Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа
На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
Прогнозирование …………………………………………………………4
Социальное предвидение………………………………………………..5
Социальное прогнозирование…………………………………………..8
Социальное проектирование……………………………………………15
Социальное планирование………………………………………………18
Социальное программирование………………………………………..25
Практика применения прогнозного социального проектирования
7.1 Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте………………………………………………………………….29
7.2 Проблема применения прогнозного соц. проектирования………32
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский национальный
исследовательский
Факультет гуманитарный
Специальность 080504 «Государственное
и муниципальное управление»
Кафедра государственного управления
и истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основы социального прогнозирования
НА ТЕМУ
« Прогнозирование, проектирование и планирование
в социальном управлении»
Выполнил:
Ф.И.О.
Проверил:
Ф.И.О. Стегний Василий Николаевич
Оценка_____________
Подпись(___________)
Пермь 2013
Введение
Вопрос планирования
Объектом моей курсовой работы является
социальное развитие. Тогда предметом
курсовой работы стало планирование социального
развития.
Социальное
проектирование как отрасль социологической
науки появилось в XX веке, когда стало
очевидным, что игнорирование социальных
аспектов развития чревато серьезными
издержками в функционировании современных
обществ.
На первых этапах
своего становления оно было производным
от научного и технического проектирования.
Исторически научно обоснованные методы
проектирования впервые стали применяться
в архитектуре и машиностроении. Все большее
распространение получает проектирование
при решении проблем расселения, а также
при совершенствовании систем управления.
В настоящее
время наряду с традиционными видами складываются
новые самостоятельные направления проектирования:
человеко-машинных систем, экологическое,
демографическое, инженерно-психологическое
и др. Проектирование охватывает практически
все сферы деятельности человека и общества.
Что касается
социального проектирования, то его исходные
принципы разрабатывались Я. Дитрихом,
Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой
и другими исследователями. В отечественной
социологии первые идеи о проектировании
социальных систем были высказаны в работах
И.И.Ляхова, В.Н-Дубровского, А.Г. Раппопорта,
В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкого
и О.И. Генисаретского. С точки зрения социального
управления эти проблемы рассматривались
В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой,
П.Н. Лебедевым. Собственно теоретические
основы социального проектирования были
проанализированы в работах Н.А. Аитова,
Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И Пригожина,
Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, а также в
исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова
и др.
Высокая значимость
и недостаточная практическая разработанность
проблемы определяют несомненную новизну
данного исследования.
Содержание
7.1 Прогнозная социально-проектная
деятельность в коммуникативном контексте………………………………………………………
7.2 Проблема применения прогнозного соц. проектирования………32
Прогнозирование (от гр. prognosis - предвидение, предсказание) - определение вариантов развития и, исходя из имеющихся ресурсов и времени, оптимальных способов решения задач. Поскольку в социальном прогнозировании как части социального управления важным является изучение потребностей и интересов различных категорий людей, их сознания и социально значимого поведения, постольку в его осуществлении важную роль играет социология. Вкупе с социальной статистикой, социальной психологией, экономическими науками социология способствует всестороннему изучению объектов управления и управленческих ситуаций, формированию информационных баз данных, разработке оптимальных управленческих решений и проверке эффективности их реализации, научно обоснованному проведению социальных экспериментов, решению многих других задач на различных этапах социального прогнозирования.
В научной литературе предвидение трактуется в основном в двух смыслах: как предсказание тех или иных событий и как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте. Оно имеет несколько форм конкретизации.
Предчувствие (предвосхищение) может выступать как психофизиологическое или биологическое явление, присущее всему живому, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и обычно связано с ожиданием вероятностных событий в общественной жизни.
Более высокой формой является предугадывание (сложное предвосхищение), которое свойственно только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, размышление о будущем на основе личного опыта. Это проявляется в представлении о будущности личной судьбы, своей профессии, ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).
Научное предвидение выступает как логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма. Иногда научное предвидение обретает вид предсказания, когда оно локализировано во времени и пространстве. Высшей формой научного социального предвидения является определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, его основных сфер, любой экономической, социальной или политической организации. Таким образом, социальное предвидение - это описательная (дескриптивная), основанная на опережающем отражении действительности и на логической последовательности суждений форма относительно достоверного выражения возможных состояний будущего, его ситуаций, перспектив.
В процессе социального предвидения используется несколько апробированных теорией и практикой методов. Во - первых, анализируется то, что явно проявляет себя в реальности, и то, что скрывается в латентном виде. На этом этапе от управленца требуется учет не только очевидных фактов, но и скрупулезный анализ того, что дезорганизует развитие событий, деформирует их, или, наоборот, повышает активность тех социальных сил, которые еще незначительны по своему воздействию, но их влияние имеет устойчивую тенденцию к росту. Во - вторых, для определения главной тенденции и перспектив развития социального процесса, для выявления состояния общества, его отдельных сфер и областей применяется такой метод как диагноз. Именно это помогло Г.Форду в 1915 г. сделать ставку на производство массового и дешевого автомобиля для превращения занятых на его заводах работников в будущих покупателей производимой ими продукции. В-третьих, процесс предвидения не должен отвлекаться «на мелочи», на детали. В его основе лежит не простое накопление известных переменных, а учет тех индикаторов, которые характеризуют назревание качественных переменных.
Так, в 1880-е гг. в Москве было предсказано то, как будет выглядеть общественный транспорт в городе. Его творцы исходили из верной и в целом предпосылки, что население города вырастет в несколько раз. Однако авторы предсказания «опустились» до мелочей, угадывая, сколько будет извозчиков, конок (конных трамваев), полностью исключив из расчетов то, что находилось еще в зачаточном состоянии - открытие электричества, начало массового потребления нефти, вызвавших в дальнейшем переворот в общественном транспорте. Вместо извозчиков появились принципиально новые виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, метро.
В-четвертых, социальное предвидение базируется на принципе сочетания рационального и интуитивного, в котором рациональное играет ведущую роль, являясь ограничителем буйных фантазий, опирающихся на домыслы и выдумки. Так, в 1990-е гг. при обосновании будущего состояния сельского хозяйства в России была сформулирована на первый взгляд верная, но методологически и практически не обоснованная точка зрения на развитие фермерства. Благодушные намерения и пожелания, оторванные от жизни, натолкнулись на реальную ситуацию, в результате чего это движение пошло на убыль, отложив его реализацию на неопределенную перспективу.
В-пятых, ни один из методов социального предвидения не может быть абсолютизирован, противопоставлен другому или, наоборот, согласован с другим за счет потери определенных качественных характеристик.
В-шестых, социальное предвидение должно опираться на максимально полную информацию, которая прямо и косвенно касается интересующего исследователя процесса. При этом, особенно при попытках заглянуть в отдаленное будущее, информация может отсутствовать, и тогда просто невозможно предвидеть наступление событий. Проанализировав предсказания конца XIX и начала ХХ в., Я.Голованов показал, насколько могут быть велики просчеты. В это время человечеству предсказывали орошение пустынь, создание искусственного климата, победу над раком, изобретение питательных пилюль, заменяющих обычную пищу. И никто не помышлял о проникновении человека в космос и триумфе ракетной техники, о создании атомного оружия и атомной энергетики, о расшифровке генетического кода и методах генной инженерии.
И наконец, в-седьмых, социальное предвидение призвано опираться на накопленный опыт по разработке и достижению перспективных целей. Но это не должно быть механическим перенесением чужого опыта, даже если он блестяще оправдал себя в другом месте. «Японское чудо» в преобразовании страны во многом опиралось на рациональное сочетание достижений европейских и американских технологий и традиций японской культуры и менталитета, что позволило обеспечить, а затем и претворить в жизнь этот сплав информации и способов ее применения в реальной жизни.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что социальное предвидение представляет собой обоснованное, логически непротиворечивое моделирование будущего, форму опережающего отражения действительности, направленную на достижение возможных общественных целей, относящихся к будущему и поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления.
Социальное прогнозирование - логическая конкретизация социального предвидения. В самом общем виде это тоже будущее, но уже в вариантах. Если предвидение предполагает достижение некоей общей цели (т. е. связано с утверждением, что это должно свершиться), то прогноз предполагает, что эта цель может быть достигнута несколькими вариантами, применение которых зависит от тех или иных условий и факторов.
Начало современному социальному прогнозированию положено в конце 1940-х гг. (Д.Бернал, Н.Винер), когда были предприняты попытки разработки концепций научно-технологической и информационной революций, а также открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов в управлении социальными процессами. В 1960-е гг. наблюдался «бум прогнозов» - научных, технических, социально - экономических, демографических, военно - политических, который сопровождался интенсивной разработкой методологии и методики прогнозирования (Г.Тейл, Б. де Жувенель, Д.Белл,Э.Янг, Ф.Полак). К концу 1960-х гг. применение методологии прогнозирования к глобальным процессам развития обнаружило бесперспективность научно-технического прогресса в существовавших формах, наличие противоречия между ним и социальными аспектами развития. Большую роль в осмыслении этого противоречия сыграл Римский клуб, начавший свою деятельность в 1968 г. Уже в первом докладе «Пределы роста» (1972 г.) были показаны нарастание качественных изменений и неизбежность всемирных катастроф, которые являются результатом загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, последствий демографического взрыва в развивающихся странах. Поиск ответов на злободневные проблемы современности продолжался и в следующих докладах Римского клуба: «Человечество на поворотном пункте», «Пересмотр общественного порядка», «Цели человечества», «За пределами века расточительства», «Нет пределов обучению» и др. К началу 1980-х гг. прогнозы во все большей мере стали смещаться на поиск контуров «новой цивилизации». В работах Э.Тоффлера, Э.Шумахера обосновывались способы разрешения современных глобальных проблем. В 1990-е гг. прогнозы развивались в рамках концепции устойчивого развития, которая была одобрена на уровне глав правительств на конференции в Рио-де-Жанейро. Под устойчивым развитием стали понимать самоподдерживающееся существование и функционирование мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ разных народов к материальным и духовным благам и справедливое их распределение. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считает, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности.
Информация о работе Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении