Психологические типологии поведения персонала в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе
5)Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов………………………………….5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..10стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………..19стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………22стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………23стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………....25стр.
Заключение………………………………………………………………..27стр.
Список использованной литературы………………………………….29стр.
Приложения……………………………………………………………….31стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Социология и психология управления»

на  тему: Психологические типологии поведения персонала в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Психологические типы и поведение  человека в группе

1.1. Понятие психологических типов………………………………….5стр.

1.2. Классические типологии поведения  личности…………………..10стр.

1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………..19стр.

 

Глава 2. Практическое исследование персонала в группе

2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………22стр.

2.2. Метод исследования и его апробация  в группе…………………23стр.

2.3. Результаты и выводы исследования……………………………....25стр. 

Заключение………………………………………………………………..27стр.

Список  использованной литературы………………………………….29стр.

Приложения……………………………………………………………….31стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

               Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди  - знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. 

              Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, свои собственные идеи, мысли, взгляды. 

              Актуальность темы состоит в  том, что эффективность работы  организации и атмосфера группы  зависит от поведения человека. Поведение человека  в группах – основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку динамика взаимоотношений достаточно сложна, то для понимания и управления этими процессами необходимо учитывать как свойство личности, занимающий определенный статус и выполняющий определенную роль в группе, содержание деятельности и уровня организации группы, так и специфику других, более широких социальных объединений. Специалисты в области менеджмента и психологии говорят о личности по-разному. Психологи стремятся видеть основные составляющие личности и понять механизмы, обеспечивающие организацию этих составляющих и поведение человека. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы. Все люди являются обладателями психологического типа. Но многие из нас не могут точно определить ни названия, ни сущности, ни истинной цены психологического богатства.

            Цель написания данной  курсовой  работы – рассмотрение классических  типологий поведения личности  в группе на конкретных примерах.

            Для реализации этой цели ставятся  и решаются следующие задачи:

1)Сбор, анализ и обобщение  теоретического материала

2)Структурировать  классические  типологии поведения

3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе

4)Провести исследование  в группе

5)Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы

              Объектом исследования является студенты группы УП-08 Финансово-экономического института, а предметом исследования является типологии поведения человека.       

              Курсовая работа состоит из  введения, двух глав, заключения, приложения  и использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологические типы и поведение  человека в группе

1.1. Понятие психологических типов

 Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы».

Все психологические типологии  можно разбить на две большие  группы: те, что классифицируют приобретенные  душевные качества, и те, которые  рассматривают качества врожденные.

Большинство существующих типологий  относятся к первой группе — они  описывают скорее типы поведения  или типы сложившегося характера, а  типологий из второй группы — единицы. В этой главе разговор пойдет об одной из них — самой интересной и самой ценной в практическом приложении — о теории психологических типов Карла Юнга.

Кому из нас не знакомо чувство  растерянности, когда не удается  установить контакт с некоторыми коллегами? И мы начинаем искать причины: анализируем свое поведение в  отношении сотрудника, присматриваемся  к его реакциям и положению  в коллективе1.

Однако в успешном взаимодействии с коллегами важны не частности, а знание психологических особенностей типов личности людей. Самая известная  с древних времен классификация, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

. Классические работы Уильяма  Джеймса, Зигмунда Фрейда, Карла  Густава Юнга послужили фундаментом  для западных исследователей, занимающихся  проблемами управления. Люди, стоящие  у руля экономики США, Японии  и других промышленно развитых  стран поняли простую вещь: чтобы эффективно управлять, нужно знать главный объект управления, то есть, человека.

Понять образ мыслей и мотивы поведения человека — значит сделать  шаг к организации его труда  гуманным, экономическим и рациональным путем, помочь ему самореализоваться. Каждый человек стремится реализовать себя в этой жизни, успех — это реализованные цели.

Так что  же такое типология?

Разнообразны  психические особенности людей, изучаемые в  психологии. Однако все они – способности и  интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности –  обладают общей фундаментальной  характеристикой, а именно: глубоко  индивидуальны. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого.

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в  научной психологии различные стратегии  и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно  считать именно совокупность, набор  его психических свойств и  качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации  индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с  той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно  своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально  отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов  индивидуальностей различаются  также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе  и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку, и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.2

Общие подходы  к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и  практическими задачами ее изучения.  Рассмотрены три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке и прикладных областях.

Первый  из них связан с поиском объективных  основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств  и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки  ее объяснения выходят здесь за пределы  собственно психических свойств  и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим  и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй  подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные  сочетания индивидуальных психических  черт. Ведь знание о конкретных поведенческих  реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание  своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная  черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение  индивидуальных типов.

Третий  подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит  в дедуктивном выделении принципов  построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь  возникает вопрос о том, почему эмпирически  определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при  отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические  особенности, типологические отличия  от индивидуальности других людей.

Каждый  из названных подходов связан, главным  образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Описание разнообразия типичных сочетаний  психических черт, поведенческих  реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание  принципов разделения индивидуальностей  на типы дает человеку средства сознательного  овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.3

Теория  психологических типов утверждает, что каждый из нас обладает естественными  предпочтениями и что наш истинный психологический тип показывает, каким образом мы предпочитаем действовать  в различных ситуациях и в  какой обстановке чувствуем себя наиболее комфортно.

Изучение  собственного психологического типа помогает узнать, почему некоторые сферы жизни  даются легко, а другие только после  упорной борьбы. Изучение психологических типов окружающих помогает найти наиболее эффективный способ общения с ними и понимание того, в каких сферах они проявляют себя лучше всего

Типология широко применяется. Она особенно примечательна  своей незаменимостью в областях личного роста и самосовершенствования. Изучение и применение теории психологических  типов может стать мощным и  полезным инструментом, если она используется в качестве инструмента познания, а не как метод заключения людей  в рамки или оправдания поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классические типологии  поведения личности

           Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

1) Преобладание  жёлтой желчи (холе, «желчь, яд»)  делает человека импульсивным, «горячим»  — холериком. 

2) Преобладание  лимфы (флегма, «мокрота») делает  человека спокойным и медлительным  — флегматиком. 

3) Преобладание  крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

4) Преобладание  чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

           Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не часто, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает.4

   Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

В настоящее  время наука располагает достаточным  количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления  психологических характеристик  традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента

               У каждого темперамента можно  найти как положительные, так  и отрицательные свойства. Хорошее  воспитание, контроль и самоконтроль  дает возможность проявиться: меланхолику,  как человеку впечатлительному  с глубокими переживаниями и  эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений  человеку; сангвинику, как высоко  отзывчивому для любой работы  человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе  человеку.

Информация о работе Психологические типологии поведения персонала в группе