Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа
На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
Прогнозирование …………………………………………………………4
Социальное предвидение………………………………………………..5
Социальное прогнозирование…………………………………………..8
Социальное проектирование……………………………………………15
Социальное планирование………………………………………………18
Социальное программирование………………………………………..25
Практика применения прогнозного социального проектирования
7.1 Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте………………………………………………………………….29
7.2 Проблема применения прогнозного соц. проектирования………32
Эффективность социального проектирования зависит от методов его осуществления. К ним относится, прежде всего, матрица идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить относительно точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. При решении любой проблемы требуется учет интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Эффективным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, организации, населенные пункты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Их подходы к делу в известных пределах могут служить образцом. Используя лучшее и освобождаясь от не оправдавшихся идей, проектировщики создают по аналогии социальный проект, который может обеспечить достижение целей и предполагаемых результатов. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В этой связи встает вопрос: как улучшить положение, найти максимально рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные и структурные элементы изменяемого объекта.
Метод ассоциации связан с устранением прежних принципов функционирования объекта и с заменой их новыми, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание методов приспособления, модификации и полной реорганизации. В процессе проектирования возможны ситуации, непохожие на перечисленные и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. А.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - синектика, согласно которой несколько предложенных идей рассматриваются отдельно, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и определяются приоритеты на основе сопоставления. Несомненно, учитывая динамизм и сложность социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.
В основе проектирования лежит анализ общественной потребности, что позволяет сформулировать цель. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ведущих потребностей. На этапе поиска, обоснования проекта, необходимо хотя бы в общем виде представить тот резерв времени, который отводится для его выполнения. Одновременно уточняется цель разработки социального проекта, дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса. После определения цели социального проекта следует этап сбора необходимой информации. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы «за» и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике. На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется, каким параметрам оно должно соответствовать. На этой стадии большую роль играет выработка принципиально новых идей, которые раскрывают пути эффективного достижения намеченных целей.
Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решений. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых из них, с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом - посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента. Заключительная стадия проектирования выражается в виде конкретной программы действий, включающей заданные параметры преобразований, средства достижения поставленной задачи, основные этапы реализации проекта и последовательность операций. Социальное проектирование - это деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых и модернизируемых социальных объектов, процессов и явлений с целенаправленным изменением их социальных характеристик.
5. Социальное планирование
Социальное планирование по своей сути является особым случаем (формой) социального прогнозирования, его последующим воплощением и, как правило, охватывает все многообразие социальных процессов, присущих любому объекту, подвергающемуся методам прямого или косвенного регулирования. Термин «социальное планирование» впервые был употреблен в «Новом курсе» президента США Ф.Рузвельта. Новый курс был нацелен на преодоление экономического кризиса, потрясшего страну в начале 1930-х гг. В американской социологии социальное планирование рассматривается в связи с формами и методами осуществления социальной политики, в том числе с обеспечением социальной защиты населения.
Идеи социального планирования возникли под влиянием реальной теории и практики планирования экономических и социальных процессов, которые были апробированы в СССР в 1920 – 1930*е гг. Ярким примером является разработка и реализация плана электрификации страны (ГОЭЛРО), а затем программа ликвидации неграмотности в стране. В середине 1920-х гг. были осуществлены плановые разработки развития отдельных отраслей производства, а затем первый пятилетний план, который содержал специальный раздел «Социально-экономические проблемы» и меры по их решению. Некоторые положения социального планирования нашли отражение и в последующих пятилетних планах, хотя сам термин не использовался ни в теории, ни в практике. Под влиянием насущных проблем общественного развития, а также успехов по превращению СССР в индустриальную державу в 1940 – 1950*е гг. появились государственные органы планирования во многих европейских странах - Франции, Швеции, Германия и др. Иначе говоря, планирование становилось достоянием всех государств, которые преследовали не только экономические, но и социальные цели.
Что касается СССР, то долгое время планомерное изменение социальных отношений выступало в значительной мере как возможность, пределы реализации которой были жестко ограничены достигнутым уровнем развития общественного производства и политическими установками. Пагубно сказывались на разработке теории и практики социального планирования командно-административные методы руководства, в которых принимались во внимание лишь технико-экономические показатели развития и идеологические установки. Человеческое начало в планировании часто игнорировалось. Первостепенной задачей всех пятилетних планов до 1960-х гг. было увеличение объемов производства и лишь при этом предполагалось удовлетворение потребностей населения.
Новые попытки научной разработки планов социального развития и их реализации в производственных коллективах были осуществлены лишь в начале 1960-х гг. по инициативе ленинградских ученых и творчески мыслящих руководителей предприятий (например, производственное объединение «Светлана»). Вслед за распространением планов социального развития в промышленности попытки их составления были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались территориальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей. Если кратко проанализировать итоги теории и практики планирования в СССР, то можно сказать, что утверждение планового начала было следствием постепенного отхода от нужд человека, что выразилось в торжестве технократизма, в потере даже тех скромных находок, которые были характерны для теории и практики в 1920-х начале 1930-х гг. Однако без целенаправленного регулирования социального развития невозможно реализовать общие, в том числе экономические, цели. Игнорирование социальных аспектов перехода к рынку в современной России обусловило многие болезненные экономические, социальные и другие процессы, стало причиной разнородных (в том числе межэтнических) конфликтов.
Сущностные характеристики социального планирования сводятся к следующему. Во-первых, социальное планирование ориентируется на цели, которые следуют из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой, а также меры по активизации созидательной деятельности человека и социальных организаций. Во-вторых, в рамках социального планирования используются показатели, по которым судят об эффективности достижения поставленной цели. Такими показателями могут быть сроки, а также объемы, уровни, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют сравнивать с предшествующим этапом развития или с аналогичными объектами планирования. В-третьих, социальное планирование предусматривает разработку, а затем использование средств достижения поставленных целей - материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или, наоборот, ограничений, и/или создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался бы планируемый социальный процесс. В-четвертых социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельности, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые резервы, открывать новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.
Таким образом, социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.
Объектами социального планирования выступают
все уровни социальной организации - от
общества до конкретного производства.
Что касается общества, то в его рамках
разрабатываются перспективные планы
решения значимых социальных проблем,
которые определяют его жизненность и
устойчивость. На уровне отдельных сфер
общественной жизни - экономической, социальной,
политической, духовной -предусматривается
планомерное решение таких проблем, как
улучшение условий и содержания труда,
профессионально-
В сложившейся практике используют три формы социального планирования.
1. Адресное планирование включает разработку и обоснование совокупности заданий, которая доводится до сведения всех без исключения структур управления и организаций. Им устанавливаются задания по достижению определенного уровня социального развития, что проявляется в рациональном соотношении, в пропорциях, которые отражают реальное состояние, тенденции изменений, степень использования тех или иных ресурсов. Адресное планирование связано с определением сроков и показателей, необходимых для решения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени для научного обоснования принимаемого решения и его осуществления. Длительность планового периода не может быть задана изначально: она строится на основе согласования качественных и количественных показателей. Вместе с тем опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, устанавливал мелочный контроль, что приводило к его бюрократизации и игнорированию научно обоснованных ориентиров социального развития.
2. Планирование социальных процес
3. Индикативное планирование базируется на взаимно согласуемых планах, которые формируются на основе договоренности государственного (общественного) сектора и частных производителей. Эти планы служат в качестве поддерживающих ориентиров для участников соглашения. В этих условиях каждый сектор может развиваться, не опасаясь, что развитие окажется гипертрофированным в силу отставания других участников социально-экономического развития. Данная форма планирования была впервые использована после Второй мировой войны французско-германским Сообществом угля и стали. Акционерные (частные) предприятия и государства в рамках сообщества сотрудничали на базе согласованных и востребованных жизнью планов. Это принесло огромный положительный эффект и, по мнению специалистов, могло с успехом применяться в России.
Информация о работе Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении