Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа
Предметом данной работы буду выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально педагогическую проблему.
Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Описать опыт работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.
Введение
1.Общая характеристика девиантного поведения у подростков.
1.1.Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков.
1.2.Формы девиантного поведения у подростков
2.Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения
2.1.Социально педагогическая профилактика с подростками девиантного поведеня.
2.2.Социально педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения.
Заключение.
Список использованной литературы.
2) обучить подростков
способам решения жизненных
3) информировать подростков
о психоэмоциональных, физиологических,
соматических и социальных
4) формировать у подростков
умения и навыки: критически мыслить,
эффективного общения,
5) сформировать установку на здоровый образ жизни.
6) повысить самооценку подростков.
В соответствии со спецификой девиантного поведения социально-педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:
- комплексности (организация
воздействия на различных
- адресности (учет возрастных,
половых и социально-
- массовости (приоритет групповых форм работы),
- позитивности информации,
- минимизации негативных последствий,
- личностной заинтересованности и ответственности участников,
- устремленности в будущее
(оценка последствий поведения,
Кратко раскроем содержание данной работы по профилактике в Общеобразовательном учреждении:
Блок 1. Теоретический.
Цель: ознакомить подростков с последствием курения, алкоголя и употребления наркотических веществ и их влияния на здоровье человека.
Тема 1. «Последствия влияния курения на организм подростков».
Тема 2. «Последствия злоупотребления алкогольной продукции на организм подростков».
Тема 3. «Здоровый образ жизни».
Тема 4. «Экономические и социальные последствия употребления наркотиков».
Тема 5. «Почему мы говорим НЕТ наркотикам».
Тема 6. «Молодежь против преступности. Мы хотим жить в безопасном мире».
Тема 7. «Успешная карьера в рамках закона».
Целесообразность
Заключение
В работе было рассмотрено понятие девиантного поведения, обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и делинквентному поведению, проанализирован ролевой блок личности трудных подростков, дана типология агрессивного поведения современных подростков, изучены факторы риска, способствующие употреблению подростками наркотиков, токсических веществ и алкоголя.
Применение разноплановых методик для исследования личности девиантных подростков показало, что многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволило выявить психологические причины их девиантного поведения, неуспеваемости.
В работе было показано, что
личностные черты подростков существенно
отличают их от взрослого человека.
Это повышенная чувствительность и
возбудимость, неуравновешенность, раздражительность,
сочетание стеснительности, стыдливости
с заносчивостью и
Нарушения формирования личности подростка обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности и возникают в ответ на воздействие различных психотравмирующих факторов. Проблемы в общении у девиантных подростков в равной мере проявляется в отношении с родителями, учителями и сверстниками. Особенности поведения девиантных подростков часто проявляются в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, а также в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
Подростковый возраст - один
из кризисных этапов в становлении
личности человека. Он характеризуется
рядом специфических
Список использованной литературы:
1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002.
2. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 1998.
3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003.
4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Закатова И. Н. Система работы с «трудными» подростками. - М. , 1996.
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). -М. : Академия, 2003.
7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
8. Иванцова А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000 .-№8.
9. Кудрявцев В.Н., Нересянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Наука, 1998.
10. Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – С.-Пб, 2002.
11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 1999.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
15. Подросток: проблемы
социальной адаптации.
16. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика,1987.
17. Психолого-педагогический
словарь для учителей и
18. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш – С-Пб., 2001
19. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
20. Селецкий А.И. Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев: Здоровье, 1997
21. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
22. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
23. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. –