Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере субъекта РФ Воронежской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в муниципальном образовании.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы здравоохранения
1.1. Здравоохранение как объект социального прогнозирования. Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Особенности развития современной системы здравоохранения в Российской Федерации
2. Современное состояние системы здравоохранения в Воронежской области
2.1. Система показателей прогноза здравоохранения. Методы
прогнозирования сферы здравоохранения
2.2. Анализ современного состояния системы здравоохранения в Воронежской области
3. Прогнозные перспективы развития системы здравоохранения в Воронежской области
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования
системы здравоохранения в Воронежской области
3.2. Прогнозирование показателей здравоохранения в Воронежской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

я основы соц прогноз.docx

— 79.53 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение  высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

                                       Воронежский филиал

 

                             

Кафедра региональной экономики и управления

Факультет менеджмента и маркетинга

Специальность государственное и муниципальное  управление

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     

По  дисциплине Основы социального прогнозирования

 

Тема 9. Прогнозирование  системы здравоохранения (на примере  Воронежской области)

 

 

 

 

 

Студент Черкасова  А.И.

V Курс (день)

№ 08мгб01389

 

Преподаватель доцент, к.э.н

Ремезова Л.С.                                            

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2012

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические основы прогнозирования  системы здравоохранения

6

1.1. Здравоохранение как объект социального  прогнозирования. Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии страны

6

1.2. Особенности развития современной  системы здравоохранения в Российской Федерации

11

2. Современное состояние системы  здравоохранения в Воронежской области

15

2.1. Система показателей прогноза  здравоохранения. Методы

прогнозирования сферы здравоохранения

15

2.2. Анализ современного состояния  системы здравоохранения в Воронежской области

21

3. Прогнозные перспективы развития  системы здравоохранения в Воронежской области

26

3.1. Основные проблемы и направления  совершенствования

системы здравоохранения  в Воронежской области

26

3.2. Прогнозирование показателей здравоохранения  в Воронежской области

31

Заключение

36

Список использованной литературы

38


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здравоохранение представляет собой динамично развивающуюся  отрасль: постоянно разрабатываются  новые лекарственные препараты  и методы лечения, появляется возможность  лечить ранее неизлечимые болезни. Однако все это приводит к удорожанию медицинских услуг. Демографические  сдвиги, происходящие в современном  обществе в подавляющем большинстве  развитых стран мира, характеризуются  ростом ожидаемой продолжительности  жизни, а также снижением смертности и рождаемости. Результатом данных процессов является старение населения  и рост коэффициента демографической  нагрузки, что, в свою очередь, также  приводит к дополнительной нагрузке на бюджет соответствующего государства, поскольку требует ежегодного увеличения средств, выделяемых на социальное обеспечение  и, в частности, на медицинское обслуживание. В данной ситуации особую актуальность приобретают вопросы повышения  эффективности системы финансирования здравоохранения.

Управление  системой медицинского обслуживания населения  является важнейшим направлением социальной политики местной администрации, определяющей комфортность проживания населения  на территории. Для формирования комплексной  программы развития, оптимизации  ресурсного обеспечения необходимо понять структуру объекта и рычаги воздействия на него со стороны местной  администрации, исследовать состояния  и спрогнозировать развитие системы  здравоохранения. 

Основным  источником финансирования здравоохранения  остается обязательное медицинское  страхование (ОМС). Реальные поступления  по программе ОМС определяются установленными нормативами, зависят от численности  населения и поступлений от страхователей, а также фактического количества обратившихся. В части ОМС местная  администрация выполняет, прежде всего, функции контроля соблюдения законодательно установленных правил накопления и  использования средств. 

Механизмом  привлечения дополнительных ресурсов является добровольное медицинское  страхование (ДМС). Для его задействования необходимо определить наиболее эффективные формы ДМС, выделить факторы мотивации участия в программах ДМС физических лиц и корпоративных клиентов, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентно способность местных медицинских учреждений и их услуг.

Цель  данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере  субъекта РФ Воронежской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.

Исходя из этого, основные задачи является следующее:

  1. Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
  2. Проанализировать современное состояние здравоохранения в муниципальном образовании.
  3. Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Анализ развития здравоохранения  является актуальной задачей, так как  в данной отрасли наблюдаются  проблемы управления, обеспечения и  экспертизы качества медицинской помощи.

Началом решения перечисленных  проблем стало выступление 5 сентября 2005 г., на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и  членами президиума Государственного совета В.В. Путина. Он заявил3: «Здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого человеческого капитала….Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего экономического курса, который мы проводили, и будем проводить дальше. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России». 

Данное заявление нашло отражение  в послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р. С  этого момента правительство  взяло курс на внедрение в жизнь  приоритетных национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Здоровье».

В работе представлены три главы. В первой главе рассказывается о роли здравоохранения, во второй главе рассматриваются современное состояние системы здравоохранения и ее анализ, а в третьей главе – прогноз и перспективы развития здравоохранения.

В заключении представлены выводы. 

Объектом работы является охрана здоровья населения на примере Воронежской области, а предметом - анализ развития здравоохранения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1.1 Здравоохранение как объект социального прогнозирования. Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии страны

 

Здоровье граждан является одним из наиболее важных составляющих национального богатства. В процессе охраны и укрепления здоровья населения расходуется часть валового внутреннего продукта, но при этом само здоровье является особым экономическим ресурсом, которое во многом определяет эффективность социально-экономического развития.

Укрепление и охрана здоровья повышают уровень и качество жизни  населения, способствуют развитию производительных сил общества, а инвестирование здравоохранения  составляет вклад в воспроизводство  экономических ресурсов общества, в  формирование его трудового потенциала. По имеющимся данным только за счет снижения преждевременной смертности населения ежегодная экономия может достигать до 9% ВНП. Финансирование мероприятий по укреплению здоровья есть вложение в создание экономических ресурсов общества, в формирование его трудового потенциала. По мнению ВОЗ, улучшение здоровья связано с четырьмя факторами, способствующими экономическому росту:

1. снижением потерь производства  в связи с болезнью работников;

2. возможностью использования  природных ресурсов, прежде недоступных  из-за болезней;

3. ростом числа школьников  и повышением их успеваемости;

4. высвобождением ресурсов, которые пришлось бы истратить  на лечение заболеваний. 

Динамично развивающиеся  процессы экономических преобразований являются характерной особенностью современной России. В последние  годы темпы этих преобразований заметно  замедлились. Поэтому, если в первые годы экономических реформ первостепенное значение придавалось быстрому реагированию на стремительно изменяющиеся экономические условия, то в текущем периоде приоритетность приобретают задачи планомерного регулирования и целесообразного управления экономическими процессами.

Проводимые в России реформы  не могли не отразиться на системе  здравоохранения. Жесткое централизованное управление здравоохранением с исключительно  бюджетным финансированием и  тотальным диктатом нормативных  регламентаций и предписаний  ушло в прошлое. Субъекты, как на Федеральном, так и на местном  уровне обрели значительную степень  самостоятельности в распределении  экономических ресурсов и управлении социальной сферой. Параллельно с  этой региональной ресурсной децентрализацией обеспечение населения медицинской  помощью остается сферой экономики  с сильными монополистическими тенденциями, где недостаточное финансирование оборачивается дефицитом медицинских  услуг. В этой связи огромное значение для здравоохранения и в целом  для народного хозяйства имеет  решение проблем, связанных с  эффективным использованием ограниченных ресурсов.

Отрасль здравоохранения  является составным элементом структуры  социальной сферы, имея своей целью  сохранение и укрепление здоровья населения  посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских  учреждений. Основополагающая роль охраны здоровья, как неотъемлемого условия жизни общества, признается в Преамбуле и ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  (далее Основы), а ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

При этом, ст. 1 Основ под охраной здоровья граждан понимает совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Охрана здоровья является делом государственной важности. Поэтому целесообразно выделить основные задачи государства в области  охраны здоровья граждан. К ним следует отнести: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.

В целях решения перечисленных  задач, государство, например, разрабатывает  и финансирует многочисленные федеральные  программы, приоритетными направлениями  в которых являются охрана и укрепление здоровья нации; принимает меры по развитию государственной, муниципальной и  частной систем здравоохранения; всячески поощряет деятельность, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому  благополучию; обеспечивает формирование единого правового пространства системы здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан; осуществляет управление по созданию единой системы здравоохранения без ведомственных и территориальных разграничений. Особое значение для реформирования системы здравоохранения имеет «Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения».

Право на охрану здоровья и  медицинскую помощь имеет конституционное  закрепление.

В настоящее время в  целях обеспечения конституционных  прав россиян на получение бесплатной медицинской помощи Правительством РФ 15 мая 2007 г. утверждена Программа государственных гарантий оказания российским гражданам бесплатной медицинской помощи на 2008 г., согласно которой граждане могут бесплатно получать первичную медико-санитарную помощь; неотложную медицинскую помощь; скорую медицинскую помощь, в том числе специализированную (санитарно-авиационную); специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную; медицинскую помощь в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях плановой или экстренной госпитализации, требующих применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного медицинского наблюдения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям: при заболеваниях, в том числе острых, и при обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах; при патологии беременности, родах и абортах; в период новорожденности.

Информация о работе Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)