Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:32, реферат
Цель программы - разработать тренинг по снижению уровня агрессии у подростков.
Задачи программы:
Раскрыть понятие и описать основные виды агрессии
Выявить причины и специфические особенности проявления агрессивности подростков
Описать диагностику уровня агрессивности «Басса-Дарки»
Разработать тренинг по снижению уровня агрессивности подростков
Введение
1. Агрессивное поведение у подростков
1.1. Понятие, основные виды и признаки для классификации агрессии
1.2. Специфика агрессии в подростковом возрасте
1.3. Причины агрессивности подростков
2. Решение проблемы агрессивности подростков
2.1. Опросник уровня агрессивности «Басса-Дарки»
2.2. План тренинга по снижению уровня агрессии подростков
2.3. Подробное описание тренинга
Заключение
Список использованной литературы
Обращается внимание на негативные последствия именно агрессивных реакций, чаще всего неконструктивных, а также на то, что внешние проявления гнева, злости и вообще чрезмерные проявления эмоций неблагоприятно представляют человека в глазах окружающих. Кроме того, следует подчеркнуть, что агрессивный человек приписывает другим свои собственные агрессивные намерения и негативные чувства.Предлагается освоить способ самоконтроля и саморегуляции путем выполнения упражнения «Самоконтроль внешнего выражения эмоций». Учащиеся вспоминают конкретную ситуацию, в которой они испытывали сильное эмоциональное напряжение, свое состояние (позу, мимику, жесты) и мысленно воспроизводят его.
Задают себе вопросы самоконтроля:
- Как выглядит мое лицо?
- Не скован (а) ли я?
- Не сжаты ли мои зубы?
- Как я сижу?
- Как я дышу?
Если эти признаки выявлены, необходимо:
1. Произвольно расслабить мимические мышцы, для чего используются следующие формулы:
2. Мышцы лица расслаблены.
3. Брови свободно разведены.
4. Лоб разглажен.
5. Расслаблены мышцы челюстей.
6. Расслаблены мышцы рта.
7. Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
8. Все лицо спокойно и расслаблено.
9. Удобно сесть, встать.
10. Сделать 2--3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.
11. Установить спокойный ритм дыхания.
Заключительная часть. Учащимся предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце упражнения. Проводится обсуждение, какие еще известны способы произвольно регулировать свое состояние. Учащиеся заканчивают предложение «В напряженной ситуации я сделаю..., так как это поможет...».
Ведущему на заметку. Упражнение «Самоконтроль...» может быть несколько сокращено или растянуто в зависимости от восприятия его участниками.
Занятие 6. «Выражаем гнев, не причиняя вреда другим людям и снимаем напряжение»
Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева, развивать умение выплёскивать накопившийся гнев в приемлемой форме; Снятие напряжения, обучение саморегуляции, развитие координации, развитие эмоциональной сферы.
Основная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение 1. «Лист гнева».
Рисунки выполняются на отдельных листах. Каждый может порвать свой лист гнева или оставить. На лист бумаги можно излить свой гнев, нарисовать себя в гневе.
- Что вы чувствуете во время гнева?
- Зачем нужен лист гнева?
-Будете ли вы применять этот способ выражения гнева в ситуации, когда вы очень злы, сердиты, гневны?
-Что положительного есть в листе гнева?
Упражнение 2. «Стойкий оловянный солдатик».
Педагог:
-Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую согни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий оловянный солдатик на посту. Ты честно несёшь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. Молодец!
Упражнение 3. «Тень».
Педагог:
- Один ребёнок ходит по помещению и выполняет различные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает голой, машет руками. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и чётко повторить его движения. Затем водящий меняется.
Упражнение 4. «Ах-ха».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Участники делятся на пары, в каждой паре партнёры становятся друг напротив друга. Один делает энергичный шаг вперёд и одновременно выставляет перед грудью согнутую в локте руку, произнося при этом громкое «ХА!». В звук надо вложить всю свою силу и мощь, сохраняя при этом спокойствие. Партнёр, стоящий напротив, демонстрирует движение пассивного начала, делает шаг назад, разводя руки в сторону, произнося при этом громкое «АХ!». Так несколько раз, меняясь ролями.
В обсуждении следует проанализировать физические и эмоциональные реакции, испытываемые в разных ролях.
Упражнение 5. Совет педагога.
- При сильном волнении можно выполнить следующие приёмы для выхода негативной энергии, гнева, злости:
*Посчитать до 10 и обратно;
*Рвать газету или ненужную бумагу на мелкие клочки;
*Побить подушку кулачками;
*Умыть лицо и руки;
*Побыть в тихой комнате, послушать спокойную музыку:
*Пропеть про себя весёлую песенку;
*Обхватить себя руками в том случае, если ты хочешь кого-то ударить;
*Уйти от конфликта, покинув помещение, в котором находишься
(класс, комната и т.д.).
Заключение
-Какие способы саморегуляции вы используете в минуты возбуждения?
-Какие люди вам больше нравятся - добрые или злые?
-Почему?
-Какое упражнение вам запомнилось и почему?
Занятие 7. « Учимся сотрудничать»
Цель: активизация совместной деятельности, осознание значимости каждого участника в коллективе.
Основная часть
Упражнение 1. «Распускающийся бутон».
Педагог:
Разбейтесь на группы. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу. Каждая группа превратится в распускающийся бутон. Для этого нужно отклониться назад, крепко держа друг друга за руки [43,с 75].
Анализ упражнения
-Насколько вам понравилось это упражнение?
- Как каждая группа справилась с заданием, расскажите.
Быстро ли вы смогли подняться?
-Какие трудности были при этом?
-Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?
-От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?
Упражнение 2. «Неожиданные картинки».
Инструкция:
Сядьте в один общий круг. Возьмите каждый по листу бумаги и подпишите своё имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую- нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передал ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. И так далее по кругу рисунки передаются из рук в руки, пока не сделают полный круг. В конце упражнения каждый получит ту картинку, которую он начал рисовать.
Анализ упражнения
-Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
-Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
-Какой рисунок тебе больше всего нравится?
-Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
Упражнение 3. «Пчёлы и змеи».
Педагог:
Я предложу вам игру «Пчёлы и змеи». Для этого разбейтесь на две равные группы. Те, кто хочет стать пчёлами, отойдите вправо от меня. Те, кто хочет стать змеями встаньте слева от меня. Каждая группа должна выбрать своего короля. Послушайте правила игры. Оба короля выходят из класса. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчёл должен найти мёд - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу - вот этот карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжжж… А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшш,…Чем ближе змеиный король к ящерице, тем громче должно быть шипение. При приближении к предмету громкость жужжания или шипения становится громче. При удалении - тише. Говорить ничего нельзя. Кто же из королей окажется первым? Начнём! [43, с. 100].
Анализ упражнения
-Какая группа хорошо помогала королю?
- Как пчёлы взаимодействовали друг с другом?
-А змеи?
- Как чувствовал ты себя в роли короля?
-Остался ли ты доволен своими подданными?
Заключение
-Как вы считаете, помогает ли вам сотрудничество при решении важных вопросов и проблем?
- Что вы испытывали друг к другу в процессе сотрудничества?
-Будете ли вы использовать сотрудничество в общении с людьми?
Занятие 8. «Стили поведения в конфликте»
Цель: : тренировка умения взглянуть на конфликтную ситуацию с разных точек зрения и выработка навыков по их эффективному разрешению;
активизация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации.
Основная часть.
Педагог:
Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Правила предупреждения конфликтов.
*Не говорите сразу с возбуждённым человеком;
*Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную
атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;
*Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;
*Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,
не скупитесь на похвалу и добрые слова;
*Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.
Упражнение 1. «Разбор конфликтных ситуаций».
В течение 10 мин каждый участник группы описывает какую- либо конфликтную ситуацию.
Группа делится на подгруппы. В подгруппах каждый участник зачитывает свою ситуацию. Участники предлагают варианты выхода из анализирующей ситуации, выбирают один эффективный вариант. Подгруппа выбирает самую конфликтную ситуацию.
Каждая микрогруппа предлагает свою ситуацию для общего обсуждения. Можно ситуации разыграть. Упражнение занимает достаточно много времени .
Заключение
В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему. Проследить, соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга. Решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации, выработка взаимовыгодных решений путём переговоров.
Упражнение 1 «Кулак».
Упражнение требует деления на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго - разжать кулак партнёра любыми средствами (за исключением болевых воздействий) По истечении 5 мин участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.
Варианты поведения: просьба, подкуп, шантаж, соревнование.
В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество).
Упражнение 2. «Девиз».
Необходимо записать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Предложения закончить и обсудить.
«Моя хата с краю я …..ничего не знаю» (приспособление).
«Фифти-фифти…. 50 на 50» (компромисс).
«Не прогоняйте, я сам… уйду» (избегание).
«Сам ты … дурак» (соперничество).
«Мы - команда» (сотрудничество).
Занятие 9. «Развиваем эмпатию»
Цель: создание условий для развития эмпатии учащихся.
Основная часть
Педагог:
Эмпатия - это умение понимать состояние другого человека. Без неё невозможно строить бесконфликтное, «эффективное» общение.
С помощью чего
люди могут понимать друг друга? С
помощью эмпатии, уметь поставить
себя на место другого человека,
оценить состояние другого
Я вам зачитаю стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла».
«Сверчок горевал, свою участь кленя;
-Не сплю я, бессонница мучит меня!
Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.
Скорбела кукушка:
-В конце концов, осталась я в мире одна, без птенцов!
Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.
Плакала мышка:
-Беда! Беда! Мышиную норку разрыла сова!
Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.
И поняли мышка, кукушка, сверчок,
Что все их несчастья - так, пустячок.
Что в целой вселенной нет злейшего зла,
Нет горя сильнее, чем горе козла».
К своему несчастию козёл не умел сочувствовать другим людям. А это страшно, когда нет сочувствия и милосердия в душе.
Упражнение 1. «Лицом к лицу».
В парах ребята садятся спиной друг к другу. По сигналу ведущего необходимо повернуть голову таким образом, чтобы увидеть лицо, а не затылок партнёра. После трёх попыток пары переформировываются.
Упражнение 2. «Глаза в глаза».
Педагог:
Возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите, друг другу только в глаза и. чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.
-Какие состояния вы передавали?
- Какие было легко отгадывать, а какие трудно?
Упражнение 3. «Доброе животное».
Педагог:
Встаньте. Пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!. А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперёд, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох- два шага вперёд, на выдох- два шага назад. Так чётко и ровно бьётся
Большое доброе сердце. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
Заключение
Педагог:
Мне хотелось закончить наше занятие словами Ю. Друнина
«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня,
Мне помнить о тех, кто когда- то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким.
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду.
Как я забываю о зле».
Будьте добры, терпимы, милосердны к людям. Не держите зла на окружающих, умейте прощать и вы увидите, что окружающие посмотрят на вас совершенно другими глазами и увидят вас только хорошее и доброе.
Занятие 10. Итоговое
Цель: подведение итогов комплексных занятий.
Основная часть
Педагог:
-Вот и подошли к концу наши занятия. Наверняка, вы почувствовали себя более уверенно, приобрели опыт общения, разрешения конфликтов, научились справляться со своим гневом и злостью, снимать напряжение, а также сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Скажите, понравилось ли вам участие в занятиях? Сейчас каждый из вас возьмёт на столе карточку и громко зачитает её вслух. Нужно закончить то предложение, которое будет написано на вашей карточке.
Варианты:
«Когда я шёл на занятия, я…».
«Мне интересно было узнать…».
«Мне удалось…».
Информация о работе Программа реабелитации агрессивных подростков