Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы буду выступать методы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Цель работы: Описать деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы:
Проанализировать явление девиантного поведения подростков как социально педагогическую проблему.

Рассмотреть формы девиантного поведения подростков.
Проанализировать методы и формы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Описать опыт работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.

Содержание работы

Введение
1.Общая характеристика девиантного поведения у подростков.
1.1.Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков.
1.2.Формы девиантного поведения у подростков
2.Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения
2.1.Социально педагогическая профилактика с подростками девиантного поведеня.
2.2.Социально педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая(Столбова В.А.).docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

В роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого  страха и возбуждения. Он нуждается  в поддержке и успокоении со стороны  взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к  обычной жизни в семье. Оградить пострадавшего от излишнего любопытства. Определяющее место среди мер  социальной защиты занимает социальный контроль по содержанию и преодолению  проявления агрессии и насилия. Создаются  кризисные центры, телефонное и очное  консультирование пострадавших от насилия, работают телефоны доверия, отделения  психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Итак, назрела реальная необходимость  осуществления межведомственного  подхода к реабилитационному  процессу, что обеспечит непрерывность  в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество.

 2. Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения.

Социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия  среды, может включать следующие  направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.

Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный  по времени процесс оказания психологической  помощи ребенку и создания условий  для оптимизации развития личности.

Профилактическая работа социального педагога с подростками, демонстрирующими отклонения в поведении, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в  которую попал данный ребенок - в  семье, школе, коллективе; выявления  причин возникновения социально-личностно-эмоциональных  нарушений.

По мнению М.А. Галагузовой социальный педагог должен знать следующие категории детей, которые подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия.

Итак, работа социального  педагога требует учитывать не только предпосылки девиантного поведения в подростковом возрасте, его типы, формы, основные этапы становления, но и положительный педагогический опыт воспитания подрастающего поколения и целенаправленной работы специалистов, который нашел отражение в различных педагогических средствах профилактики девиантного поведения подростков.

2.1.Социально педагогическая профилактика с подростками девиантного поведения.

 Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. А.И.Селецкий и С.А.Тарарухин все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим мероприятиям относятся: политические (направленные на борьбу за власть и влияние на людей) и социально-экономические (направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности). Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Профилактика девиантных форм поведения должна основываться на принципах системности, научности, социальной активности и, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер. Этиологичность профилактики заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию девиантного поведения.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных  ведомств, министерств и специалистов. Профилактика девиантных форм поведения - задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций .

Профилактика девиантных форм поведения должна проводиться дифференцированно в отношении детей, подростков и взрослых, учащихся и родителей, быть различной для школьников и учащихся ПТУ, студентов и других групп молодежи, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении. И наконец, профилактика нарушений поведения должна быть последовательной, поэтапной.

Согласно терминологии Всемирная  Организация Здравоохранения, выделяют первичную, вторичную и третичную  профилактику. Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных  факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.

Главная задача вторичной  профилактики - раннее выявление лиц  с нервно-психическими нарушениями  и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию  их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной  профилактики стало определение  так называемых «групп риска», то есть подростков, у которых нет явных  признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.

В педагогике отмечается, что  профилактика девиантного поведения должна строиться прежде всего с учётом психологических особенностей, мотивации интересов подростка .Как правило, в основе девиантного поведения лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Девиантное поведение чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения девиантного поведения во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Основные усилия профилактической деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий  воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения.

Для решения этих задач  социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия  среды, может включать следующие направления:

-выявление распространённости  различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

-анализ результатов изучения  мнений учеников, родителей и  разработка на их основе программы  по коррекции отклонений в  развитии личности и поведении  учащихся с учётом выявленной  специфики;

-создание в школе психолого-педагогических  условий, свободных от внешних  факторов риска, отчасти может  решаться посредством ряда компетентных  управленческих решений, развития  эффективного взаимодействия с  семьёй, ученика, учредителями дополнительного  образования и др.

Формирование личности школьников, их социальной компетентности, коррекцию  их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развитие способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы ребенок умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами .К важнейшим факторам профилактической работы следует также отнести особенности общения специалистов с детьми, родительской позиции и меру их участия в процессе профилактики девиантного поведения.

Работа социального педагога с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях .

Наиболее эффективными формами  психологической профилактики являются групповые занятия с подростками  и работа с родителями подростков. Групповая психотерапия решает следующие  задачи: повышение самооценки; увеличение чувства ответственности за свое поведение; предотвращение девиантного поведения подростков.

Согласно С.В.Березину и К.С.Лисецкому, предупреждение отклонений в поведении подростков требует их обучения навыкам социального поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих его факторов, разработка на основе программы по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.

Формирование социально  позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалкогольное (противонаркоманическое) воспитание.

Противоалкогольное, антинаркотическое воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических установок, установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные задачи санитарно-гигиенического воспитания: повышение санитарной грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни; искоренение вредных для здоровья привычек.

2.2.Социально педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения.

Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних учащихся осуществляется по программе, которая была создана с целью формирования высокой сопротивляемости подростков негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний, навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения.

Неотъемлемой частью программы  является создание спокойной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы  общения, в которой новые навыки изучаются, апробируются на практике и  применяются в жизни, т.е. внутренне  перерабатываются и проверяются  во взаимодействии со сверстниками и  другими значимыми лицами. Внутренняя переработка, также известная под  названием критического мышления, и  проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными  условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений  и поведения.

По длительности работы программа  рассчитана на 6 месяцев.

Выделяются этапы: подготовительный, диагностический, профилактический (основной), аналитический (заключительный).

Разработка задач работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков была осуществлена с учетом специфики форм девиантного поведения, а именно: нарушение социальных норм, обычно сопровождается употреблением алкоголя, курением и игнорированием здорового образа жизни, появлением других вредных привычек. На этом основании были определены следующие задачи работы социального педагога в рамках программы по профилактике девиантного поведения подростков:

1) способствовать осознанию  и усвоению подростками основных  человеческих ценностей; 

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы