Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе
5)Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов………………………………….5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..10стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………..19стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………22стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………23стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………....25стр.
Заключение………………………………………………………………..27стр.
Список использованной литературы………………………………….29стр.
Приложения……………………………………………………………….31стр.
Курсовая работа
по дисциплине «Социология и психология управления»
на тему: Психологические типологии поведения персонала в группе
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1.
Понятие психологических типов…
1.2.
Классические типологии
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………..19стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе
2.1.
Характеристика исследуемой
2.2.
Метод исследования и его
2.3.
Результаты и выводы
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….29стр.
Приложения……………………………………………………
Введение
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди - знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.
5)Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов
Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы».
Все психологические типологии можно разбить на две большие группы: те, что классифицируют приобретенные душевные качества, и те, которые рассматривают качества врожденные.
Большинство существующих типологий относятся к первой группе — они описывают скорее типы поведения или типы сложившегося характера, а типологий из второй группы — единицы. В этой главе разговор пойдет об одной из них — самой интересной и самой ценной в практическом приложении — о теории психологических типов Карла Юнга.
Кому из нас не знакомо чувство растерянности, когда не удается установить контакт с некоторыми коллегами? И мы начинаем искать причины: анализируем свое поведение в отношении сотрудника, присматриваемся к его реакциям и положению в коллективе1.
Однако в успешном взаимодействии с коллегами важны не частности, а знание психологических особенностей типов личности людей. Самая известная с древних времен классификация, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.
. Классические работы Уильяма
Джеймса, Зигмунда Фрейда, Карла
Густава Юнга послужили
Понять образ мыслей и мотивы поведения человека — значит сделать шаг к организации его труда гуманным, экономическим и рациональным путем, помочь ему самореализоваться. Каждый человек стремится реализовать себя в этой жизни, успех — это реализованные цели.
Так что же такое типология?
Разнообразны психические особенности людей, изучаемые в психологии. Однако все они – способности и интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности – обладают общей фундаментальной характеристикой, а именно: глубоко индивидуальны. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого.
Выделение
закономерностей сочетания
Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку, и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.2
Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения. Рассмотрены три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях.
Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.
Второй
подход дифференциально-
Третий
подход отвечает задаче осознания, осмысление
человеком собственной
Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.3
Теория
психологических типов
Изучение собственного психологического типа помогает узнать, почему некоторые сферы жизни даются легко, а другие только после упорной борьбы. Изучение психологических типов окружающих помогает найти наиболее эффективный способ общения с ними и понимание того, в каких сферах они проявляют себя лучше всего
Типология
широко применяется. Она особенно примечательна
своей незаменимостью в областях
личного роста и
1.2 Классические типологии поведения личности
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
1) Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
2) Преобладание
лимфы (флегма, «мокрота») делает
человека спокойным и
3) Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
4) Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не часто, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает.4
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
В настоящее
время наука располагает
У каждого темперамента можно
найти как положительные, так
и отрицательные свойства. Хорошее
воспитание, контроль и самоконтроль
дает возможность проявиться: меланхолику,
как человеку впечатлительному
с глубокими переживаниями и
эмоциями; флегматику, как выдержанному,
без скоропалительных решений
человеку; сангвинику, как высоко
отзывчивому для любой работы
человеку; холерику, как страстному,
неистовому и активному в
Информация о работе Психологические типологии поведения персонала в группе