Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа
Предметом данной работы буду выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально педагогическую проблему.
Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Описать опыт работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.
Введение
1.Общая характеристика девиантного поведения у подростков.
1.1.Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков.
1.2.Формы девиантного поведения у подростков
2.Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения
2.1.Социально педагогическая профилактика с подростками девиантного поведеня.
2.2.Социально педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема: Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы.
План.
Введение
1.Общая характеристика девиантного поведения у подростков.
1.1.Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков.
1.2.Формы девиантного поведения у подростков
2.Социально педагогическая
деятельность с подростками
2.1.Социально педагогическая
профилактика с подростками
2.2.Социально педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Современное состояние
нашего общества породило
За прошедшие пять лет количество несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, выросло на 28,5% и перешагнуло миллионный рубеж (с 940,7 до 1117,2 тыс.). В общем количестве доставленных почти треть составляют дети, не достигшие 14-летнего возраста, причем в течение анализируемого периода доля именно этой возрастной группы среди доставленных возрастала наиболее стремительно - на 33,2% (с 244,4 до 325,5 тысячи). Таким образом, проблема нарушений поведения данной категории детей является актуальной.
Объектом данной работы является процесс профилактики девиантного поведения подростков.
Предметом данной работы буду выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально педагогическую проблему.
Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
Проанализировать методы
и формы работы социального
педагога по профилактике
Описать опыт работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.
1.Общая характеристика девиантного поведения у подростков
Нарушения поведения - это
отклонение от нормы внешне наблюдаемых
действий (поступков), в которых реализуется
внутреннее побуждение человека. Они
могут проявляться как в
Патологические ситуационно-
Девиантное поведение – не соответствует общепринятым нормам. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Так, например, курение женщины - норма в культуре стран Океании и девиация в странах, проповедующих ислам.
1.1.Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков.
М.А. Галагузова считает, что понятиям «девиантное поведение» подростков и «отклоняющееся поведение» синонимичны «трудные» или «трудновоспитуемые» подростки, так же М.А. Галагузова подчеркивает, что трудновоспитуемость подростка – это сопротивление педагогическим воздействиям, которое в науке рассматривается через явление «девиация». Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Ученые подчеркивают, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.М.А.Алемаскин нарушения поведения у подростков делит на три группы: реактивно обусловленные (побеги, суициды); вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания (бродяжничество) и др.. Автор считает, что нарушения поведения первой группы вызваны в основном психотравмирующей ситуацией, второй - неправильным воспитанием, в происхождении расстройств третьей группы главная роль принадлежит биологическому фактору.
В.Т.Кондрашенко, исходя из социально-психологических критериев, выделяет четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные .
В.Н.Кудрявцев, по признаку целевой направленности и мотивам все виды девиантного поведения делят на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. К последним авторы относят злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение, поскольку эти явления представляют собой действительно форму ухода от активной жизни и отказ от решения личных и социальных проблем.
Современные исследования в области психологии и социальной педагогики указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление девиантного поведения, В.В.Ковалевым выделяются такие, как:
- индивидуальный фактор,
действующий на уровне
- психолого-педагогический
фактор, проявляющийся в дефектах
школьного и семейного
- социально-психологический
фактор, раскрывающий неблагоприятные
особенности взаимодействия
- личностный фактор, который,
прежде всего, проявляется в
активно-избирательном
- социальный фактор, определяющийся
социальными и социально-
Т.А. Шишковец указывает на следующие причины девиаций Во-первых, отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера).
Во-вторых, нарушения в
сфере межличностных
В-третьих, ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).
В четвертых, ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.
В-пятых, социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).
В-шестых, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).
По мнению Л.В. Мардахаева к таким группам факторов девиантного поведения подростков и их составляющих следует отнести следующие.
Во-первых, несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.
Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый возраст (переходный возраст). Данный факт указывает на необходимость более подробного рассмотрения особенностей подросткового возраста.
В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Подростки, как правило, школьники – находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала вырастания из него.
К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят:
1) кризисные явления,
2) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
3) стремления заменить
отношения с позиции «морали
подчинения» на «мораль
4) повышенная критичность
оценочных суждений и
5) изменения в характере
взаимоотношений со
Во-вторых, отклонения в психическом и физиологическом развитии.
В их числе называют: низкий
уровень интеллектуального
В-третьих, несоответствие воспитания индивидуальности ребенка.
Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки.
В-четвертых, негативные факторы среды формирования личности подростка, к которым, прежде всего, относят семью и факторы средового воздействия на подростка в процессе его развития (улицы, города, «стаи» и т.д.)
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие девиантного поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
Особое значение среди факторов, влияющих на формирование девиантных подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.
В настоящее время принято
различать гармоничные и
Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляет собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями. Также к мотивообразующим факторам девиантного поведения относятся: образ жизни в широком значении этого понятия, непосредственное социальное окружение (социальная группа), ситуация, определенные требования к поведению субъекта в данной ситуации (социальная роль) и, наконец, личностные условия или сама личность.