Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:50, реферат
Диалектическому мышлению свойственно связывать воедино содержание и форму предмета. Когда Карл Манхейм — впервые в 1922 г., а затем несколькими годами позже — заинтересовался проблемами интеллектуальной деятельности, объединенной им под названием «социология культуры», он быстро отказался от мысли рассматривать ее просто как предмет исследования и начал применять методы, которые сво
Такими были основные
принципы критической теории
В дальнейшем, в послевоенный
период (и даже перед лицом несомненных
успехов Западной Европы в экономической
области и в создании правового
государства) франкфуртцы не смягчили
свою критику западной цивилизации
и ее культуры . Теория обще
В конце 50-начале 60-х годов
государства Западной Европы и США
вступили в полосу относительной
стабилизации, благоприятной экономической
конъюнктуры, быстрой демократизации.
В то время там закладывались
- разумеется, через трудности и
противоречия, не снятые и сегодня,
- основы правовых государств современного
типа, создавались предпосылки для
мощного научно-технического рывка.
На этой волне родились апологетические
концепции "государства всеобщего
благосостояния", "общества всеобщего
изобилия" и т.д. Франкфуртцы, основываясь
на критической теории обще
Хоркхаймер в 1962 г. так
говорил о надеждах на общество всеобщего
процветания: "Такие разумные речи-обещания
не выполнены. Какими бы верными они
ни были, все это звучит как мечта.
Люди - несмотря на весь официальный
оптимизм - подвергнуты гонениям; они
живут в постоянном страхе за себя,
своих детей, свой народ. Сегодня, когда
производство, дело достигло такого развития,
когда процветает тщательная работа
самых разных видов, когда для
правильного формирования человеческих
отношений открыты новые
"Негативная диалектика" Адорн
Во-первых, философскую
классику Адорно обвинял в том, что понятиям-принципам
единства, целостности, тотальности придавался
самодовлеющий характер. И это было совсем
не невинное философское "творчество":
когда тотальности строго подчиняли отдельные
части и элементы, усматривая в такой подчиненности
ни много ни мало как саму истину, то отсюда,
считал Адорно , было рукой подать до
тоталитарных социальных "экспериментов".
Идея Адорно , которую сегодня разделяют
многие мыслители, состоит в том, что нужна
новая диалектика, устанавливающая принципиальное
равноправие целого и составляющих его
элементов, "справедливое" отношение
единичного-особенного-
Во-вторых, классической диалектике вменялось в вину злоупотребление категориями "тождество" и "отождествление" - в чем опять-таки усматривались философские и идейные истоки нивелирования личностей, конформизма. Истинно диалектическое мышление, согласно Адорно , требует, чтобы именно уникальность, неповторяемость, "инаковость" моей и всякой другой личности - их "нетождественность" друг другу - были прежде всего приняты в расчет, для чего требуется отличная от классики категориальная диалектика.
Подобным образом, в-третьих, обстоит дело с противоположностью субъекта-объекта, столь существенной для философии. Философская классика, при всем разнообразии ее оттенков, в новое время стала отдавать предпочтение субъекту. Дело новой, "негативной" диалектики, согласно Адорно ,- вернуть философию к простой и неопровержимой идее, согласно которой объект, пусть он мыслится только субъектом, всегда преддан субъекту в своей "инаковости". Первенство объекта, предупреждает Адорно , не следует толковать в смысле марксистского материализма, неминуемо ведущего к упрощенному "экономическому материализму".
Адорно , Хоркхаймер, Маркузе , более молодые франкфуртцы всегда стремились соединить диалектические философские рассуждения с анализом общественных отношений и реалий, с воспитанием критического , нонконформистского сознания. Влияние франкфуртской школы не ограничивалось философией и социологией. Адорно , к примеру, был известнейшим музыковедом, создателем оригинальной философии музыки. Влияние Адорно , Хоркхаймера и других франкфуртцев на культуру подтверждается цель1м рядом свидетельств. Б. Брехт, например, в 40-х годах участвовал в дискуссиях франкфуртцев в Калифорнии и даже замышлял написать пьесу, так или иначе связанную с историей Института. Томас Манн в 1948 г. писал: " Адорно - один из тончайших, острейших и критически глубочайших умов, которые сегодня имеются. Сам будучи творческим музыкантом, он одновременно одарен такой аналитической способностью и таким даром выразительности, которые по точности и вразумляющей силе не имеют себе равных... Я очень хорошо знаю его произведение ("Философия новой музыки"): оно в известной степени давало мне стимулы и было поучительным при написании "Доктора Фаустуса", моего романа о музыканте".
Франкфуртская философия глубоко повлияла на сознание бунтующей молодежи, которая в конце 60-начале 70-х годов оказалась в центре социальных движений протеста на Западе. Наиболее популярными их идеологами стали Герберт Маркузе (1898 -1979) и Э. Фромм (1900-1980), чьи учения уже были результатом объединения ряда исходных идей франкфуртской школы со специфическим образом переработанным фрейдизмом.
Путь Маркузе от его самых ранних разработок до наиболее известной его книги "Одномерный человек" (1964) был характерен для представителей франкфуртской школы его поколения, да и для немалого числа тех, кого на Западе относили также и к марксистскому крылу философии.
С молодых лет испытавший
влияние революционаристских
Особенно глубокое воздействие идей Маркузе приходится на 60-е годы. В это время студенческие волнения в США, майские события 1968 г. во Франции, выступления молодежи в странах Востока имели своей первопричиной целый ряд социальных проблем, не снятых и сегодня в динамично развивающихся государствах Запада и Востока. Бунтующее молодое поколение имело обыкновение воспринимать социальные проблемы сквозь призму нравственных, духовных, культурных утрат, в связи с отношением "отцов-детей", со смысложизненными вопросами о смерти, грехе, покаянии, вине, ответственности, достоинстве личности. Вот почему к числу главных идейных источников их борьбы и протеста, наряду с экзистенциализмом и фрейдизмом, можно отнести и идеи франкфуртцев. Правда, тут была своего рода сложность. Студенты Парижа на своих демонстрациях несли плакат, на котором были написаны три заглавных буквы "М" - и мало кто из демонстрантов не знал, что это значит: Маркс, Мао, Маркузе были их кумирами. А вот Маркузе заявил в интервью журналу "Экспресс": "Я ощущаю свою солидарность с движением возмущенных студентов, но я ни в коей мере не являюсь их рупором. Это пресса и реклама присвоили мне такой титул и превратили мои идеи в ходкий товар... Но, как я полагаю, лишь очень немногие студенты читали хоть что-нибудь из мною написанного". В чем-то Маркузе был, несомненно, прав: идеология студенческого, молодежного движения протеста включала в себя такое множество элементов, что "привязывать" ее именно к опубликованным работам Маркузе вряд ли справедливо. А все-таки книгу Маркузе "Одномерный человек", опубликованную в 1964г., но приобретшую особую популярность в мятежном и тревожном 1968г., с восторгом прочитало немалое число тех, кто строил баррикады на улицах Парижа, кто боролся против вьетнамской войны.
Каковы же изложенные
в этой книге основные идеи Маркузе ?
Прежде всего, он широко использовал и
далее развил критические идеи, кри
Всем нам не составит труда, рассуждает Маркузе , "опознать" в самих себе "одномерных" людей. Мы подавлены, подчинены внешними экономическими и политическими силами - и послушно "строим" себя по их образу и подобию. Мы - конформисты. Мы поддерживаем то "примирение противоположностей", в котором заинтересованы власти предержащие. Мы устремляемся в погоню за материальными благами. Наши мысли и наши чувства - это либо "счастливое сознание" обладателей вещественных благ, либо "несчастное сознание" тех, кто устремлен в погоню за благами, услугами, престижем. В "прометеевской" погоне за эффективностью мы потеряли непосредственную "дионисийскую" радость жизни, общения, наслаждения искусством. Нас обуревают подавленные комплексы и прорывающиеся наружу индивидуальные и коллективные психозы. Таким был начертанный Маркузе образ общества и индивида нашего времени.
Естественно, что в
адрес критической теории о
Поставив немало острых, актуальных и сегодня вопросов, франкфуртская школа и до сих пор зримо присутствует в панораме философских дискуссий. Но, конечно, всего определеннее влияние ее идей сказывается в работе тех современных мыслителей, которые первое время развивались под ее непосредственным воздействием. Это - уже упомянутые Ю. Хабермас и К.-О. Апель, а также А. Шмидт, К. Оффе и др. О них речь в данной книге учебника пойдет позже.
4+++
1. Теория социокультурной динамики П. Сорокина
В основу модели социально-культурной
макродинамики Сорокиным
В первой, «идеациональной»
фазе в фокусе духовной жизни социума
оказывается «сверхчувственная
реальность» Божественного, которая
априорно признается первичной, если не
единственной реальностью вообще. Оказавшаяся
под этим знаком культура формируется
под определяющим влиянием религии,
причем конкретно-историческая форма
последней в данном отношении
оказывается несущественной. Такая
культура развивает и совершенствует
те «органы», которые призваны воспринимать,
выражать, транслировать и сохранять
в социальной памяти трансцендентную
реальность, так или иначе, обслуживать
драгоценное религиозное
Информация о работе Ранние культурно-социологические работы Карла Манхейма