Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере субъекта РФ Воронежской области и обосновать важнейшие направления его совершенствования.
Исходя из этого, основные задачи является следующее:
Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.
Проанализировать современное состояние здравоохранения в муниципальном образовании.
Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы прогнозирования системы здравоохранения
1.1. Здравоохранение как объект социального прогнозирования. Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии страны
1.2. Особенности развития современной системы здравоохранения в Российской Федерации
2. Современное состояние системы здравоохранения в Воронежской области
2.1. Система показателей прогноза здравоохранения. Методы
прогнозирования сферы здравоохранения
2.2. Анализ современного состояния системы здравоохранения в Воронежской области
3. Прогнозные перспективы развития системы здравоохранения в Воронежской области
3.1. Основные проблемы и направления совершенствования
системы здравоохранения в Воронежской области
3.2. Прогнозирование показателей здравоохранения в Воронежской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

я основы соц прогноз.docx

— 79.53 Кб (Скачать файл)

Наиболее активной отраслью, которая организационно и методически  обеспечивает государственные структуры, ведомства и организации мероприятиями  по охране здоровья и профилактике заболеваний населения, является здравоохранение.

Рассматривая значение данной категории, необходимо обозначить некоторые  его особенности.

Примечательно, что термин «здравоохранение» употребляется  практически во всех нормативных  актах, регулирующих сферу охраны здоровья, в том числе в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Однако, несмотря на это, он не имеет легального определения, а в общепринятом смысле используется без единообразного понимания. Доктринальное толкование этого термина обнаруживает различные его значения. Поэтому в юридической литературе можно встретить множество определений понятия «здравоохранение».

Так, в теории государства и права здравоохранение, прежде всего, – это функция государства. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства в целом, правительства, министерства, других государственных органов. При этом государственная функция охраны здоровья населения страны может включать в себя здравоохранение в широком социально – организационном смысле и здравоохранение в узком собственно отраслевом смысле.

В медицинской и юридической литературе здравоохранение рассматривается как система общественных и государственных социально – экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих высокий уровень охраны и улучшения здоровья народа.

Всякая система здравоохранения, определяемая природой социально-экономического строя, его производственными отношениями, предполагает соответствующую ему службу здравоохранения (учреждения, органы, кадры и т. д.). Здравоохранение может функционировать, лишь опираясь на медицинскую науку. Но возможности использования достижений медицинской науки также определяются природой социально-экономического строя, отношением общества к человеку, его интересам, здоровью, благополучию и т. п.

 

 

    1. Особенности развития современной системы здравоохранения  в Российской Федерации

 

За последние годы, находясь в сложной  экономической ситуации, в системе здравоохранения России  были сделаны очень важные изменения, которые позволили создать положительные тренды в этой сфере: национальный проект «Здоровье», модернизация системы здравоохранения, прежде всего в сфере охраны материнства и детства - создание региональных перинатальных центров, центров здоровья для детей, улучшение работы учреждений родовспоможения и детства. В результате младенческая смертность в России снизилась за 2001–2010 гг. в 2 раза, с 15,3 до 7,5 смертей на 1000 живорождений. Были также достигнуты заметные успехи, позволившие, например, вывести ожидаемую продолжительность жизни российских женщин на рекордно высокий за всю российскую историю уровень – 74,9 лет. Значительный вклад в достижение этого результата внесли некоторые принятые за последние годы в области здравоохранения меры, например, внедрение программ государственных закупок лекарственных препаратов, введение специальных доплат врачам первичного контакта, в том числе в сельской местности. Начата реализация беспрецедентных по общему объему региональных программ модернизации здравоохранения (2011–2012 годы, 460 млрд. руб.). Происходит интенсивное обновление законодательства по охране здоровья и т.д.

Тем не менее, даже ожидаемая продолжительность жизни женщин в России по мировым меркам остаётся крайне низкой – меньше, чем в любой восточноевропейской стране за пределами границ бывшего Советского Союза (включая и такие несравненно бедные страны как Албания и Македония), чем в таких значительно более бедных азиатских странах, как Палестинская автономия, Шри-Ланка, Сирия или Вьетнам, а также чем в большинстве стран Латинской Америки. По ожидаемой продолжительности жизни мужчин Россия до сих пор находится на одном из самых последних мест даже среди низшего эшелона среднеразвитых стран мира.

В этой связи, стратегия развития и  реформирование системы медицинской  помощи в России, согласно лучшим российским и мировым исследователям, должна включать следующие меры:

Финансирование здравоохранения. Постепенное доведение доли бюджета, выделяемой на здравоохранение, до европейского уровня. Если в России доля ВВП, расходуемого на здравоохранение, составляет 5,4%, то в восточноевропейских странах 6–8%, в странах Западной Европы – 9–12%. По данным Всемирного банка, в 2009 г. по доле расходов на здравоохранение в структуре ВВП Россия находится на 131-м месте в мире и на последнем в Европе (вместе с Румынией).

Повышение доходов медицинских  работников до достойного уровня, привязка оплаты труда к его результатам. Оздоровление системы финансирования здравоохранения, использование современного менеджмента, использование критериев  эффективности, антизатратных механизмов. Развитие систем мониторинга эффективности и рентабельности реформ и инвестиций на основе признанных международных показателей.

Бесплатность. Доступность.  Сохранение и обеспечение доступности сектора  базовых бесплатных услуг. Повышение  доступности базовых лекарственных  препаратов для пациентов, создание системы лекарственного обеспечения, в первую очередь детей, пенсионеров  и лиц с низкими доходами. Конкретизация  бесплатных государственных гарантий на уровне стандартов бесплатного предоставления медицинской помощи и лекарственных  средств. Программа государственных  гарантий должна стать прозрачной для  поставщика услуг и населения.

Основной акцент – профилактика и первичная помощь. Реструктуризация медицинской помощи, опережающее развитие системы первичной помощи, программ раннего выявления и профилактики. Увеличение объема и эффективности помощи на уровне первичного звена и сокращение объемов госпитальных затрат. В российском здравоохранении доля врачей участковых служб не превышает 25% против 45–55% на Западе. Частота направления врачами первичного звена к узким специалистам на Западе составляет 4–10%, в России – 30%. До 80% плановых хирургических вмешательств можно проводить в отделениях дневной хирургии.

По оценкам экспертов, объем  госпитализаций в России является завышенным, доля расходов на стационарное лечение  в России аномально высока – 60% затрат на здравоохранение против 30–40% в  западноевропейских странах.

Развитие мобильной системы  первичной медицинской помощи для  сельских и малонаселенных районов, удаленных от оснащенных учреждений здравоохранения.

Внедрение широкого спектра профилактических мер, способствующих предотвращению заболеваемости и инвалидизации, включая антиалкогольные, антинаркотические и противонаркотические меры; программы, направленные на распространение здорового образа жизни, улучшение качества питания, распространение подвижного образа жизни, меры по профилактике травматизма, в том числе в ДТП и т.д.

Проведение полноценной страховой  реформы медицины, активное использование  регулирующих и стимулирующих функций  страховых компаний для эффективной  организации медицинской помощи, развития профилактических программ, в том числе, за счет персонального  страхового вознаграждения медицинских  работников.

Создание системы поддержки  участкового (семейного) врача как  главной фигуры общественного здравоохранения, формирование позитивной мотивации  врача - новый правовой статус, поддержка  государства и достойное финансовое стимулирование, в том числе, страховое  вознаграждение за профилактическую работу, снижение объемов необоснованных госпитализаций и улучшение результатов лечебной работы

Разработка и внедрение комплекса  формализованных клинических руководств (стандартов), основанных на данных доказательной  медицины позволит избежать многочисленных клинических ошибок и даст возможность  для заказчика медицинских услуг  и государства отслеживать качество работы.

Инвестирование в обучение и  переобучение медицинского персонала, информатизацию и интернетизацию, создание онлайн-систем непрерывного образования, что позволит врачам находится на уровне новейших научных данных и подходов, сократить временные затраты на оформление документации

Развитие разнообразных формы  общественно-государственного и частно-государственного партнерства в сфере охраны здоровья, развитие участия частной медицины, некоммерческих организаций в выполнении государственного заказа в сфере  здравоохранения.

 

  1. Современное состояние системы здравоохранения В Воронежской области

 

2.1 Система показателей прогноза  здравоохранения. Методы прогнозирования  сферы здравоохранения

 

Здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, росту  продолжительности жизни. Эффективное  функционирование здравоохранения  позволяет избавиться от ущерба, который  мог бы быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению системы  здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, удается  улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.

Прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение  таких первоочередных задач, как:

- гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;

-формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;

- обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;

- первоочередная реконструкция действующих учреждений;

-  развитие отечественной фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;

  - создание медицинским работникам благоприятных условий для труда и быта, в том числе в районах и производствах с повышенным риском;

- совершенствование и развитие законодательной базы в области здравоохранения.

       Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения и лечебно-профилактической помощи, данных о потребности и ресурсах и реально возможных сроках их удовлетворения.

План-прогноз развития здравоохранения  включает основные показатели, характеризующие  развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных  должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и  домах отдыха.

Каждый из перечисленных  показателей, рассчитанный на 10 тыс. человек, характеризует обеспеченность медицинской  помощью и профилактическими  услугами. Кроме того, данные показатели используются для планирования численности  обслуживающего персонала, производства лекарственных средств, уровня материально-технического обеспечения и размера финансирования учреждений здравоохранения.

 

Таблица 1. [4; с 94] «Основные показатели развития здравоохранения Воронежской области»

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

Число больничных учреждений, ед.

80

80

85

Число больничных коек круглосуточных стационаров .тыс.

21.1

21.3

21.9

Число амбулаторно-поликлинических  учреждений

92

105

120

Число посещений амбулаторно-поликлинических  учреждений в смену тыс.

50.2

56.3

59.1

Число фельдшерско-акушерских пунктов ед.

711

702

695

Число санаторно–курортных  учреждений и мест отдыха ед.

39

38

39

Численность врачей всех специальностей всего тыс.

12.2

12.3

12.6


 

Таким образом,  из таблицы 1 следует, что количество больничных учреждений  в сравнении с 2009 годом увеличилось на 6,25% (85/80*100%=106,25%), число амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось на 30% (120/92*100%=130,43%), число коек в больничных учреждениях увеличилось на 3,8% (21,9/21,1*100%=103,8%), число посещений в смену в амбулаторно-поликлинических учреждениях увеличилось на 17,7% (59,1/50,2*100%=117,7%), а количество санаторно-курортных организаций осталось неизменным. Это ведет к уменьшению доступности и снижению качества медицинской помощи населению.

В процессе прогнозных и  плановых расчетов определяются потребности  в медикаментах, медицинских изделиях, прогнозируется сеть аптек, аптечных складов  и специализированных магазинов  медицинской техники.

Наиболее массовым видом  медицинского обслуживания населения  является амбулаторно-поликлиническая  помощь. Основной показатель ее обеспеченности - количество посещений в смену.

Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность  рассчитывается путем умножения  количества отдыхающих в одну смену  на количество таких смен за год.

К числу наиболее важных в области здравоохранения относится проблема придания особой значимости профилактической работе. В связи с этим в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельные мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений.

В обозримом будущем, как  и сегодня, медицина будет находиться под воздействием как рыночных, так  и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения - бюджетно-страховой, главная особенность которой - рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий и населения).

Принятые в зарубежных странах системы здравоохранения  сочетают различные варианты ее организации  и финансирования (за счет налогов, взносов в систему социального  и частного страхования, частной  практики).

Возможные варианты реформирования системы здравоохранения обычно определяются на основании прогнозов, программ социально-экономического развития страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые  дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся условий  их выполнения.

К основным типам методов прогнозирования  можно отнести следующие три группы методов: экспертные методы, методы экстраполяции и моделирование.

Информация о работе Прогнозирование системы здравоохранения (на примере Воронежской области)