Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе
5)Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов………………………………….5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..10стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………..19стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………22стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………23стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………....25стр.
Заключение………………………………………………………………..27стр.
Список использованной литературы………………………………….29стр.
Приложения……………………………………………………………….31стр.
На поведение человека влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие. Восприятие влияет на поведение личности не непосредственно, а, преломляясь через расположение, ценности, верования, принципы, уровень притязаний и проч.
Расположение, то есть положительное отношение к кому-то или к чему-то основывается на эмоциональных чувственных оценках внешнего окружения, например, коллектива, положения в нем, условий труда, его оплаты, содержания выполняемой работы, связанного с ней личного статуса и т.п. Расположение к людям проявляется в уважении, готовности придти на помощь в трудную минуту; расположение к работе — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов.
Устойчивое внутреннее расположение человека к другим субъектам или явлениям, основанное на их высокой индивидуальной оценке может быть охарактеризована как верование. Эта оценка бывает уже не только эмоциональной, но и рациональной. Основу ценностей составляет осознанное отношение к перечисленным выше моментам, причем не только человека в отдельности, но и коллектива. Поэтому ценности часто приобретают самостоятельное по отношению к отдельному субъекту бытие. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, критериями, с которыми сравниваются и с помощью которых оцениваются как собственные решения и поступки, так и действия других. К таким ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, новаторству.
Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике, например, справедливости, добросовестности и т.п. В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот — не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.
Каждая личность обладает определенным
уровнем притязаний, характеризующим
степень трудности целей, к достижению
которых она стремится. Понятно,
что для различных людей
Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов. Безусловно, речь здесь идет о неких условных «среднестатистических» личностях, поскольку в реальной жизни все значительно сложнее. В то же время связи между уровнем притязаний и психологическими особенностями личности не прослеживается.11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В ГРУППЕ
2.1. Характеристика исследуемой группы
. Исследуемая группа – студенты Финансово-экономического института группы управление персоналом. В группе 16 человек, учатся на втором курсе. Из них пятеро учатся на коммерческой основе. В группе трое парней и тринадцать девушек.
2.2.
Метод исследования и его
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкетирование дает возможность выявить определенное тенденции и понять путь дальнейших, более глубоких психологических исследований при помощи тестирования или экспериментирования. При помощи анкет исследователи получают информацию о больших группах людей путем опроса небольшой части этих людей, составляющих репрезентативную (представительскую) выборку.12
Для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик мы выбрали опросник Кейрси. Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой Ильин Е. П. Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:
Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют.
Подсчитывают баллы таким образом:
Если на вопросы 2, 3, 9, 10, 16, 17, 23, 24, 30, 31, 37, 38, 44, 45, 51, 52, 58, 59, 65, 66 большинство ответов "а" - Вы сенсорный (S) тип, ответы "б" - Вы интуитивный (N).
Если на вопросы 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26, 32, 33, 39, 40, 46, 47, 53, 54, 60, 61, 67, 68 преобладают ответы "а" - Вы мыслительный (T), ответы "б"- чувствующий (F) тип.
И наконец, если на вопросы 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28, 34, 35, 41, 42, 48, 49, 55, 56, 62, 63, 69, 70 у Вас преобладают ответы "а" - Вы решающий (J), ответы "б"- воспринимающий (P).
Получившийся четырехбуквенный код (например, ENFP или ISTJ) - это и есть тип.
2.3.
Результаты и выводы
В исследовании приняли участие все 16 человек. Все ответили на вопросы честно и без пропусков. В итоге мы получили данные, которые свидетельствуют о принадлежности к вполне определенному типу темперамента и соответствующему психологическому портрету:
Тип темперамента |
Психологический портрет | |||
Эпиметей |
ISFJ |
ISFP |
INTJ |
INFP |
Дионисий |
ISTF |
ISTP |
INTP |
INFJ |
Прометей |
ESFJ |
ESFP |
ENTP |
ENFP |
Аполлон |
ESTJ |
ESTP |
ENTJ |
ENFJ |
И в результате получили 16 комбинаций:
ESFJ – трое, ESXJ –двое, ENFJ – двое, ESTX -1 человек,XXFJ – 1, XSTJ –1, ESFX –1, ISTJ –1, IXTJ – 1, XSFX –1, XSFJ –1, ESXJ – 1.
Далее мы разделили комбинации на три группы:
Это ESFJ – трое студентов, ENFJ – двое, ISTJ – 1. Из 16 человек только 6 человек относятся к определенному типу. Это:
ESFJ – Прометей. Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы.
ENFJ – Аполлон. Стремление быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах.
ISTJ – Дионисий. Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным желаниям, импульсивность.
Это ESXJ – двое студентов, ESTX – 1, XSTJ – 1, ESFX – 1, IXTJ -1, XSFJ -1, ESXJ -1.
6 студентов из 16 относятся к определенному типу темперамента и соответствующему психологическому портрету как «Дионисий» , «Аполлон» и «Прометей». Остальные 10 студентов относятся к смешанному типу.
. В своей книге «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим» Отто Крегер и Дженет Тьюсон предположили, что люди либо объединяются по определённой принадлежности к определенному типу, либо их выбирает работодатель, основываясь на своих предпочтениях того либо иного типа. В группе большинство студентов - смешанные типы. С одной стороны, если бы в группе не присутствовали представители других типов произошёл бы, либо «застой», либо нагнетание конфликтной ситуации. А с другой стороны, если бы практически все были с одним и тем же темпераментом, что, скорее всего, помогло плодотворному взаимодействию и избеганию конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность
деятельности и способность к
выживанию любой организации
во многом зависит от человеческого
фактора, прежде всего от профессиональных
и психологических качеств
Люди отличаются друг от друга. Отличаются своими желаниями и мотивами, реакциями на происходящее и стилем поведения. Каждый день мы замечаем эти отличия или сходства, даем им названия и пытаемся на их основе понять и предсказать как свое собственное поведение, так и поступки других.
История
знает множество попыток
В данной курсовой работе
Выявлены факторы, влияющие на поведение человека. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр.
Проведено исследование в группе УП-08, где использовался опросник Кейрси для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. По результатам опросника выяснилось, что в группе большинство студентов - смешанные типы. С одной стороны, если бы в группе не присутствовали представители других типов произошёл бы либо «застой», либо нагнетание конфликтной ситуации. А с другой стороны, если бы практически все были с одним и тем же темпераментом, что, скорее всего, помогло плодотворному взаимодействию и избеганию конфликтов.
Человек всегда находится в обществе и взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, свои собственные идеи, мысли, взгляды.
Все люди являются обладателями психологического типа. Но многие из нас не могут точно определить ни названия, ни сущности, ни истинной цены психологического богатства. Знание своего типа личности помогает людям найти именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших результатов.
Список использованной литературы
1)Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. – СПб:2004 – 464с.
2)Большая психологическая энциклопедия. - М.:Эксмо,2007. - 544с.
3)Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. И перераб.- СПб,2006. – 512с.
4)Изабель Бриггс Майерс и Петер Б. Майерс. Различия богов. - Подстрочный перевод - Тихонов А.П. 2003 г.
5)К.Г.Юнг, Психологические типы, СПб.: Азбука, 2001
6)Кишкель Е.Н. Социология и психология управления. М.:Высшая школа. 2005. 296 с.
7)Лытов Д.А. Диалог с коллегами: на каких условиях? Ч.2: Соционика и психологи // СМиПЛ, — 2005
8)Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.: Андреев и сыновья, 2004.
9)Олпорт Гордон В. Личность в психологии – М, СПб, 2003 345с.
10)Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т.- СПб.: Речь, 2007. Т.1 - 416 с. Т.2 – 488 с.
11)Подойницына И.И. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Технологии социологических исследований»:учебное пособие. Часть III.-Якутск:Изд-во Ягу,2009.-122с.
Информация о работе Психологические типологии поведения персонала в группе