Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:04, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере субъекта РФ Воронежской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в муниципальном образовании.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.
Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы здравоохранения
1.1. Здравоохранение как объект социального прогнозирования. Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Особенности развития современной системы здравоохранения в Российской Федерации
2. Современное состояние системы здравоохранения в Воронежской области
2.1. Система показателей прогноза здравоохранения. Методы
прогнозирования сферы здравоохранения
2.2. Анализ современного состояния системы здравоохранения в Воронежской области
3. Прогнозные перспективы развития системы здравоохранения в Воронежской области
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования
системы здравоохранения в Воронежской области
3.2. Прогнозирование показателей здравоохранения в Воронежской области
Заключение
Список использованной литературы
Наиболее активной отраслью,
которая организационно и методически
обеспечивает государственные структуры,
ведомства и организации
Рассматривая значение данной категории, необходимо обозначить некоторые его особенности.
Примечательно, что термин
«здравоохранение»
Так, в теории государства и права здравоохранение, прежде всего, – это функция государства. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства в целом, правительства, министерства, других государственных органов. При этом государственная функция охраны здоровья населения страны может включать в себя здравоохранение в широком социально – организационном смысле и здравоохранение в узком собственно отраслевом смысле.
В медицинской и юридической литературе здравоохранение рассматривается как система общественных и государственных социально – экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих высокий уровень охраны и улучшения здоровья народа.
Всякая система
За последние годы, находясь в сложной экономической ситуации, в системе здравоохранения России были сделаны очень важные изменения, которые позволили создать положительные тренды в этой сфере: национальный проект «Здоровье», модернизация системы здравоохранения, прежде всего в сфере охраны материнства и детства - создание региональных перинатальных центров, центров здоровья для детей, улучшение работы учреждений родовспоможения и детства. В результате младенческая смертность в России снизилась за 2001–2010 гг. в 2 раза, с 15,3 до 7,5 смертей на 1000 живорождений. Были также достигнуты заметные успехи, позволившие, например, вывести ожидаемую продолжительность жизни российских женщин на рекордно высокий за всю российскую историю уровень – 74,9 лет. Значительный вклад в достижение этого результата внесли некоторые принятые за последние годы в области здравоохранения меры, например, внедрение программ государственных закупок лекарственных препаратов, введение специальных доплат врачам первичного контакта, в том числе в сельской местности. Начата реализация беспрецедентных по общему объему региональных программ модернизации здравоохранения (2011–2012 годы, 460 млрд. руб.). Происходит интенсивное обновление законодательства по охране здоровья и т.д.
Тем не менее, даже ожидаемая продолжительность жизни женщин в России по мировым меркам остаётся крайне низкой – меньше, чем в любой восточноевропейской стране за пределами границ бывшего Советского Союза (включая и такие несравненно бедные страны как Албания и Македония), чем в таких значительно более бедных азиатских странах, как Палестинская автономия, Шри-Ланка, Сирия или Вьетнам, а также чем в большинстве стран Латинской Америки. По ожидаемой продолжительности жизни мужчин Россия до сих пор находится на одном из самых последних мест даже среди низшего эшелона среднеразвитых стран мира.
В этой связи, стратегия развития и реформирование системы медицинской помощи в России, согласно лучшим российским и мировым исследователям, должна включать следующие меры:
Финансирование
Повышение доходов медицинских работников до достойного уровня, привязка оплаты труда к его результатам. Оздоровление системы финансирования здравоохранения, использование современного менеджмента, использование критериев эффективности, антизатратных механизмов. Развитие систем мониторинга эффективности и рентабельности реформ и инвестиций на основе признанных международных показателей.
Бесплатность. Доступность. Сохранение
и обеспечение доступности
Основной акцент – профилактика и первичная помощь. Реструктуризация медицинской помощи, опережающее развитие системы первичной помощи, программ раннего выявления и профилактики. Увеличение объема и эффективности помощи на уровне первичного звена и сокращение объемов госпитальных затрат. В российском здравоохранении доля врачей участковых служб не превышает 25% против 45–55% на Западе. Частота направления врачами первичного звена к узким специалистам на Западе составляет 4–10%, в России – 30%. До 80% плановых хирургических вмешательств можно проводить в отделениях дневной хирургии.
По оценкам экспертов, объем госпитализаций в России является завышенным, доля расходов на стационарное лечение в России аномально высока – 60% затрат на здравоохранение против 30–40% в западноевропейских странах.
Развитие мобильной системы первичной медицинской помощи для сельских и малонаселенных районов, удаленных от оснащенных учреждений здравоохранения.
Внедрение широкого спектра профилактических мер, способствующих предотвращению заболеваемости и инвалидизации, включая антиалкогольные, антинаркотические и противонаркотические меры; программы, направленные на распространение здорового образа жизни, улучшение качества питания, распространение подвижного образа жизни, меры по профилактике травматизма, в том числе в ДТП и т.д.
Проведение полноценной
Создание системы поддержки
участкового (семейного) врача как
главной фигуры общественного здравоохранения,
формирование позитивной мотивации
врача - новый правовой статус, поддержка
государства и достойное
Разработка и внедрение
Инвестирование в обучение и переобучение медицинского персонала, информатизацию и интернетизацию, создание онлайн-систем непрерывного образования, что позволит врачам находится на уровне новейших научных данных и подходов, сократить временные затраты на оформление документации
Развитие разнообразных формы общественно-государственного и частно-государственного партнерства в сфере охраны здоровья, развитие участия частной медицины, некоммерческих организаций в выполнении государственного заказа в сфере здравоохранения.
2.1
Система показателей прогноза
здравоохранения. Методы
Здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, росту продолжительности жизни. Эффективное функционирование здравоохранения позволяет избавиться от ущерба, который мог бы быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению системы здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.
Прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение таких первоочередных задач, как:
- гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
-формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;
- обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;
- первоочередная реконструкция действующих учреждений;
- развитие отечественной фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;
- создание медицинским работникам благоприятных условий для труда и быта, в том числе в районах и производствах с повышенным риском;
- совершенствование и развитие законодательной базы в области здравоохранения.
Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения и лечебно-профилактической помощи, данных о потребности и ресурсах и реально возможных сроках их удовлетворения.
План-прогноз развития здравоохранения включает основные показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха.
Каждый из перечисленных
показателей, рассчитанный на 10 тыс. человек,
характеризует обеспеченность медицинской
помощью и профилактическими
услугами. Кроме того, данные показатели
используются для планирования численности
обслуживающего персонала, производства
лекарственных средств, уровня материально-технического
обеспечения и размера
Таблица 1. [4; с 94] «Основные показатели развития здравоохранения Воронежской области»
Показатели |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
Число больничных учреждений, ед. |
80 |
80 |
85 |
Число больничных коек круглосуточных стационаров .тыс. |
21.1 |
21.3 |
21.9 |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений |
92 |
105 |
120 |
Число посещений амбулаторно- |
50.2 |
56.3 |
59.1 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов ед. |
711 |
702 |
695 |
Число санаторно–курортных учреждений и мест отдыха ед. |
39 |
38 |
39 |
Численность врачей всех специальностей всего тыс. |
12.2 |
12.3 |
12.6 |
Таким образом, из таблицы 1 следует, что количество больничных учреждений в сравнении с 2009 годом увеличилось на 6,25% (85/80*100%=106,25%), число амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось на 30% (120/92*100%=130,43%), число коек в больничных учреждениях увеличилось на 3,8% (21,9/21,1*100%=103,8%), число посещений в смену в амбулаторно-поликлинических учреждениях увеличилось на 17,7% (59,1/50,2*100%=117,7%), а количество санаторно-курортных организаций осталось неизменным. Это ведет к уменьшению доступности и снижению качества медицинской помощи населению.
В процессе прогнозных и плановых расчетов определяются потребности в медикаментах, медицинских изделиях, прогнозируется сеть аптек, аптечных складов и специализированных магазинов медицинской техники.
Наиболее массовым видом медицинского обслуживания населения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Основной показатель ее обеспеченности - количество посещений в смену.
Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.
К числу наиболее важных в области здравоохранения относится проблема придания особой значимости профилактической работе. В связи с этим в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельные мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений.
В обозримом будущем, как и сегодня, медицина будет находиться под воздействием как рыночных, так и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения - бюджетно-страховой, главная особенность которой - рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий и населения).
Принятые в зарубежных
странах системы
Возможные варианты реформирования системы здравоохранения обычно определяются на основании прогнозов, программ социально-экономического развития страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся условий их выполнения.
К основным типам методов прогнозирования можно отнести следующие три группы методов: экспертные методы, методы экстраполяции и моделирование.
Информация о работе Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)