Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере субъекта РФ Воронежской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в муниципальном образовании.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы здравоохранения
1.1. Здравоохранение как объект социального прогнозирования. Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Особенности развития современной системы здравоохранения в Российской Федерации
2. Современное состояние системы здравоохранения в Воронежской области
2.1. Система показателей прогноза здравоохранения. Методы
прогнозирования сферы здравоохранения
2.2. Анализ современного состояния системы здравоохранения в Воронежской области
3. Прогнозные перспективы развития системы здравоохранения в Воронежской области
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования
системы здравоохранения в Воронежской области
3.2. Прогнозирование показателей здравоохранения в Воронежской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

я основы соц прогноз.docx

— 79.53 Кб (Скачать файл)

Концептуализация  инвестиций в здоровья осуществляется в рамках теории человеческого капитала. Если человеческий капитал важен  для развития экономики, а здоровье составляет его важную часть, то здоровье важно для экономического результата и наоборот, экономический результат  важен для здоровья. Здоровье может  влиять на экономические результаты, как на уровне страны, так и на уровне индивида в развитых странах в основном по четырем каналам, а именно более высокая производительность, увеличение предложения рабочей силы, повышение квалификации как результат обучения, увеличение накоплений для инвестиций в физический и интеллектуальный капитал.

Заинтересованность  в получении доступной и качественной лечебно-оздоровительной помощи необходимо использовать для привлечения инвестиционных вложений в развитие медицинского бизнеса, расширения объема и структуры частного рынка медицинских услуг. Важным акцентом обеспечения инвестиционных проектов помимо финансовой и общественной эффективности станет решение практических задач: развитие перспективных технологий с природными ресурсами региона, адаптация рынка медицинских  услуг и т.д. Реализация на практике проектов развития рынка лечебно-восстановительных  услуг, подкрепленная системой социальных, правовых, экономических, морально-этических, культурных акцентов, утверждающих приоритеты превентивной медицины, позволит, на наш  взгляд, сделать важный шаг к созданию принципиально новой эффективной системы формирования здорового образа жизни населения, профилактики заболеваний и реабилитации больных лиц. Практически отсутствует возможность получить комплексное лечебно-оздоровительное воздействие с применением гидротерапии: лечебные души, ванны, бассейн и т.д. В условиях города единичные медицинские центры готовы предоставить теплолечение на основе альтернативных теплоносителей: парафиновые и водорослевые обертывания.

Огромное  количество минеральных источников дает неограниченные возможности инвестору  при выборе места для инвестиции: сочетание SPA-центр — экскурсионный/конгрессный туризм, гольф и др.

Возможна  организация производств по переработке  целебных природных ресурсов: минеральной  воды, йодо-бромных рассолов, эксплуатация грязеемов: реализация в лечебно-оздоровительные учреждения, аптечную сеть и т.д. Использовать кадровый потенциал из выпускников Воронежской государственной медицинской академии для работы в сфере восстановительного лечения и реабилитации.

Открывается несомненная перспектива оказания платной и доступной лечебно-оздоровительной  медицинской помощи, используя целебные природные ресурсы собственного региона, расширяя спектр и качество медицинских услуг и технологий, основанных на применении собственных  природных богатств: минеральных  вод, целебных грязей, глины и т.д. Развитие которых будет способствовать не только развитию медицинских, но и финансово-социальных услуг - создание новых рабочих мест, налоговые выплаты и т.д. [5; с.5]. В перспективе представляется возможным разработать программы экологического туризма.

Профилактика, восстановление и поддержание здоровья - выгодная область инвестирования, прежде всего, для отечественных  инвесторов. При этом важен выбор  приоритетных направлений инвестирования, что в свою очередь требует  тщательного экономического обоснования  каждого возможного варианта инвестирования в сфере здравоохранения. Необходимо уточнить, что экономический выход не столь высок в связи с тем, что вложения в профилактику — это долговременные инвестиции, эффект от которых может быть отсрочен на десятилетия [10;с.267].

Таким образом, можно сделать вывод о потребности развивать сектор коммерческой восстановительной медицины в Воронежской области.

Так же острой проблемой в Воронежской области на протяжении последних лет является нехватка кадров в государственных медицинских учреждениях. Не смотря на то, что Воронежская Медицинская Академия им. Бурденко, ежегодно выпускает большое количество врачей узкого профиля и общей практики,  эта проблема в 2011-2012 году  сохраняется.

Дело  в том, что по  окончании учёбы  в медицинских вузах молодые  специалисты уходят работать в коммерческие структуры. В 2012 году городские власти обратили пристальное внимание на данную проблему. Так только за последний  год на 30 процентов увеличился бюджет городского здравоохранения. Но для  устранения данной негативной тенденции  не только повышать зарплату врачам, но и менять материально-техническую  базу государственных учреждений.

Так же  остро стоит вопрос нехватки в  государственных и муниципальных  учреждениях Воронежской области среднего и низшего медицинского персонала- медсестер, медрегистраторов, санитарок, а так же большая текучесть кадров. Так же решать эту проблему следует путем повышения заработной платы, введения систем материальных поощрений, снижения нагрузки на средний и низший медицинский персонал.

Так же большой  проблемой для Воронежской области является недоступность платной медицинской помощи для широких кругов населения. Это вызвано тем, что Воронежская область имеет очень низкий в среднем по России прожиточный минимум, невысокие средние зарплаты, то есть качественная медицинская помощь, основной массе населения недоступна.

Например, недавно  открытый частный онкоцентр, не для всех является доступным, так как цены на услуги недешеы.  Алексей Гордеев заявил, что власти приложат все усилия, чтобы отработать модель частно-государственного партнерства и сделать частный медцентр более доступным. К тому же, губернатор назвал новый онкоцентр самым современным в стране центром ранней диагностики и лечения онкозаболеваний.

Власти  города рассматривают несколько  вариантов решения возникшей  проблемы. « Один из вариантов –  это обязательное медицинское страхование. Затем квоты областного руководства, то есть не то, что нашего Воронежского, но и соседних регионов»- так, выразил  свое мнение по этому вопросу Николай  Чевардов, главный врач Лечебно-диагностического онкологического центра.

Итак, с  учетом всего вышесказанного, наметим  план устранения негативных тенденций развития системы здравоохранения в Воронежской области:

1. Следует  доработать и утвердить концепции  развития здравоохранения с учетом  построения трехуровневой системы  здравоохранения в соответствии  с порядками оказания медицинской  помощи.

2. Необходимо  организовать систематический контроль  за сроками реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения.

3. Обеспечить  соответствие объемов медицинской  помощи, потребностям населения  с учетом развития неотложной  медицинской помощи, стационарозамещающих технологий.

4. Принять  меры по сбалансированности объемов  по скорой и амбулаторно-поликлинической  помощи и устранению дефицита  территориальной программы государственных  гарантий оказания населению  бесплатной медицинской помощи.

5.Разработать  программу оценки уровня квалификации  медицинских работников, по повышению  их квалификации и поэтапному  устранению дефицита медицинских  кадров, предусмотрев дифференцированные  меры социальной поддержки медицинских  работников, в первую очередь,  наиболее дефицитных специальностей.

6. Развивать  систему целевой подготовки медицинских  специалистов с высшим и средним  медицинским образованием.

7. Развивать  государственно-частное партнерство  в здравоохранении, преимущественно  в первичном звене.

    1. Прогнозирование показателей здравоохранения в Воронежской области

 

В условиях разграничения  полномочий между органами власти необходимо обеспечить непрерывность и преемственность  властных полномочий с наибольшей эффективностью функционирования отрасли на принципах  программно-целевого планирования и  финансирования здравоохранения, а  именно:

- Обеспечение населения  гарантированными видами и объемами  медицинской помощи.

- Оптимизация бюджетных  расходов.

- Переход к финансированию, ориентированному на конечные  результаты.

- Эффективное использование  ресурсов.

- Переход на систему  планов-заданий и договоров с  медицинскими учреждениями для  обеспечения прозрачности финансовых  расходов и соблюдения гарантий.

- Изменение статуса медицинских  учреждений.

В современных условиях прогнозирование  развития здравоохранения одним  из основных показателей является потребность  населения в медицинских услугах  врачей различных специальностей (терапевтов, хирургов, невропатологов, онкологов, стоматологов и др.). На основе этого базового показателя рассчитываются другие показатели прогноза. Прогнозная потребность населения в медицинских услугах может быть определена с помощью нормативно-факторного метода.

Прогноз должен быть обоснован и наличием соответствующего количества медицинских  кадров, и прежде всего - врачебного персонала. Для этого определяется объем работы, который должен быть выполнен одним врачом (или в расчете  на одну врачебную должность). Величина его зависит от нормы приема больных  одним врачом в час, продолжительности  работы врача на приеме больных в  день и количества рабочих дней в  год. Таким образом, расчет может  быть произведен по этой формуле

     

    

     РЛП = Нн Др tl [3.с.279]

 

Где:

РЛП - прогнозируемый годовой  объем работы в расчете на одну врачебную должность;

Нн - норма нагрузки (приема) больных одним врачом в час;

Др - продолжительность работы врача в год (дней);

tl - продолжительность работы врача в день (часов).

     Этот показатель рассчитывается для врачебной должности каждой специальности (терапевта, хирурга, окулиста и др.). Для того чтобы определить прогнозируемое количество врачебных должностей по каждой специальности, необходимо использовать рассчитан ранее показатель количества посещений в год по каждой специальности и разделить его на прогнозируемый объем работы. Это можно записать в виде формулы:

,[3.с.281]

где:

К — число среднегодовых коек;

Н — численность населения;

Р — уровень госпитализации населения;

П — среднее число дней пребывания больного на койке;

Д — число дней использования койки  в году.

 

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических  учреждений (т.е. их пропускная способность) на плановый период определяется исходя из принятых на указанный период норматива мощности этих учреждений в смену в расчете на 100 или 10000 жителей и численности населения. При отсутствии этого норматива — на основании планируемых на данный период норматива числа врачебных посещений в расчете на одного жителя в год, численность населения, числа дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году и коэффициента сменности их работы в день.

 

  или  ,[3.с.283]

 

где:

М — мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену;

А — норматив мощности амбулаторно-поликлинических  учреждений в смену в расчете  на 1000 или 10000 жителей;

Н — численность  населения;

В — норматив числа посещений на одного жителя в год;

Д — число  дней работы амбулаторно-поликлинических  учреждений в году;

К — коэффициент сменности работы амбулаторно-поликлинических учреждений в день.

Развитие сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений предусматривается за счет их нового строительства. Поэтому прирост  сети этих учреждений должен соответствовать  или быть больше их вывода (в связи  с необходимостью замены пришедших  в негодность зданий больниц, диспансеров, родильных домов, поликлиник, амбулаторий).

Число врачебных должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые приросты сети здравоохранения  и численности населения с  учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым  должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским  персоналом).

Объемы медицинской помощи, предоставляемой населению Воронежской области бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек (на год):

  1. Амбулаторно-поликлиническая помощь (норматив посещений – 9198, в т.ч. по базовой программе – 8458 посещений; норматив количества дней лечения в дневных стационарах, в стационарах дневного пребывания и стационарах на дому – 749, в т.ч. по базовой программе – 619 дней).
  2. Стационарная помощь (норматив объема помощи составляет 2812,5 койко-дня, в т.ч. по базовой программе – 1942,5 койко-дня).
  3. Скорая медицинская помощь (норматив – 318 вызовов).

 

Таблица 3 [1.с.95] «Основные показатели здравоохранения»

Показатель

период

2013

2014

1.

Численность врачей всего, ед.

711,3

712,1

на 10000 населения

50,1

51,4

2.

Численность среднего медицинского персонала  всего, ед.

1517,6

1519,3

 

на 10000 населения

106,9

107,1

3.

Число больничных учреждений, ед.

6,3

6,1

4.

Число больничных коек всего, ед.

1373,4

1357,2

 

на 10000 населения

96,8

95,1

5.

Число врачебных учреждений, оказывающих  амбулаторно-поликлиническую помощь населению, ед.

15732

15681

6.

Мощность амбулаторно-поликлинических  учреждений (число посещений в  смену) всего, ед.

3692

3689

 

на 10000 населения

258,3

261,2

7.

Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий и число учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, ед.

 

11,7

 

11,72

8.

Число фельдшерско-акушерских пунктов, ед.

39,5

38,9

Информация о работе Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)