Расово-антропологическая школа в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:34, реферат

Описание работы

Цель моего реферата – рассмотреть возникновение, основные идеи и основоположников расово-антропологической школы в социологии, причины появления такого понятия, как расизм.
Для начала определим понятия «антропология», «раса» и «расизм».
Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2].

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................2
Глава 1.Зарождение антропологии и понятии о расах………..…….......................3
Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы.............................5
Глава 3. Расы. Расовая классификация…………………........................................14
Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие ра-сизма...........................................................................................................................17
Глава 5. Современный расизм..................................................................................20
Заключение.................................................................................................................22
Список использованной литературы.......................................................................

Файлы: 1 файл

реф. по социологии.docx

— 67.89 Кб (Скачать файл)

   В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ.

   Расы существуют преимущественно в социальном смысле и представляют собой одну из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. Однако в биологическом смысле четкого подразделения на расы не существует. Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического и генетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. приводят несколько определений [11]:

   -раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом;

   - раса - это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой;

   -раса - это группа людей, имеющая общие физические черты;

   -раса - это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для них генофонду.

   С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню

-16-

подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории.

   Расы отличаются друг от друга  физическими признаками - цветом  кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека. Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.

   Таким образом, расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.

   На сегодняшний момент классификация  рас, предложенная Я.Я. Рогинским  и М.Г. Левиным [12], считается как одна из наиболее известных. При построении классификации учитывались: степень морфологического сходства рас, их географическое распространение, древность их формирования

-экваториальная или австралонегроидная:

  • австралийская;
  • веддоидная;
  • маланезийская;
  • негрская;
  • негрилльская (центральноафриканская);
  • бушменская (южноафриканская).

-евразийская или европеоидная:

  • индо-средиземноморская;
  • атланто-балтийская;

-17-

  • беломорско-балтийская;
  • среднеевропейская;
  • балкано-кавказская;
  • уральская.

-азиатско-американская или монголоидная:

  • североазиатская;
  • арктическая (эскимосская);
  • дальневосточная;
  • южноазиатская;
  • американская.

   Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы - южносибирская и уральская; наконец, особое место по значительной части признаков промежуточное между американской и австралийской занимают полинезийская и курильская расы.

Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие расизма.

   Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критиками доказывалось, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца,

-18-

 С.Оссовского и др[13].

   Основной идеей расово-антропологической школы являлся тезис о решающем воздействии расового фактора на историю и культурное развитие народов. Произошло уподобление развития культуры развитию биологического организма, что отразилось в замене изучения исторических факторов развития культур биологическими. Это привело к сведению культурного разнообразия, особенностей этнокультурных общностей к расовым, антропологическим характеристикам индивида. В свою очередь, такие логические ухищрения явились теоретической основой расизма.

   Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными построениями.

   В конце XIX - начале XX вв. в Европе появились популяризаторы подобных идей (особенно Гобино и Чемберлен), которые получили свою известность благодаря очень упрощенной и скандальной интерпретации истории. Это привело к резкой критике расово-антропологической школы, которая, тем не менее, смогла накопить ряд полезных знаний о человеке, его истории, а также обогатить такие науки как археология и биология.

   Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви, как антропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии: это представление о том, что культура и социальная жизнь являются результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на "высшие" и "низшие"; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борь-

-19-

бы "высших" и "низших" рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.

   Концепции основоположников  расово-антропологической школы оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества.

   Идеи Гобино, Чемберлена, Лапужа и др. оказали свое влияние на Адольфа Гитлера[14]. Гитлер считал, что низшие расы, как евреи, имеют больше общего с обезьянами, чем с высшими человеческими расами. Генрих Гиммлер убеждал своих солдат выполнять свои кровавые приказы, "обесчеловечивая" евреев полностью. Он утверждал, что евреи не отличаются от блох или мышей - отвратительных низших форм жизни, заслуживающих уничтожения. Нацисты пытались убедить народ Германии в истинности своих утверждений, создавая пропагандистские фильмы, наглядно доказывающие расовую теорию.

   Другой способ, которым нацисты делали расизм респектабельным, было его распространение, но не путем прямого насилия, а через деятельность различных государственных институтов. Гитлер постепенно внедрял расизм через "легитимные" законодательные акты своего правительства, важнейшими из которых были Нюренбергские законы 1935 года. Эти законы юридически отделяли евреев от христиан, а также впервые устанавливали, кого следует считать евреем, а кого - арийцем. В соответствии с законом, евреем считался тот, среди бабушек и дедушек которого было не менее трех евреев. Ариец не должен был иметь ни одного еврея в такой степени родства. А для того, чтобы стать членом элитных подразделений SS, нужно было доказать, что все предки вплоть до 1800 года (когда евреи получили большую свободу и возникла вероятность смешения с арийцами) были чистыми арийцами.

 

-20-

Глава 5. Современный расизм.

   XX век - является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека. В течение всего столетия расово-антропологическая школа активно занимается изучением человека. Это привело как к положительным последствиям (изучение человека в разных его аспектах), так и к отрицательным (появление расизма).

   Проблема расизма очень актуальна в наше время: появилось большое количество националистических движений, увеличилось число людей, сочувствующих идеям национализма или зараженных определенными расовыми предрассудками.

   Несмотря на то, что современная антропология показала, что идеи расизма не научны и антисоциальны, это не остановило распространение расизма по всему миру в разных его проявлениях.

   Всплеск расовых теорий, которые опираются на теорию неравноценности других этносов, чаще всего является следствием кризисных ситуаций в обществе. Проще всего обвинить в своих бедах человека, который отличается по внешности. Так, например, в России винят приезжих из Кавказа, Азии в том, что из-за них не хватает рабочих мест, они являются распространителями наркотиков, преступности и так далее. В каждом государстве находят тех, кого можно обвинить в своих проблемах. Этому также часто способствуют СМИ, политические партии, фильмы, музыка и т.д. Особенно подвержены в этом отношении подростки, психика которых еще не устойчива. Данный возраст отмечается желанием совершать неоднородные поступки, быть заметным, что обусловлено низким уровнем знаний о расизме. Большая часть молодых людей с возрастом перестают увлекаться идеями неполноценности других рас, понимая, что внешность это не показатель. Однако эти идеи могут выступать способом решения собственных внутренних противоречий, которые объективируются,

-21-

переносятся на представителей других этносов.

   Еще в 70-х г. ХХ в. сложился общий внешний вид и атрибутика современных расистов — бритые головы, тяжелые ботинки, подтяжки, татуировки и т.п. — символизирующие гнев и бунт молодых ребят, преимущественно выходцев из рабочих слоев против буржуазного строя. В 1976 г. появились первые «скинхеды». На сегодняшний день большинство бритоголовых расистов неприязненно относится к афроамериканцам, евреям и вообще ко всем иностранцам. Скинхеды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки, выступающие против расового смешения, распространившегося по всему миру. Они прославляют чистоту расы и мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии — азиатов, во Франции — негров, в России – против выходцев из стран бывшего СССР (таджики, узбеки, туркмены и т.д.), а так же против представителей народов Кавказа; в США - против расовых меньшинств и иммигрантов; во всех странах - против евреев.

   Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения[15]. Поэтому, всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном - предосудительна, а в социальном - несправедлива и опасна. Для расовой дискриминации не может быть оправдания, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества.

   Антропология доказала несостоятельность расистских "теорий" еще в XIX веке, однако расизм продолжает владеть умами людей. Можно сказать, что это глобальная проблема современности. Любая проблема требует определенного решения. Тем не менее, расизм трудно победить, поскольку он, по-видимому,

-22-

связан  с врожденными психологическими системами распознавания "свой - чужой", закрепляющимися в сознании в раннем детстве на основе образов  окружающих людей своей группы.

 

Заключение.

   Целью реферата было показать  зарождение такого понятия, как  «раса» с точки зрения антропологии, как одного из направлений в социологии; рассказать об основоположниках расово-антропологической школы, ее основных идеях; а так же выявить причины появления расизма.

   Несмотря на то, что расово-антропологическая школа была подвергнута в 19 — 20 в. критике, большинство ее теоретических положений было опровергнуто; была доказана произвольность и предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т.д., проблема расизма актуальна и по сей день.

   Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать, прежде всего, в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества.

 

 

 

 

 

 

 

-23-

Список использованной литературы.

   1. Якимов В. Антропология.//Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. / Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

   2. Воронцова Л. П., Белик А. А. Антропология.//«Культурология. XX век. Энциклопедия», Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998.

Информация о работе Расово-антропологическая школа в социологии