Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Содержание работы

Прогнозирование …………………………………………………………4
Социальное предвидение………………………………………………..5
Социальное прогнозирование…………………………………………..8
Социальное проектирование……………………………………………15
Социальное планирование………………………………………………18
Социальное программирование………………………………………..25
Практика применения прогнозного социального проектирования
7.1 Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте………………………………………………………………….29
7.2 Проблема применения прогнозного соц. проектирования………32

Файлы: 1 файл

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.docx

— 82.39 Кб (Скачать файл)

         В социальном планировании первостепенное значение имеет разработка научно обоснованных показателей, отражающих количественную и качественную характеристику состояния, тенденций и направлений социального развития. Как правило, показатели определяются и рассчитываются на базе статистических данных. Чтобы получить более глубокое представление о социальных процессах, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния с точки зрения соответствия потребностям, установкам и ценностным ориентациям людей.

        Анализ практики планирования показывает, что оно эффективно в том случае, если в нем применяется несколько групп показателей. Первая группа опирается на опыт, накопленный при планировании экономического и социального развития на предшествующих этапах. Эти показатели выражаются с помощью количественных характеристик и могут быть спроектированы на несколько лет вперед (это касается главным образом показателей развития материальной базы, подготовки кадров и т. д.). Вторая группа характеризует только качественные характеристики, связанные с тем, что для многих процессов крайне трудно указать точные параметры будущих изменений. Третья группа показателей может быть использована после окончания планового периода для того, чтобы оценить результативность принятых мер.

         В числе показателей социального планирования используются социальные нормативы. Они представляют собой количественные и качественные характеристики желаемого состояния социального процесса (или одной из его сторон). Их конкретно-исторический характер заключается в том, что они отражают возможности и потребности общественного развития на данном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе. В своей основе они имеют четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Поэтому чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем и в массовом порядке, как это происходит, например, при определении минимального потребительского бюджета. Важно, чтобы социальные нормативы были согласованы между собой, ибо их дисгармония ведет к не меньшим издержкам, чем их отсутствие. Отражая общие закономерности, социальные нормативы дифференцируются в зависимости от конкретных природных и социально-экономических особенностей. Они предполагают использование коэффициентов, применение которых особенно важно в трудных природно-климатических особенностях, в регионах с различной половозрастной структурой населения.

          В социальном планировании используются также социальные  ориентиры. Они выражают возможную рациональную величину развития общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений. На практике нередко используется такой прием: за оптимальную величину принимаются лучшие показатели ряда организаций и объединений, регионов. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром. Такие лучшие результаты могут быть приняты в конкретной обстановке за так называемый рабочий оптимум. Социальные нормативы и ориентиры классифицируются по различным основаниям. Традиционной является классификация по сферам жизнедеятельности человека (труд, общественно-политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение). Они, во-первых, отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 10 (100) тыс. населения. Применение этого метода дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в регионе или стране нормативным требованиям. Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, предъявляемых к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. К числу таких нормативов следует отнести обеспеченность сельских населенных пунктов школами, киноустановками, пассажирским транспортом и т. д. В применении к городам это оснащенность и обеспеченность микрорайонов городов всем необходимым для повседневной жизни или характеристика нормативных требований, касающихся каждого горожанина, например норматив зеленых насаждений, обеспеченности торговым и бытовым обслуживанием. В-третьих, существуют нормы, связанные с использованием системы «человек - человек». Иначе говоря, сколько лиц той или иной профессии приходится из 1 тыс. населения, например, медицинских работников, учителей, работников культуры и т. д. Чем меньше это соотношение, тем больше жалоб на качество работы, оперативность, маневренность, социально*психологический климат. Модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий.

        Социальные нормативы и ориентиры могут быть разработаны для различных уровней организации общества. Одни из них используются для сравнения по всей стране, другие – только в определенном регионе, третьи - в отрасли народного хозяйства, четвертые - в небольшой группе организаций. Социальные нормативы и ориентиры могут быть дифференцированы в зависимости от социальной структуры общества, ибо несомненно, что, например, повышение квалификации и образования в нормативном аспекте будет различаться в зависимости от специфики каждой из социально*профессиональных групп. И, наконец, социальные нормативы и ориентиры изменяются и будут изменяться на каждом этапе развития не только общества, но и каждого региона, каждого производства.

        Большие возможности для совершенствования планирования имеют социальная карта региона и социальный паспорт организации. Эти документы позволяют постоянно анализировать и сравнивать объекты планирования. Особенно отчетливо это проявляется при планировании социального развития города или региона, при рассмотрении состояния их социальной инфраструктуры. Социальная карта или паспорт предполагают использование различных показателей, коэффициентов, что вызывается объективной необходимостью учета различий в демографической структуре населения, природно-климатических условий или этнонациональных особенностей. Их применение показывает, какие меры могут быть приняты для решения поставленных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социальное программирование

         Социальное программирование - один из важнейших вариантов (наряду с планированием и проектированием) реализации требований социального прогнозирования. Оно нацелено на решение значимых социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для общества, для данной организации или института. Отбор наиболее значимого, решающего, определяющего судьбу и перспективы социального развития - главная задача социального программирования.

        Научные основы программирования были разработаны сначала в математике и естествознании, затем они интенсивно применялись в экономических науках с попытками осуществить программирование на практике. В социологию осознание необходимости разработки методологии и методики программирования социального развития пришло в 1960 - 1970 гг. и в настоящее время находится в стадии интенсивной разработки. Продуктом социального программирования являются программы, включающие в себя цель и совокупность действий по решению проблем. Они предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы (объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления. В зависимости от характера социальных задач, от возможностей, которыми располагают разработчики, программы могут классифицироваться следующим образом:

а) по объекту воздействия (чьи потребности намечено удовлетворить - личности, группы, слоя, общества); б) по предмету – социально-экономические, демографические, социально-политические, культурные и т.д.; в) по длительности осуществления – текущие, краткосрочные, среднесрочные и перспективные; г) по объему – глобальные, региональные, конкретной организации, личные. Такая классификация достаточно условна, ибо многие социальные программы включают в себя несколько аспектов, требующих программирования.

         Содержательно социальное программирование представляет собой постановку управленческой задачи, исходя из анализа проблем социального развития в реальной ситуации; возможность их деления на составные части (подзадачи); их взаимную увязку; установление приоритетов и на этой основе выделение ведущего звена; выявление условий и ограничений при решении сформулированных задач; обоснование возможных вариантов достижения намеченной цели и выбор среди них оптимального, а также формирование соответствующего организационного механизма и оценку ожидаемых последствий от практического воплощения избранного варианта действий. На этой основе социальное программирование учитывает: а) анализ и диагностирование проблемы, ее актуальность; б) выдвижение неотложных управленческих целей и задач, поиск средств и методов воздействия; в) разработку альтернативных вариантов действий; г) оценку каждой альтернативы; д) измерение и оценку последствий реализации программ.

        Для социальной программы важна комплексность, системность, конкретность, адресность, наличие обратной связи в процессе ее реализации. Следует иметь в виду, что в социальном развитии - будь то общество, регион, производственная организация – везде возникает не одна, а несколько проблем. И здесь встает трудная задача: определить две-три важнейшие проблемы или сосредоточиться на одной, которая бы предопределила успешное решение других проблем. Гарантией этого выбора может быть только глубокий анализ ситуации и тех противоречий, без решения которых невозможно обеспечить поступательность развития любого социального объекта. Заметим, что после решения одной проблемы или одного из ее аспектов, как правило, возникает другая, более трудная для принятия управленческих действий. Надо иметь в виду и то, что в социальном программировании не следует ориентироваться лишь на один раз выбранные целевые установки, так как они нуждаются в постоянном уточнении и обновлении.

        Социальные проблемы всегда конкретны, и механическое перенесение на объект социального программирования оправдавших себя средств и методов в одной стране (регионе, ситуации) не гарантирует успеха в другой конкретной ситуации. Как показала практика реформируемой России, копирование заказных программ, которые с успехом реализовывались в других странах, ни в одной области жизнедеятельности российского общества не принесли желаемого результата, если не была учтена специфика российской действительности.

         Реализация научных требований социального программирования не всегда приводит к желаемым результатам. Это случается, когда не учитываются ограничения, накладываемые на подготовку, обоснование и разработку социальных программ. В их числе «минимизация задач», «выбор наихудшего варианта», ориентация на «минимум ожиданий»; необеспеченность ресурсами, недостаточный учет изменяющейся окружающей среды, ошибки в обосновании сроков и, что особенно важно, игнорирование (полное или частичное) состояния общественного сознания и поведения людей, включенных в поле социального программирования.

         Социальное программирование осуществляется в разных формах. Одна из них целевое комплексное программирование. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных средств целенаправленного воздействия на объект управления для достижения желаемых результатов. К этим средствам относятся различные способы координации деятельности, варианты концентрации, распределения и перераспределения ресурсов, экономическое и социальное стимулирование; разносторонняя поддержка инициатив, направленных на развитие интеграционных процессов в обществе; формирование положительной мотивации совместной деятельности, ориентированной на конечные результаты, и другие.

        К целевому программированию можно отнести проекты, направленные на то, чтобы связать воедино рост российской экономики и благосостояние народа. Сторонники такого подхода утверждают, что успешное развитие промышленности, сельского хозяйства, других отраслей национального хозяйства невозможно без кардинального резкого увеличения оплаты труда, ибо только такие меры могут создать рынок для значительного увеличения потребительского спроса.

        В этом случае целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и согласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и концентрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфический научный метод, а с другой - как метод целевого управления.

         Социальное программирование воплощается также в форме программно целевого подхода, который предполагает определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (например, в сфере демографической политики). На этой основе формулируется главная цель и ее подцели (иерархия целей), которые достигаются при целостном и комплексном подходе, а также при отборе средств, которые обеспечивали бы возможность учета всех без исключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы. Программно-целевой подход означает постепенный переход к моделям стратегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Эта форма предполагает постоянное применение пространственных и временных показателей, характеризующих потребности социального развития, возможность их локальной централизации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воздействия на систему управления в целом.

Информация о работе Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении