Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п.
Введение
3
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский).
4
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский).
13
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина.
17
Заключение
22
Список литературы
24
Федеральное агентство по образованию РФ
Пензенский институт технологий и бизнеса (филиал)
ФГБОУ ВПО «Московский
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
на тему «Развитие социологии в России
Выполнил студент 1 курса
260100 ПФО
Шкондин Д.А.
Проверила Клюшина Л.В.
Пенза 2013
Содержание
Введение |
3 |
1. Субъективистские |
4 |
2. Позитивистские |
13 |
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина. |
17 |
Заключение |
22 |
Список литературы |
24 |
Введение
Социология есть наука об обществе.
Этот ее основной смысл выражает и
термин «социология» (латинское – societas
– общество и греческое – logos
– учение). Данный термин ввел в науку
французский ученый и философ
Опост Конт, которого нередко называют
основоположником социологии как самостоятельной
науки об обществе. До этого различные
учения о функционировании и развитии
общества выступали как составные
части общефилософских
Характерно, что социология, выступая
как часть тех или иных философских
учений, сама не ограничивалась лишь проблемами
общества как целого, движущих сил
его развития и т.п. По сути дела она
касалась всех сторон развития общества,
в том числе проблем
Однако, с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались психология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика, и ряд других. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.
Предметом внимания и изучения социологии
все более становились
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, П. Кропоткина, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Сорокина.
Каждый из названных мыслителей
внес существенный вклад в научное
объяснение исторического процесса.
Их концепции общественного
Как же характеризовались наиболее
влиятельные в то время направления
социологической мысли в
Несмотря на серьезное экономическое
и социально-политическое отставание
тогдашней России от Запада, а также
на то, что социология пришла к нам
из Западной Европы, а социологическая
мысль в ней начала активно
функционировать лишь в последней
трети 19 века, социология в России к
концу 19 века достигла высокого уровня,
мало чем уступающего тому, что
имелось на Западе в тот период.
Сложные и обостряющиеся
Российская социологическая
Уже на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были:
1. географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);
2. органическое (Стронин, Лилиенфельд);
3. субъективистское (Лавров, Михайловский);
4. психологическое (Петражицкий, Кареев);
5. многофакторное (Ковалевский);
6. марксистское (Плеханов, Ленин).
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский).
Субъективное направление
Субъективная школа была представлена такими именами, как С. Южаков, Н. Кареев. В ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Но ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский — а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли — включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870).
«Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса.
Влияние этой школы на русскую интеллигенцию
было огромным.
Целью данной работы: рассмотреть отдельно
наиболее заметных представителей (Лавров,
Михайловский). И не смотря на явные идейные
сходства, хочу задержать взгляд на самобытности
каждого социолога в отдельности.
Петр Лаврович Лавров (1828—1900) —
философ, историк, литературный критик
и известный революционный
Основные социологические
«Социология есть наука об обществе.
Общество не есть только собрание реальных
единиц; это формы их взаимодействия,
инстинктивно или сознательно ими
созданные для удовлетворения своих
потребностей; это продукт практического
творчества мысли. Общественные процессы
представляют реализирование, в изменяющихся
общественных формах, потребностей общих
большему или меньшему числу личностей.
Все влияния объективных
П. Лавров пришёл к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории. «…Пора бы людям мыслящим, писал Лавров, усвоить себе одну очень простую вещь: что различие важного и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и дурного, есть различия, существующие лишь для человека, а вовсе чужды природе и вещам самим в себе…»
Субъективный метод напрямую связан
с теоретическим обоснованием прогресса.
Сущность прогресса «всё-таки лежит
в субъективном взгляде мыслителя
на то, что лучше или хуже для
человека или человечества». Исходя
из этого, Лавров конструировал свою формулу
прогресса: развитие личности в физическом,
умственном и нравственном отношении,
воплощении в общественных формах истины
и справедливости вот краткая формула,
обнимающая, как мне кажется, всё, что можно
считать прогрессом.
Этико-субъективный подход тем не менее
не представлял из себя чисто субъективного
построения, а был своего рода парадигмальной
моделью освоения действительности. Субъективный
метод как научная доктрина проистекал
из теоретической посылки о социально-активной
функции личности в истории и на этой основе
трансформировался в целостно учение
о прогрессе как нравственном императиве
истории. Говоря о цене прогресса, Лавров
обращал внимание на то, что в истории
часто упоминают о героях, гениальных
личностях, забывая о тех условиях, при
которых они действовали и при которых
человечество было «осчастливлено» их
появлением. «Для того, чтобы эта маленькая
группа могла образоваться, замечал Лавров,
необходимо было, чтобы среди большинства,
борющегося ежечасно за своё существование,
оказалось меньшинство, обеспеченное
от самых тяжких забот жизни».
И не столь уж важно, что человечеству
прогресс меньшинства обошёлся дорого.
Важно то, что цвет народа, эти
«единственные представители
Лавров считал, что психика членов
общественного организма, их сознание,
теории, укореняющиеся в их мышлении,
- всё это заставляет их действовать,
и это составляет главную черту
общества в его отличии от организма.
История как процесс жизни человечества
произошла из стремлений избавиться от
того, что человек сознавал как страдание
и из стремления приобрести то, что человек
сознавал как наслаждение. И далее Лавров
говорит: «Какие процессы имеют преимущественное
влияние на генезис событий? Человеческие
потребности и влечения». Из понимания
непосредственного влияния потребностей
и влечений человека на генезис событий
следовал, во-первых, субъективизм Лаврова,
т.е. понимание хода событий не как объективно-необходимого,
но как должного, определяющегося формулируемыми
заранее ценностными приоритетами. Во-вторых,
Лавров вводил в своё понимание истории
проблему «нравственности», понимаемой
им как научно обоснованную систему ценностей,
иерархии наслаждений: «Настало иное время,
время светской цивилизации, когда люди
теории и люди практического дела устранили,
насколько могли, из всех сфер мысли и
жизни элемент религии и признали, что
… единственная нравственность …, есть
та, которая опирается лишь на естественные
потребности, на логическую критику и
на рациональные убеждения человека».
Таким образом, роль науки заключается
не только в познании объективных законов,
но и в создании научно обоснованного
нравственного идеала, в соответствии
с которым должна измениться действительность.
Противоречия между личностью
и обществом порождаются или
отсутствием у личности чувства
собственного достоинства и идеи
справедливости, т.е. идеи равноправности
всех людей на всестороннее развитие,
или несправедливым, безнравственным
устройством общества. В первом случае
общество обязано развивать личность,
во втором личность нравственно обязана
перестроить общество на принципах
«общественной солидарности и справедливости».
В общем контексте рассуждений Лаврова
о национальностях просматривается доминирующая
мысль: национальности это «доисторическое
начало», т.е. скорее продукт природы, нежели
истории. Национальность не есть, по сути,
орган прогресса, не является сама по себе
представителем прогрессивной идеи, хотя
и может стать таковой. В соответствии
с универсальным критерием прогресса
Лавров признавал два права: во-первых,
«прогрессивная национальность имеет
право на подавление сепаратистских стремлений
менее прогрессивных и связанных с нею
исторически государственным договором».(
При этом Лавров полагал, что второе право
это абстрактное право, которое никогда
не применялось на практике, так как прогрессивной
национальности не приходится бороться
с сепаратизмом всего населения, а лишь
с одним классом жителей. Отношение к общечеловеческому
прогрессу стало для Лаврова критерием
патриотизма. «Прогресс, писал Лавров,
есть не безличный прогресс. Кто-нибудь
должен быть его органом. Какая-нибудь
национальность должна прежде других
и может лучше, полнее других стать представителем
прогресса в данную эпоху». Рациональный
патриотизм заключается в стремлении
сделать свою национальность самым влиятельным
деятелем общественного прогресса, в наименьшей
мере стирая её характеристические черты.
Настоящий, или рациональный, патриотизм,
по Лаврову, это одна из черт «критически
мыслящей личности», и этот патриотизм
заключается в «осмыслении естественных
требований своей нации критическим пониманием
требований общечеловеческого прогресса».
Информация о работе Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века