Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:32, реферат
Цель программы - разработать тренинг по снижению уровня агрессии у подростков.
Задачи программы:
Раскрыть понятие и описать основные виды агрессии
Выявить причины и специфические особенности проявления агрессивности подростков
Описать диагностику уровня агрессивности «Басса-Дарки»
Разработать тренинг по снижению уровня агрессивности подростков
Введение
1. Агрессивное поведение у подростков
1.1. Понятие, основные виды и признаки для классификации агрессии
1.2. Специфика агрессии в подростковом возрасте
1.3. Причины агрессивности подростков
2. Решение проблемы агрессивности подростков
2.1. Опросник уровня агрессивности «Басса-Дарки»
2.2. План тренинга по снижению уровня агрессии подростков
2.3. Подробное описание тренинга
Заключение
Список использованной литературы
Второй и намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами. Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.[10]
Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивной реакции.
По всей видимости, весьма мощным «посылом к агрессии» являются «сторонние наблюдатели». Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.
Повышению вероятности возникновения агрессии способствуют некоторые внешние особенности среды или ситуации - средовые стрессоры.
Берковиц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что наблюдение насилия в масс-медиа (кино, видео и т.д.) будет способствовать агрессии:
- увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии;
- зритель отождествляет себя с агрессором;
- потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме;
- наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими.
Такие внешние факторы, как например, шум, усиливая возбуждение, может способствовать возрастанию агрессии; теснота (скученность) также способна спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).
Несмотря на то, что во многих случаях ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое воздействие, можно выделить различные черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.
Раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации) являются чертами личности, способной на агрессию.
Так как страх или тревога сдерживают агрессию, люди, склонные к подобным реакциям — наиболее остро чувствующие опасность, — зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Часто причины уязвимости лежат в собственном отношении этих людей к жизни. "Жертвенный" стиль поведения формируется с детства как особенность характера. В поведении преобладают покорность, непереносимость одиночества, поиск новых отношений как источника интереса и самоутверждения. В обыденной жизни для таких людей более естественно быть ведомыми. Они легко полагаются на лидера и в критических ситуациях предпочитают следовать советам других. В сфере эмоций у них доминируют чувство неуверенности в себе, тревожность, страх и, отсюда, чрезмеренная потребность в любви, поддержке, защите. Они часто ощущают себя неловко, скованно, зажато, беспомощно. Эти люди боятся потерять поддержку или одобрение. Они склонны излишне романтизировать взаимоотношения с другими людьми, при этом думая о собственной малоценности, предпочитают одного человека большому количеству людей, преданность, подчиняемость и служение ему, привязанность к нему, испытывают дискомфорт при разлуке с ним, боязнь разрыва отношений. И при этом они часто убеждены в том, что успехи или неудачи зависят, в основном, от таких внешних сил как везение, счастливый случай, судьба.
Таким образом, низкая тревожность, отсутствие чувства страха и уверенность в своих поступках отличает личность агрессора. Исследования подтвердили предположение о том, что чувство стыда напрямую связано с гневом и агрессией: чем чаще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию.
В качестве аффектирующих
психологических характеристик
обычно рассматриваются также
1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная. Если у ребенка
в раннем возрасте отсутствует автономность,
способность к самостоятельным выборам,
суждениям, оценкам, то в активном варианте
у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает
не как защита от внешнего мира и не причинение
вреда кому-либо, а как желание ребенка
обратить на себя внимание.
Рассматривая проявления агрессивности у подростков в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, прежде всего отмечают ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. [12] В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.
2. Решение проблемы
агрессивности подростков
2.1. Опросник уровня
агрессивности «Басса-Дарки»
Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.
Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа:
- мотивационная агрессия, как самоценность;
- инструментальная - как средство.
Определив уровень таких деструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как "…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
- косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
- негативизм - оппозиционна манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
- подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред;
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов;
- чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 +- 4, а враждебности 6,5-7 +- 3.
Опросник Баса Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
При составлении опросника использовались принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
2.2. План тренинга по снижению уровня агрессии подростков
План тренинга
Занятие 1. «Знакомство»
Занятие 2. «Топа доверия»
Занятие 3. «Давайте жить дружно»
Занятие 4. «Учимся взаимодействовать»
Занятие 5. «Мой гнев»
Занятие 6. «Выражаем гнев не причиняя вред другим и снимаем напряжение»
Занятие 7. « Учимся сотрудничать»
Занятие 8. «Стили поведения в конфликте»
Занятие 9. «Развиваем эмпатию»
Занятие 10.« Итоговое»
2.3. Подробное описание тренинга
Занятие 1. Тема: «Знакомство»
Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство.
Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается.
1.Добровольность участия: не хочешь говорить или выполнять задание - не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.
2.Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твоё мнение.
3.Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.
4.Не лгать. Лучше промолчать.
5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.
После этого выполняется общий знак - восклицание. Например: «Мы готовы!»
Основная часть
Упражнение 1 «Визитка».
«Каждый человек «подаёт» себя другим, в том числе и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека есть какой-то девиз или правило, которым он руководствуется в течение жизни. В течение 5-7 минут придумайте и напишите на визитке эту надпись».
Каждый зачитывает свою визитку, а педагог даёт эмоциональную поддержку. Потом проводится короткое обсуждение:
- о чём говорят надписи;
- что мы хотим сообщить о себе другим людям?
Затем педагог показывает надпись на своей визитке.
Упражнение 2. «Зови меня…»
Участники образуют круг. Педагог предлагает выбрать себе какое-либо имя, прозвище. Какими они хотели бы называть себя в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом.
Упражнение 3. «Уверенный - наглый - робкий».
Педагог предлагает взять одну из трёх карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой - «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача_ изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник.
Заключение
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чём разница?
Занятие 2 Тема: «Тропа доверия».
Ритуал приветствия
Цель: установить доверительные взаимоотношения.
Ритуал начала занятия.
Проверка домашнего задания. Принятие запрещающих знаков.
Основная часть.
Педагог рассказывает о доверии как важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе. Предлагает поиграть в игру «Тропа доверия».
Правила игры:
- Все действия выполняются на время.
Информация о работе Программа реабелитации агрессивных подростков