Расово-антропологическая школа в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:34, реферат

Описание работы

Цель моего реферата – рассмотреть возникновение, основные идеи и основоположников расово-антропологической школы в социологии, причины появления такого понятия, как расизм.
Для начала определим понятия «антропология», «раса» и «расизм».
Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2].

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................2
Глава 1.Зарождение антропологии и понятии о расах………..…….......................3
Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы.............................5
Глава 3. Расы. Расовая классификация…………………........................................14
Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие ра-сизма...........................................................................................................................17
Глава 5. Современный расизм..................................................................................20
Заключение.................................................................................................................22
Список использованной литературы.......................................................................

Файлы: 1 файл

реф. по социологии.docx

— 67.89 Кб (Скачать файл)

3) Социальное поведение людей, и  культура целиком или преимущественно  определяются биологической наследственностью.

4) Смешения между расами или антропологическими группами вредны с точки зрения биологического, социального и культурного развития.

   Среди непосредственных источников формирования расово-антро-пологических концепций в социальной науке следует отметить труды французского историка и философа Виктора Курте де л'Иля «Политическая наука, ос-

-8-

нованная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в философском, историческом и социальном отношениях» (1835 г.); и немецкого биолога и врача Карла Густава Каруса «О неравных способностях различных человеческих рас к высокому духовному развитию» (1849).

   В 1853 году Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882) публикует книгу "О неравенстве человеческих рас"[8], где он объединяет все вышесказанные постулаты и тезисы. В своих трудах он различает три «чистые» расы (белую, желтую и черную) и многочисленные «смешанные» типы. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает культурными специфическими способностями. Он пытается обосновать право господства белой (арийской) расы.

   Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единственной культурной, творческой силой в истории. Именно она создала все великие цивилизации. Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которыми понимал французскую аристократию. Гобино не дал точного описания характерных черт "арийцев", он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлинённость, то светлые, то тёмные или даже чёрные глаза.

   Гобино подчеркивал интеллектуальное превосходство белой расы, но вместе с тем отмечал превосходство других рас в области чувств. Негры, по его мнению, выше остальных рас в сфере художественного творчества, и искусство возникает только при смешении с черной расой, но белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д.

   Но главный для него критерий места в расовой иерархии - это интеллект. Умственные способности белой расы он оценивает как самые высокие, и тем самым помещает ее на верхнюю ступень иерархической лестницы.

   Гобино выделяет в своей книге еще одну расу – «краснокожие», как результат смешения желтой и черной рас.

   Гобино ненавидил все виды равенства: классовое, сословное, расовое и т. д. Но расовое неравенство представлялось ему наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии,

-9-

  поэтому она выдвигается на  первый план как движущая сила  истории.

   В своей книге Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, в частности христианства.

   Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию.

   Другой представитель расово-антропологической школы Хаустон Чемберлен (1855-1927). В 1899 году пишет книгу «Основы девятнадцатого столетия», в которой дает поверхностный, противоречивый и в высшей степени тенденциозный обзор европейской истории. Наивысшее достижение Европы, по Чемберлену, - создание «тевтонской» культуры, самой «высокой» из культур. «Тевтонская» раса - наследница «арийской», дух которой он призывал возродить[9] Немцев он восхвалял как воплощение наиболее ценного западно-арийского расового типа.

   Чемберлен являлся одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма. В своих работах он противопоставлял германцев и евреев. Германцы виделись ему носителями величайших культурных достижений и спасителями человечества; евреев он представлял "нечистой расой" жадных, неразвитых иностранцев, живущей в сердце Европы, но по другим законам, чем соседи. И им предстояла жесткая борьба за превосходство. Германцам призывалось уничтожить евреев. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание "чистоты" расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил "основы" теории рас и "евгеники" -науке о расовой чистоте и своеобразных методах селекции людей.

   Одной из разновидностей расово-антропологической школы была так называемая антропосоциология. Ее главные представители - антропологи Жорж Ваше де Ляпуж(1854-1936) (Франция) и Отто Аммон (1842-1916). (Германия).

   . Если Чемберлен, в основном, оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Важе де

-10-

Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы. В их работах, основанных на ложном истолковании антропометрических данных (т.е основанных на измерении размеров человеческого тела), содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов — величиной так называемого указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине).Важе де Ляпуж классифицировал человечество по типам головы: долихоцефалы (длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или нордическую) расу, брахицефалы (короткоголовые) — низшие расы.[10]

   Согласно Ляпужу, антропосоциология имеет своим предметом исследование взаимных воздействий расы социальной среды. Под влиянием социального дарвинизма наряду с понятием естественного отбора. Ляпуж вводит понятие социального отбора, где различает шесть его основных форм: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический. Все они оказывают пагубное влияние на общественное развитие в целом, так как в результате неуклонно уменьшается число представителей наиболее ценного расового типа - белокурого долихоцефала, которому грозит полное исчезновение.

   В другом исследовании он пытается установить универсальную связь между величиной головного указателя человека и его классовой принадлежностью. Чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот. Головной указатель в среднем ниже у горожан, чем у крестьян; у жителей равнин - чем у жителей горных местностей; у богатых - чем у бедных.

   Аналогичные тезисы встречаются у другого представителя антропо-социологической школы О. Аммана. В своей книге «Общественный порядок и его естественные основания» (1895) он также стремился соединить принципы социального дарвинизма и расизма. Аммон доказывает, что брахицефалы, обладающие в среднем более низким социальным статусом и живущие в деревне, - это потомки коренного населения древней Европы. Долихоцефалы же - люди с более высоким статусом и живущие в городах - формировались из потомков

-11-

германских  завоевателей, селившихся в городах, и из наиболее активных долихоцефальных жителей деревень. Высшие слои сформировали замкнутое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков; горожане не мигрировали в деревню; поэтому социальная дифференциация выражает изначальную антропологическую дифференциацию. Тем не менее, число брахицефалов возрастало вследствие феодальных войн и низкой рождаемости в высших слоях.

   Миф о высоком белокуром долихоцефале как высшем расово-антро-пологическом типе был впоследствии взят на вооружение идеологами немецкого национал-социализма. Однако значительная часть политической элиты в фашистской Германии состояла из чернявых низкорослых брахицефалов.

   Следующий представитель расово-антропологической  школы - американский биолог и историк Мэдисон Грант (1865-1937). В своей книге «Конец великой расы» (1916) автор исходит из положения о том, что наследственность и расовая предрасположенность в истории являются более мощным фактором, чем среда и воспитание. Грант утверждает существование тесной связи между психологическими и социальными признаками, с одной стороны, и расовыми - с другой. Вместе с тем, ссылаясь на данные антропологии, он решительно отрицает связь расовых черт с национальной и языковой принадлежностью. [10]

Население Европы, по Гранту, сформировалось в  результате трех последовательных волн вторжений трех основных рас: нордической, альпийской и средиземноморской. В отличие от других представителей рассматриваемой школы автор признает достоинства и способности каждой из этих рас. Средиземноморская раса превосходит остальные в области умственных достижений и искусства. Альпийская раса - это раса хороших земледельцев. Нордики составляют расу воинов, моряков, путешественников, правителей, организаторов, аристократов. Но все-таки высшей, лучшей, благородной Грант считает нордическую расу. В результате многочисленных войн в истории нордики постоянно несли значительные потери, и эта благородная раса в настоящее время находит-

-12-

ся перед угрозой полного исчезновения в результате войн, болезней, алкоголизма и низкой рождаемости. Поэтому Грант озабочен сохранением этого типа. Поскольку этот тип размножается медленнее, чем низшие, представленные низшими классами, он рекомендует евгеническую политику, направленную на сдерживание размножения слабых и дефективных индивидов. Как и другие представители расово-антро-пологической школы, Грант был противником демократии, считая, что она также способствует исчезновению лучшего типа.

   Попытка синтеза расизма и социального дарвинизма содержится и в работах Людвига Волътмана (1871-1907). Подобно антропосоциологам, Вольтман видел задачу социологии в том, чтобы представить себе расу и общество в их закономерной связи и изучить расовый процесс как естественное основание социального процесса. Но в отличие от Ляпужа и Аммона, расизм которых был направлен на обоснование социально-классового неравенства, Вольтман отрицал расовые основы социальной иерархии и считал себя сторонником социализма. Его расизм был преимущественно националистическим и представлял собой наиболее развернутое раннее обоснование идеологии германского национал-социализма.

   Отвергая прямолинейный характер социальной эволюции, Вольтман сравнивал ее с многоветвистым деревом, на верхушке которого находятся даровитейшие расы с их самыми высокими культурами. [10]

   У Вольтмана можно найти набор типичных тезисов расово-антро-пологической школы: о превосходстве европеоидной (кавказской) расы, а внутри нее - северно-европейской (германской); о неспособности низших рас к усвоению настоящей цивилизации (по Вольтману, более светлая кожа - признак интеллектуального превосходства); о пагубности расовых смешений.

   Главный лозунг Вольтмана - «Германия превыше всего». Вывод его политической антропологии заключается в том, что германская раса призвана охватить земной шар своим господством, использовать сокровища природы и рабочей силы и включить пассивные расы как служебный член своего культурного раз-

-13-

вития. Вдохновляемый патриотическими чувствами, Вольтман даже старался доказать, будто все выдающиеся творения итальянской и французской культуры созданы германской расой, и на основе генеалогических изысканий утверждал германское происхождение таких людей, как Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо и др.

   Известное влияние на концепции расово-антропологической школы оказал и английский ученый Фрэнсис Галътон (1822-1911), двоюродный брат Ч. Дарвина. Гальтон внес значительный вклад в самые различные области научного знания: географию, физику, метеорологию, статистику, психологию, биометрику. Важное место в его творчестве заняло изучение проблем индивидуальных различий между людьми и наследственной обусловленности таланта. Именно этим проблемам, остающимся актуальными и для современной науки, посвящена его известная книга «Наследственный гений» (1869). В этой книге на основе статистического анализа родословных наиболее значительных представителей английских судебных органов и духовенства Гальтон пришел к выводу о наследственной обусловленности одаренности. Его данные подтверждают, что талант бывает наследственным. Исходя из наследственного характера талантливости, Гальтон отстаивал необходимость поднимать ее общий уровень и обеспечивать хорошую наследственность для будущих поколений. Именно этими мотивами руководствовался Гальтон, создавая евгенику, призванную на основе научных исследований изыскивать и пропагандировать пути улучшения человеческого потомства.

   Принимая европейскую модель талантливости и гениальности за единственную и универсальную, он считал различные расы неравноценными в отношении одаренности, что было проявлением европоцентризма. Многие социальные или комплексные биосоцио-психологические проблемы Гальтон трактовал как чисто биологические. Подчеркивая роль биологической наследственности, он фактически игнорировал роль социальной наследственности, традиций, социальные институты и отношения. В частности, Гальтон игнорировал тот факт,

-14-

что социальная иерархия далеко не всегда выражает естественную иерархию способностей; напротив, она нередко препятствует этому выражению.

   Последователем Гальтона был английский философ-позитивист, биолог К. Пирсон (1857-1936), который в 1906 г. возглавил основанную Гальтоном евгеническую лабораторию в Лондоне. Пирсон и его ученики развивали биометрические методы исследования Гальтона и соединяли его концепции с антропологическими концепциями Ляпужа и Аммона.

   Концепции расово-антропологической школы нашли отражение в трудах итальянской криминологической школы, особенно в исследованиях известного криминолога и психиатра Чезаре Ломброзо (1836- 1909), обосновывавшего биологически-наследственную обусловленность преступности и взгляд на преступника как на психически ненормального человека. Политические революции он истолковывал как психоантропологическое явление, рассматривая их как выражение устремлений гениальных и психически ненормальных людей.

 

Глава 3. Расы. Расовая классификация.

   Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «ras» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя».

…Расовая классификация возникла в конце 18 века - начале 19 века. Швейцарский антрополог Блюменбах выделял пять рас: кавказоидов (европеоидов), негроидов, "азиатские типы", австралоидов и американоидов. Все же наиболее распространено деление человечества на три большие расы: монголоидную, европеоидную, и экваториальную. Данный вариант подразумевает, что монголоиды включают американоидов, а негроиды австралоидов.

   Существуют классификации, выделяющие две выше указанные общности самостоятельные.

-15-

   Сходную классификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а американоидная раса (индейцы). Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.

Информация о работе Расово-антропологическая школа в социологии