Программа реабелитации агрессивных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Цель программы - разработать тренинг по снижению уровня агрессии у подростков.
Задачи программы:
Раскрыть понятие и описать основные виды агрессии
Выявить причины и специфические особенности проявления агрессивности подростков
Описать диагностику уровня агрессивности «Басса-Дарки»
Разработать тренинг по снижению уровня агрессивности подростков

Содержание работы

Введение
1. Агрессивное поведение у подростков
1.1. Понятие, основные виды и признаки для классификации агрессии
1.2. Специфика агрессии в подростковом возрасте
1.3. Причины агрессивности подростков
2. Решение проблемы агрессивности подростков
2.1. Опросник уровня агрессивности «Басса-Дарки»
2.2. План тренинга по снижению уровня агрессии подростков
2.3. Подробное описание тренинга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

программа реабелитации агрессивных подростков.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

- Игроки соревнуются не друг с другом, а с так называемым «идеальным временем», которое для каждого упражнения своё.

-Все задания командные, то есть выполняются всеми членами группы.

-В промежутках между этапами все должны выходить из кабинета, где проводится игра. Входить и выходить, нужно взявшись за руки. Если цепочка разорвётся, за это начисляется дополнительное штрафное время.

-Время и название этапов отмечается на маршрутном листе, где уже записаны этапы и «идеальное время».

Играющие берутся  за руки и выходят из кабинета, по команде педагога снова заходят.

Этап 1. «Посиделки».

-Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы мы все видели друг друга. Начали! (запускает секундомер). Учащиеся садятся в круг.

Этап 2. «Номерки».

Педагог показывает номерки (по количеству участников), изготовленные  таким образом, чтобы их можно было зацепить за воротник одежды сзади (согнутая пополам полоска бумаги). Все встают в круг.

- Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача - как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом, соблюдая важное условие - не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать на пальцах тоже нельзя. За нарушение правил - 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания - 20секунд. Начали!

Этап 3. «Испорченный телефон».

-Этот этап проходит без слов. Предлагается встать в одну линию.

Сейчас всем нужно встать в колонну, т.е. в  затылок друг другу. Последнему в  колонне я покажу карточку с названием  вида спорта. Например: «футбол». Как только игрок прочтёт карточку и кивнёт, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока и только тогда он может обернуться. Прочитавший карточку должен жестами изобразить данный вид спорта. Игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию впереди стоящему игроку. Как только название вида спорта дойдёт до первого игрока, он должен будет назвать его вслух. Говорить ничего нельзя. За каждое слово- 10 секунд штрафа, оскорбительное высказывание- 20 секунд.

Этап 4. «Лабиринт».

Команда выходит  из кабинета, ведущий расставляет пять стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит. Педагог предлагает выбрать капитана команды.

- Сейчас я завяжу капитану глаза. Он должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает как). За любое касание стула или другого игрока налагается штраф в 10 секунд. Команда должна помогать своему капитану, подсказывая ему, куда идти.

Педагог не предлагает игрокам рассредоточиться по помещению  и не подсказывает, что направлять капитана лучше по очереди.

-Начали!

Этап 5. «Верёвочка».

Когда команды  выходит, педагог ставит стул на стол и привязывает к нему бельевой шнур таким образом, чтобы верёвка  оказалась на высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущий  держит в руке. Помещение оказывается, перегорожено верёвкой посередине.

-Сейчас по моей команде вы все должны будете оказаться с другой стороны верёвки. Верёвочку можно преодолеть только сверху. Никакими предметами - столами, стульями - пользоваться нельзя. Если кто-то коснётся верёвки, все кто успел её преодолеть возвращаются на исходную позицию (снизу, под верёвкой). Если кто-то упадёт, команда снимается с этапа и получает 300 штрафных секунд. Начали!

Этап 6. «Коробки».

-Прошу выстроиться в линию. Сейчас вам нужно будет передать коробок от спичек от первого игрока к последнему не руками, а с носа на нос. Первому одену коробок рукой. Если при передаче коробок упал, то тот, кто предавал, надевает его руками на нос себе и передаёт снова.

Этап 7. «Зоопарк».

- Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во- первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного. А во-вторых, услышать, кто ещё кричит так же, и слиться с ним голосами.

Карточки: собака -2, кот - 3, гусь -2.

Этап 8. «Тропинка и клич».

Педагог составляет вместе да стула и связывает их верёвкой. Ещё четыре стула он расставляет  на расстоянии 30 сантиметров друг от друга и от связанных стульев, чтобы получилась как бы «тропинка» и «островок».

-По моей команде вы должны будете пробежать по этой тропинке и встать на этом островке. На островке вы должны стоять все и издать какой-то совместный клич. Ели кто-то упадёт с тропинки, вся команда снимется с этапа и получает 300 штрафных секунд. Начали!

Заключение

Обсуждение  игры:

Сравнение с «идеальным временем». Какие этапы запомнились больше и почему? Что было просто, а что трудно? Что нового вы узнали о своих товарищах?

Занятие 3. Тема: «Давайте жить дружно!»

Ритуал приветствия

Цель: повышение рефлексивности участников. Усиление позиций

Ритуал начала занятия.

Основная  часть.

Упражнение 1. «Говорящие ладошки».

- Сейчас вам нужно разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте. Что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, помириться, попросить извинения друг у друга.

-Какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?

Какие ситуации вызвали у вас негативную оценку, почему? Какие положительную, почему?

Упражнение 2. «Волшебный магазин».

- Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можете приобрести всё. Что вам не хватает. Любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери, что хочешь, но плати». Платить придётся своими качествами Время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Из участников выбирается «приказчик» - помощник педагога, «рекламный агент», призывающий посетить магазин.

Как только в  магазине побывают все желающие, проводится обсуждение: сложно было расстаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Кто как себя чувствовал в процессе игры? Почему кому- то трудно настаивать на покупке?

Упражнение 3. «Закончи предложение».

-Педагог раздаёт всем карточки, на которых нужно закончить предложении:

«Счастливее всего я, когда…»

«Хуже всего мне, когда…»

«Не могу понять, почему я…»

«Моя жизнь была бы лучше, если бы я…»

«Главное, что я хотел бы в себе изменить - это…»

Результаты  не обсуждаются (анализируются педагогом).

Упражнение 4. «Лепим скульптуру».

-Встаньте в круг. Один участник- «Глина», а остальные - «скульпторы». Задание: слепит скульптуру под названием «Доброта». Поочерёдно участники становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняются - «Ответственность», «Любовь», «Дружба», «Уверенность».

 

Упражнение 5. «Железнодорожная касса».

- Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд, на который вам нужно попасть. В кассе остался один блеет, но кассир придерживает его по своим соображениям. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет.

Выбирается «кассир», «охрана», которая в случае каких-либо эксцессов обязана проводить буйного пассажира к выходу. Участники образуют очередь у кассы. По знаку ведущего касса открывается и через некоторое время закрывается.

Поводится обсуждение. «Кассира» просят дать обратную связь - кому бы он продал билет? Почему? Кому бы не продал? Почему? Сообща вырабатывается вариант, приемлемый для «кассира».

Заключение

-Как человек должен вести себя в обществе, в общении с окружающими?

- Помним простую истину: «Относись к людям так, как хотел бы ты, чтобы относились к тебе»

 

Занятие 4. Учимся взаимодействовать и снижаем  агрессию

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.

Основная  часть

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Лукас, где ты?».

Понадобится две  повязки на глаза и две свёрнутые  в трубку газеты. Непосредственно  в игре участвуют два человека, остальные будут зрителями, но все  смогут сыграть в эту игру по очереди. Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на ковёр, голова к голове, сцепившись левыми руками, а в правые, взяв свёрнутые в трубку газеты. Один из игроков спрашивает другого: «Лукас, ты здесь?» Второй отвечает: «Да, здесь» - и откатывается в сторону, потому что первый игрок старается ударить его газетой. Руки нельзя разнимать. Удар должен быть только один. Потом они меняются ролями. До начала игры лучше договориться с партнёром о количестве раундов. Победителем в этой игре станет тот, у кого было больше попаданий. Участники сами решают, насколько плотными должны быть газеты и применят силу удара. Участники следят за выполнением правил. После окончания поединка оба участника, награждаются бурными аплодисментами зрителей

 

Упражнение 2. «Архитектор- строитель».

Цель: участники  группы могут наблюдать за тем, как  различно обрабатывается, передаётся и воспринимается одна и та же несложная информация участниками взаимодействия.

Для выполнения упражнения необходимо 2 листа бумаги, два карандаша, две картонные  папки. Лист бумаги расчерчен на 6-8 прямоугольников, а в одном

Из них нарисовано схематическое изображение (пересекающиеся геометрические фигуры, какой- либо узор).

Второму участнику  выдаётся лист, также расчерченный на прямоугольники, но в каком будет  сложное изображение, он не знает.

Группа разбивается  на пары. Один участник пары будет выполнять роль «архитектора», указывать «строителю», что, где и как он должен рисовать. Задача «архитектора» - передать информацию так, чтобы «строитель» нарисовал точно такой же рисунок. Информацию передавать только вербально, что-либо доказывать и тем самым помогать «строителю» нельзя. «Строитель» информацию не уточняет, выполняет всё молча.

Заключение: в  ходе обсуждения участникам важно обратить внимание на то, насколько одна и  та же информация по - разному интерпретируется и обрабатывается партнёрами по взаимодействию, что помогало, а что мешало понять информацию «архитектора»?

Упражнение 3. «И тут вы говорите».

Цель: дать возможность  участникам почувствовать себя в  разных коммуникативных техниках, найти  поведенческие ходы, которые делают каждую технику успешной и субъективно привлекательной (владение всеми тремя позициями - важный залог гибкого, конструктивного поведения в общении).

Участники делятся  на тройки. В каждой тройке участников получают роли игрока, подыгрывающего и наблюдателя.

Инструкция  игроку. Ситуация, которую я вам  опишу, предлагает диалог с другим персонажем. Его роль будет выполнять подыгрывающий. Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию с позиции «сверху» - давите, грубите, требуйте, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы не вёл себя ваш партнёр, постарайтесь всё время лидировать, быть «над ним». Через 3-4 минуты остановите диалог, немного помолчите и начинайте игру позиции «снизу» - заигрывайте. Просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите в положение другого человека и так 3-4 минуты, а затем после паузы побудьте в позиции «на равных». Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова.

Инструкция  подыгрывающему. В отличие от игрока вы не имеете ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнёра, а после этого реагируйте на его слова так, как вам хочется. Если он вас разозлил - злитесь, обидел - обижайтесь, если его реакции растрогали вас - уступите своим добрым порывам. Будьте максимально искренни. Желательно фиксировать какие именно слова, жесты партнёра создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнёру.

Инструкция  наблюдателю. Ваша задача - фиксировать развитие диалога, особенности поведения. Развитие сюжета, следить, чтобы партнёры выполнили свои инструкции. Если вы считаете, что игрок не выполняет свою задачу, уходит в другую социальную роль, то вы имеете право остановить игру.

После проведения первого цикла меняются роли.

Заключение

-Какая позиция на ваш взгляд наиболее подходящая в общении людей?

- Решите ситуацию. Ваш одноклассник взял у вас на несколько дней ценную книгу и вернул её в неприглядном виде. И тут вы ему говорите…

 

Занятие 5. «Мой гнев»

Цель. Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Задачи. Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Оборудование. Видеоряд (фотографии, репродукции, киноэпизоды), иллюстрирующий гнев, ярость.

Ход занятия

Вводная часть

Учащимся предлагается вспомнить, что такое эмоции, какие  они бывают, как выражаются, невербально  изобразить называемые ведущим эмоции.

Далее выполняется  в два этапа упражнение «Шла Саша по шоссе». Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой («Палку толкал лапкой Полкан», «Все бобры добры до своих бобрят», «Сеня вез воз сена», «Дарья дарит Дине дыни» и т. д.), после чего имитирует ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате и «ворчат» себе под нос свои скороговорки, время от времени как бы обращаясь, друг к другу. Во время второго этапа участники гневно кричат друг на друга текстами скороговорок.После каждого этапа упражнения обсуждается, какие реальные эмоции отображали игровые ситуации, а также, как можно управлять подобными эмоциями.

 

Основная  часть

Учащиеся обсуждают, что такое гнев (отрицательная  эмоция) и к каким опасным последствиям он может привести. В этой части  ведущий может продемонстрировать соответствующие фрагменты из кинофильмов или репродукции картин.

Далее ведущий  отмечает, что гнев еще потому является отрицательной эмоцией, что отрицательно воспринимается окружающими. Учащиеся выполняют упражнение «Мир глазами агрессивного человека»: один из участников выполняет любое неагрессивное действие (встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает). Второй комментирует это с позиции агрессивного человека: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т. д. Остальные участники могут предлагать свои комментарии. После завершения упражнение обсуждается. Каким представляется агрессивный человек? Улучшается ли его самочувствие после гневных нападок? Как к нему будут относиться близкие? Как к нему могут относиться посторонние?

Информация о работе Программа реабелитации агрессивных подростков