Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы буду выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально педагогическую проблему.

Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Описать опыт работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.

Содержание работы

Введение
1.Общая характеристика девиантного поведения у подростков.
1.1.Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков.
1.2.Формы девиантного поведения у подростков
2.Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения
2.1.Социально педагогическая профилактика с подростками девиантного поведеня.
2.2.Социально педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая(Столбова В.А.).docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

2) обучить подростков  способам решения жизненных проблем,  преодоления стресса и снятия  напряжения без нарушения социальных  норм и применения психоактивных веществ;

3) информировать подростков  о психоэмоциональных, физиологических,  соматических и социальных последствиях  девиантного поведения подростков;

4) формировать у подростков  умения и навыки: критически мыслить,  эффективного общения, сопротивления  негативному влиянию сверстников,  управления эмоциями;

5) сформировать установку на здоровый образ жизни.

6) повысить самооценку  подростков.

В соответствии со спецификой девиантного поведения социально-педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:

- комплексности (организация  воздействия на различных уровнях  социального пространства, семьи  и личности),

- адресности (учет возрастных, половых и социально-психологических  характеристик),

- массовости (приоритет групповых  форм работы),

- позитивности информации,

- минимизации негативных  последствий,

- личностной заинтересованности  и ответственности участников,

- устремленности в будущее  (оценка последствий поведения,  актуализация позитивных ценностей  и целей, планирование будущего  без девиантного поведения).

Кратко раскроем содержание данной работы по профилактике в Общеобразовательном учреждении:

Блок 1. Теоретический.

Цель: ознакомить подростков с последствием курения, алкоголя и  употребления наркотических веществ  и их влияния на здоровье человека.

Тема 1. «Последствия влияния  курения на организм подростков».

Тема 2. «Последствия злоупотребления  алкогольной продукции на организм подростков».

Тема 3. «Здоровый образ  жизни».

Тема 4. «Экономические и  социальные последствия употребления наркотиков».

Тема 5. «Почему мы говорим НЕТ наркотикам».

Тема 6. «Молодежь против преступности. Мы хотим жить в безопасном мире».

Тема 7. «Успешная карьера  в рамках закона».

Целесообразность использования  игротерапии в организации работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения. В-третьих, в игре подросток может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. В-четвертых игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психологического развития подростка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь как со взрослым: психологом, педагогом, родителем, та к и со сверстником.

Заключение

 В работе было рассмотрено  понятие девиантного поведения, обсуждены факторы, определяющие склонность подростков к девиантному и делинквентному поведению, проанализирован ролевой блок личности трудных подростков, дана типология агрессивного поведения современных подростков, изучены факторы риска, способствующие употреблению подростками наркотиков, токсических веществ и алкоголя.

Применение разноплановых  методик для исследования личности девиантных подростков показало, что многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволило выявить психологические причины их девиантного поведения, неуспеваемости.

В работе было показано, что  личностные черты подростков существенно  отличают их от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и  возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости  с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением «трудности подросткового периода».

Нарушения формирования личности подростка обладают тенденцией к  переходу в более или менее  стойкие патологические изменения  характера и личности и возникают  в ответ на воздействие различных  психотравмирующих факторов. Проблемы в общении у девиантных подростков в равной мере проявляется в отношении с родителями, учителями и сверстниками. Особенности поведения девиантных подростков часто проявляются в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, а также в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении  личности человека. Он характеризуется  рядом специфических особенностей. подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской; «героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения.

 

Список использованной литературы:

1.Алексеева И.А. Дети риска. – С.-Пб., 2002.

2. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 1998.

3. Воспитание трудного  ребенка: Дети с девиантным поведением : Учебно-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003.

4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Закатова И. Н. Система работы с «трудными» подростками. - М. , 1996.

6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). -М. : Академия, 2003.

7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.

8. Иванцова А.А. Социальный  педагог и инспектор по делам  несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000 .-№8.

9. Кудрявцев В.Н., Нересянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Наука, 1998.

10. Латышев Г.В., Орлова  М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – С.-Пб, 2002.

11. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: - М., 1999.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

15. Подросток: проблемы  социальной адаптации. Документы  и материалы. / Под ред. А.Е.Личко - М.: Просвещение, 1995.

16. Психология развивающейся  личности. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика,1987.

17. Психолого-педагогический  словарь для учителей и руководителей  общеобразовательных учреждений. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

18. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш – С-Пб., 2001

19. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.

20. Селецкий А.И. Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев: Здоровье, 1997

21. Словарь-справочник по  СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.

22. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

23. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. –


Информация о работе Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы