его выполнения. Социальное планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов социальной сферы.        

         Объектом моей курсовой работы является социальное развитие. Тогда предметом курсовой работы стало планирование социального развития.  
         Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. 
         На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. 
          В настоящее время наряду с традиционными видами складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества. 
         Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями. В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И.Ляхова, В.Н-Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкого и О.И. Генисаретского. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А. Аитова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, а также в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова и др. 
        Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. 
 

 

Содержание

  1. Прогнозирование …………………………………………………………4
  2. Социальное предвидение………………………………………………..5
  3. Социальное прогнозирование…………………………………………..8
  4. Социальное проектирование……………………………………………15
  5. Социальное планирование………………………………………………18
  6. Социальное программирование………………………………………..25
  7. Практика применения прогнозного социального проектирования

7.1 Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте………………………………………………………………….29

7.2 Проблема применения прогнозного соц. проектирования………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогнозирование

    Прогнозирование (от гр. prognosis - предвидение, предсказание) - определение вариантов развития и, исходя из имеющихся ресурсов и времени, оптимальных способов решения задач. Поскольку в социальном прогнозировании как части социального управления важным является изучение потребностей и интересов различных категорий людей, их сознания и социально значимого поведения, постольку в его осуществлении важную роль играет социология. Вкупе с социальной статистикой, социальной психологией, экономическими науками социология способствует всестороннему изучению объектов управления и управленческих ситуаций, формированию информационных баз данных, разработке оптимальных управленческих решений и проверке эффективности их реализации, научно обоснованному проведению социальных экспериментов, решению многих других задач на различных этапах социального прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальное предвидение

          В научной литературе предвидение трактуется в основном в двух смыслах: как предсказание тех или иных событий и как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте. Оно имеет несколько форм конкретизации.

          Предчувствие (предвосхищение) может выступать как психофизиологическое или биологическое явление, присущее всему живому, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и обычно связано с ожиданием вероятностных событий в общественной жизни. 

          Более высокой формой является предугадывание (сложное предвосхищение), которое свойственно только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, размышление о будущем на основе личного опыта. Это проявляется в представлении о будущности личной судьбы, своей профессии, ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).

        Научное предвидение выступает как логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма. Иногда научное предвидение обретает вид предсказания, когда оно локализировано во времени и пространстве. Высшей формой научного социального предвидения является определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, его основных сфер, любой экономической, социальной или политической организации. Таким образом, социальное предвидение - это описательная (дескриптивная), основанная на опережающем отражении действительности и на логической последовательности суждений форма относительно достоверного выражения возможных состояний будущего, его ситуаций, перспектив.

        В процессе социального предвидения используется несколько апробированных теорией и практикой методов. Во - первых, анализируется то, что явно проявляет себя в реальности, и то, что скрывается в латентном виде. На этом этапе от управленца требуется учет не только очевидных фактов, но и скрупулезный анализ того, что дезорганизует развитие событий, деформирует их, или, наоборот, повышает активность тех социальных сил, которые еще незначительны по своему воздействию, но их влияние имеет устойчивую тенденцию к росту. Во - вторых, для определения главной тенденции и перспектив развития социального процесса, для выявления состояния общества, его отдельных сфер и областей применяется такой метод как диагноз. Именно это помогло Г.Форду в 1915 г. сделать ставку на производство массового и дешевого автомобиля для превращения занятых на его заводах работников в будущих покупателей производимой ими продукции. В-третьих, процесс предвидения не должен отвлекаться «на мелочи», на детали. В его основе лежит не простое накопление известных переменных, а учет тех индикаторов, которые характеризуют назревание качественных переменных.

        Так,  в 1880-е гг. в Москве было предсказано то, как будет выглядеть общественный транспорт в городе. Его творцы исходили из верной и в целом предпосылки, что население города вырастет в несколько раз. Однако авторы предсказания «опустились» до мелочей, угадывая, сколько будет извозчиков, конок (конных трамваев), полностью исключив из расчетов то, что находилось еще в зачаточном состоянии - открытие электричества, начало массового потребления нефти, вызвавших в дальнейшем переворот в общественном транспорте. Вместо извозчиков появились принципиально новые виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, метро.

         В-четвертых, социальное предвидение базируется на принципе сочетания рационального и интуитивного, в котором рациональное играет ведущую роль, являясь ограничителем буйных фантазий, опирающихся на домыслы и выдумки. Так, в 1990-е гг. при обосновании будущего состояния сельского хозяйства в России была сформулирована на первый взгляд верная, но методологически и практически не обоснованная точка зрения на развитие фермерства. Благодушные намерения и пожелания, оторванные от жизни, натолкнулись на реальную ситуацию, в результате чего это движение пошло на убыль, отложив его реализацию на неопределенную перспективу.

        В-пятых, ни один из методов социального предвидения не может быть абсолютизирован, противопоставлен другому или, наоборот, согласован с другим за счет потери определенных качественных характеристик.

        В-шестых, социальное предвидение должно опираться на максимально полную информацию, которая прямо и косвенно касается интересующего исследователя процесса. При этом, особенно при попытках заглянуть в отдаленное будущее, информация может отсутствовать, и тогда просто невозможно предвидеть наступление событий. Проанализировав предсказания конца XIX и начала ХХ в., Я.Голованов показал, насколько могут быть велики просчеты. В это время человечеству предсказывали орошение пустынь, создание искусственного климата, победу над раком, изобретение питательных пилюль, заменяющих обычную пищу. И никто не помышлял о проникновении человека в космос и триумфе ракетной техники, о создании атомного оружия и атомной энергетики, о расшифровке генетического кода и методах генной инженерии.

         И наконец, в-седьмых, социальное предвидение призвано опираться на накопленный опыт по разработке и достижению перспективных целей. Но это не должно быть механическим перенесением чужого опыта, даже если он блестяще оправдал себя в другом месте. «Японское чудо» в преобразовании страны во многом опиралось на рациональное сочетание достижений европейских и американских технологий и традиций японской культуры и менталитета, что позволило обеспечить, а затем и претворить в жизнь этот сплав информации и способов ее применения в реальной жизни.

       Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальное предвидение представляет собой обоснованное, логически непротиворечивое моделирование будущего, форму опережающего отражения действительности, направленную на достижение возможных общественных целей, относящихся к будущему и поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальное прогнозирование

        Социальное  прогнозирование - логическая конкретизация социального предвидения. В самом общем виде это тоже будущее, но уже в вариантах. Если предвидение предполагает достижение некоей общей цели (т. е. связано с утверждением, что это должно свершиться), то прогноз предполагает, что эта цель может быть достигнута несколькими вариантами, применение которых зависит от тех или иных условий и факторов.

        Начало современному социальному прогнозированию положено в конце 1940-х гг. (Д.Бернал, Н.Винер), когда были предприняты попытки разработки концепций научно-технологической и информационной революций, а также открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов в управлении социальными процессами. В 1960-е гг. наблюдался «бум прогнозов» - научных, технических, социально - экономических, демографических, военно - политических, который сопровождался интенсивной разработкой методологии и методики прогнозирования (Г.Тейл, Б. де Жувенель, Д.Белл,Э.Янг, Ф.Полак). К концу 1960-х гг. применение методологии прогнозирования к глобальным процессам развития обнаружило бесперспективность научно-технического прогресса в существовавших формах, наличие противоречия между ним и социальными аспектами развития. Большую роль в осмыслении этого противоречия сыграл Римский клуб, начавший свою деятельность в 1968 г. Уже в первом докладе «Пределы роста» (1972 г.) были показаны нарастание качественных изменений и неизбежность всемирных катастроф, которые являются результатом загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, последствий демографического взрыва в развивающихся странах. Поиск ответов на злободневные проблемы современности продолжался и в следующих докладах Римского клуба: «Человечество на поворотном пункте», «Пересмотр общественного порядка», «Цели человечества», «За пределами века расточительства», «Нет пределов обучению» и др. К началу 1980-х гг. прогнозы во все большей мере стали смещаться на поиск контуров «новой цивилизации». В работах Э.Тоффлера, Э.Шумахера обосновывались способы разрешения современных глобальных проблем. В 1990-е гг. прогнозы развивались в рамках концепции устойчивого развития, которая была одобрена на уровне глав правительств на конференции в Рио-де-Жанейро. Под устойчивым развитием стали понимать самоподдерживающееся существование и функционирование мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ разных народов к материальным и духовным благам и справедливое их распределение. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считает, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Информация о работе Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении