Расово-антропологическая школа в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:34, реферат

Описание работы

Цель моего реферата – рассмотреть возникновение, основные идеи и основоположников расово-антропологической школы в социологии, причины появления такого понятия, как расизм.
Для начала определим понятия «антропология», «раса» и «расизм».
Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2].

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................2
Глава 1.Зарождение антропологии и понятии о расах………..…….......................3
Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы.............................5
Глава 3. Расы. Расовая классификация…………………........................................14
Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие ра-сизма...........................................................................................................................17
Глава 5. Современный расизм..................................................................................20
Заключение.................................................................................................................22
Список использованной литературы.......................................................................

Файлы: 1 файл

реф. по социологии.docx

— 67.89 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования 

Свердловской  области.

 

ГБОУ  СПО СО «Нижнетагильский техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства».

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Расово-антропологическая школа в социологии».

 

Учебная дисциплина «Основы социологии

 и политологии».

 

 

 

    

                                                                             Исполнитель:

                                                                                     Головина Ольга Михайловна

                                                                                       студент 203-ВВ группы,

                                                                                       4 курса заочного отделения

                                                                                        Специальность:

                                                                                        270813 «Водоснабжение  и

                                                                                       водоотведение».

 

 

                                                                                      Руководитель:

                                                                                      Нерсесян Е.В.,

                                                                                      преподаватель общественных 

                                                                                     дисциплин.

 

 

Нижний Тагил

 

2014 г.

-1-

Содержание:

Введение.......................................................................................................................2

Глава 1.Зарождение антропологии и понятии о расах………..…….......................3

Глава 2. Основоположники расово-антропологической  школы.............................5

Глава 3. Расы. Расовая классификация…………………........................................14

Глава 4. Критика расово-антропологической  школы. Появление и развитие расизма...........................................................................................................................17

Глава 5. Современный расизм..................................................................................20

Заключение.................................................................................................................22

Список использованной литературы.......................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

Введение.

   Цель моего реферата –  рассмотреть возникновение, основные  идеи и основоположников расово-антропологической школы в социологии, причины появления такого понятия, как расизм.

   Для начала определим понятия «антропология», «раса» и «расизм».

   Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[3]. Начиная с 1990-х годов начали появляться другие направления антропологии: социальная, культурная, политическая и философская.

   Ра́са — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе[4]. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Разные школы антропологов выделяли от четырёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов.

   Раздел науки антропологии, изучающий человеческие расы, называется расоведение.

   Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Приверженцев расизма называют расистами.

 

 

 

-3-

Глава 1. Зарождение антропологии и понятии о расах.

   С древних времен человека волновал вопрос: «Что такое человек?», понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие. Ответы на эти вопросы положили начало развития такого понятия, как антропология. Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с переломными этапами истории человеческого общества. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости.

   Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии[5]. Философ милетской школы Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.), стремился познать происхождение всего сущего с самого зарождения жизни. Он высказывал идеи о возникновении человека путем ряда превращений животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель Исократ (436— 338 гг. до н. э.).

   Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические знания. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире. Анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых.

   Первое использование термина  «Антропология» приписывается Древнегрече-

-4-

скому философу Аристотелю (384—322 гг. до н. э.), который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека[6].

   Применительно к физическому строению человека термин “антропология впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой.

   О существовании рас люди знали  еще до нашей эры. Тогда же  были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Однако первые научные классификации появились сравнительно поздно. Стремления систематизировать представления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируются XVII веком. Опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бёрнье впервые в 1684 году разделил человечество на четыре расы. По современной терминологии - европеоиды, негроиды, монголоиды и лапоноиды.

   Наконец, британский врач У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдвард не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второсте-

-5-

пенную  роль (дополнительно он использовал  для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения). Уверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его "хранилища" - черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп.

   В основе современных антропологических методов были заложены труды известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60 — 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

   Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.

Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы.

 

   Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её называют антропосоциологией. Общие черты и положения этого направления в социологии таковы:

  • представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
  • отрицание существования равенства рас;
  • деление рас на «высшие» и «низшие»;

-6-

  • интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
  • оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

   Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и часто прибегала к домыслам и спекуляциям.

Наиболее яркие представители расово-антропологической школы:

  • Ж.-А. де Гобино (Франция);
  • Хьюстон Стюарт Чемберлен (Великобритания);
  • Отто Аммон (Германия):
  • Жорж Ваше де Ляпуж (Франция);
  • Людвиг Вольтман (Германия);
  • Мэдиссон Грант (США);

   В 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы. Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внеш-

-7-

нем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" - историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.

   Примерно в тоже время окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: "Происхождение видов", впервые опубликованное в 1859 году[7]. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование. Научные гипотезы Дарвина начали использовать для разработки социальных тем, которые в свою очередь, несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим главным постулатам и тезисам, объединяющим эти концепции в “школу”:

1) У эволюции "нет границ" (Дарвин), но если это так, то, следовательно,  среди людей нынче тоже протекает  процесс эволюции. Следовательно,  внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них - самый высший.

2) Расы и антропологические группы неравноценны. Отсюда вытекает неравноценность (“превосходство”, “неполноценность”, “ущербность”), а также “опасность” соответствующих социальных и культурных творений.

Информация о работе Расово-антропологическая школа в социологии