Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п.

Содержание работы

Введение
3
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский).
4
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский).
13
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина.
17
Заключение
22
Список литературы
24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Социология 6 вариант.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

Анархизм, ставший в XIX в. одним из влиятельных политических течений, зачастую сводят только к идее уничтожения государства. На самом  деле это достаточно сложная система  взглядов, ядром которой действительно  является отрицание государства. Однако вокруг этого ядра объединяется весьма широкий комплекс экономических, социологических, духовно — нравственных идей и  практических программ.

Анархизм как течение  общественной мысли зародился на Западе, однако наибольший вклад в  него внесла российская мысль. Видимо, одна из причин этого — всепроникающая роль государства в России, что  порождало обратную реакцию, как  показал П. Б. Струве, абсолютного  или относительного отщепенства  от государства. Особенно поразительно, что идеалы анархизма были обоснованы представителями высшего слоя российского  дворянства. Сильный анархический элемент  наблюдался во всех течениях российской мысли XIX —XX вв. Даже если в них не отрицалось государство как таковое, то полностью отрицалось государство существующее. Весьма значителен анархический элемент в славянофильстве с его идеей политической децентрализации и народной монархии. Радикальную форму религиозного анархизма предложил Л. Н. Толстой. Правда, и у славянофилов, и у Толстого анархизм выступил в основном как философско - историческая доктрина. В то же время именно в России предпринимается попытка и социологического обоснования анархизма М. А. Бакуниным и П. А. Кропоткиным.

Кропоткин не приемлет идеи спонтанного бунта, заговора, он ориентируется  на тщательную подготовку социальных преобразований с учетом их морального санкционирования. Кропоткин, можно  сказать, теоретичнее, концептуальное Бакунина, ибо считал необходимой  тщательную теоретическую проработку анархистского социального идеала и путей его достижения. Одновременно он пытался рассеять сомнения в анархизме, упрощенные о нем представления, доказать его совпадение с тенденциями  развития эпохи.

Кропоткин, полагая, что анархизм как новый способ понимания прошлого, настоящего и будущего есть необходимое  следствие переворота в естествознании XIX в., пытается дать солидное естественнонаучное обоснование этого учения. Анархизм, подчеркивает мыслитель, требует "новой  синтетической философии", представляющей собой "сводку всего того, что  существенно в наших знаниях  о природе и человеке".

В центре этой философии  лежит идея определяющей роли бесконечно малых сил и частиц во всех процессах  Вселенной, зависимости макросил от соотношения микросил. В природе  нет никаких центров силы, управляющих  всем, всякий результат (равновесие) есть итог взаимодействия бесконечно малых  величин. Любой предмет, организм, индивидуум есть целый космос, "федерация  частей", точнее, "мир федераций". Понятно, что коль нет нераздельных сущностей, нет и незыблемых законов, предустанавливающих будущее: то, что  называют законом, есть только функциональная связь явлений: "каждое явление  управляется не законом, а тем  явлением, которое ему предшествовало".

В духе нового мировоззрения  должны быть перестроены общественные науки, в том числе и социология, "наука о жизни и развитии общества". Основной вопрос социологии — "вопрос о том, является ли жизнь  в обществе средством освобождения личности или средством порабощения? ведет ли она к расширению личной свободы и увеличению личности или  же к ее умалению?". При этом социология предельно близка к этике.

Что касается метода социологии, то Кропоткин очень четко формулирует  свое понимание: "Анархия представляет собой попытку приложить обобщения, полученные индуктивно-дедуктивным  методом естественных наук, к оценке человеческих учреждений". Ключевую роль при этом играет анализ, обобщение  фактов, конечно, в единстве с эволюционизмом. Именно таким путем строятся исследования Кропоткина, которые мы можем рассматривать как ранние варианты эмпирической социологии. Исследователь тщательнейшим образом анализирует массу фактов, стремясь не упустить ничего существенного, и только на этой основе делает возможные экстраполяции на будущее. Можно увидеть и близость Кропоткина к субъективному методу, что вполне логично в силу его поисков идеала и сближения социологии с этикой.

Кропоткин подобно Бакунину полагал, что истоками общества являются "общественные инстинкты и нравы", инстинктивное сознание солидарности, взаимной зависимости людей. Анализ инстинкта общественности вывел  нас к центральной проблеме социологии Кропоткина — проблеме взаимопомощи, интересной попытке синтеза теории эволюции с философией истории. Постановка Кропоткиным данной проблемы была реакцией на упрощенные трактовки дарвинизма. Если, скажем, Н. К. Михайловский полностью  отверг дарвинизм применительно  к обществу, то Кропоткин попытался  дать, на его взгляд, адекватную социологическую  интерпретацию дарвинизма, подчеркнув, кстати, неточность перевода на русский  язык термина Дарвина "competition", смысл которого, скорее, не "борьба", а "соревнование", "соперничество". В итоге Кропоткин приходит к  формулировке биосоциологического  закона взаимной помощи и солидарности как ведущего фактора эволюции.

Кропоткин полагает, что  все народы проходят примерно одинаковые фазы эволюции, но в разное время. Сама же социальная эволюция носит циклический  характер в силу борьбы "народного" и "начальнического" течений. История  не представляет одной непрерывной  линии развития, она разнонаправлена в зависимости от социального выбора и достигнутого социального равновесия. В разнообразии и даже борьбе заключается жизнь, единообразие же есть смерть. В итоге Кропоткин формулирует "всеобщий закон органической эволюции": "Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность — таковы последовательные шаги восходящего рода настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека" .

Вполне логичен выход  Кропоткина к формуле прогресса, подтвержденной, по его мнению, научным  знанием. Прогрессивны все те общественные формы, которые "лучше обеспечивают в данном обществе и, следовательно, в человечестве вообще наибольшую сумму  счастья, а потому и наибольшую силу жизненности", "позволяют лучше  этой сумме счастья расти и  развиваться качественно и количественно". Желание помочь этой эволюции и составляет суть деятельности анархиста, который  ищет прогресса в наиболее полном освобождении личности.

Такое положение личности возможно только в анархическом социальном устройстве, в котором отношения  между людьми определяются не законами или какими—либо властителями, "а  взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными". Результатом является постоянно меняющееся равновесие разнообразных сил и влияний. Как можно заметить, в качестве естественного обоснования анархизма Кропоткин берет факты быстрого развития гражданского общества в XIX в. Во многом анархистская социальная модель и оказывается теорией такого общества, если снять всякого рода радикально — революционные позывы.

Понятно, что для Кропоткина главное препятствие естественной социальной эволюции по пути взаимопомощи, справедливости и нравственности составляет власть, государство со всеми его  атрибутами. В своей критике государства  Кропоткин глубже и объемнее М. А. Бакунина, но и он считает государство  неестественным социальным продуктом.

Современное государство, по мнению Кропоткина, возникло на этапе  позднего средневековья. Мыслитель  очень подробно анализирует средневековый  город как социальную организацию, считая его безгосударственной структурой и доказывая на этом материале, что  несколько веков люди в Европе жили без всякого государства, опираясь только на взаимопомощь и созидательные  силы народа и обеспечивая свободу, самоуправление и мир. Государство, по Кропоткину, — финальный аккорд, своего рода погребальная одежда цивилизации. В основе его — закрепление  собственности, привилегий, стремление к обогащению, поэтому государство  неразлучно с войной. Государство  в итоге есть "общество взаимного  страхования" групп эксплуататоров. Понятно, что оно должно быть уничтожено.

Способом его уничтожения  является социальная революция, проблемы которой Кропоткин рассматривал в духе, можно сказать, социологии революции. В отличие от Бакунина Кропоткин не отождествляет революцию  с бунтом. К бунту народ действительно  толкают отчаяние и нищета, к революции  же ведет надежда на улучшение. Стремление к содержательному анализу революции  привело Кропоткина к формулировке "синтетической теории революции" как массового народного действа, занимающего достаточно длительный исторический период. При этом он стремился  вписать теорию революции в общую  концепцию социального процесса, как единства эволюции (реформы) и  революции. Поднимаясь, плавная линия  эволюции достигает некоего предела, реформы не дают результата, поскольку  они всегда есть компромисс с прошлым; линия совершает резкий скачок вверх  — происходит революция, содержащая в себе задатки будущего. Скачок всегда слишком высок, поэтому в  силу реакции неизбежен откат, и  затем вновь наступает период медленной эволюции, но в любом  случае уже на гораздо более высоком  уровне, чем прежде. Таков закон  социального прогресса, подчеркивает Кропоткин.

В заключении хотелось бы отметить, что в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том  числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей  анархизм имел в начале 70-х годов  прошлого столетия. Затем его влияние  пошло на убыль. В начале 80-х годов  Российская философско - социологическая  мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто  порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния  анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой  и, конечно же, тем, что отдельные  идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной гуманистической  направленности.

 

Заключение

 

Социологическая мысль в России второй половины прошлого - начала нынешнего  столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX - ХХ веков, в том числе П. Лаврова, Н. Михайловского, Е.В. Де-Роберти, Н. Чернышевского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное  объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения  современных социальных проблем.

На протяжении XIX века происходило  постепенно размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни  общества и социальными науками, основанными на теоритическом осмыслении его закономерностей, структур и  процессов. Важнейшим достижением  этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как  науки, изучающей общество как объективную  взаимосвязанную целостную систему  отношений, процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных исследований происходило постепенное  совершенствование социологического познания социальных и культурных явлений.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального  общества, данные о котором могут  быть почерпнуты не из умозрительных  общих концепций и не из художественного  творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов.

Крупным мыслителям-социологам второй половины XIX - начала ХХ века пришлось провести основательную работу по признанию  первичности и специфичности  социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей  деятельности. Уже в период становления  социологии важным предметом анализа  стали те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

Виленская Э.С. "Н.К.Михайловский и его идейная роль в народническом  движении 70-х-начала 80-х годов XIX века" М 1979

Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. Пособие. Онега, М.: 1995.

Казаков А.П. Теория прогресса  в русской социологии конца XIX века,  Лен. Ун-та, 1969 г.

Новикова С.С.  История  развития социологии в России: Учеб. пособие. — М.: Издательство “Институт  практической психологии”, Воронеж: НПО  “МОДЭК”, 1996.

Лавров П.Л. Избранные  сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934

Лавров П.Л. Философия  и социология. Избранные произведения в двух томах. Т.2 М., 1965.

Лавров П.Л. Исторические письма.//Философия и социология . Т. 1, Мысль, М.: 1965.

Южаков С.Н. Субъективный метод // Социологические этюды –  СПб. 
1891.

Основы социологии. Курс лекций. Издание 2, часть 1. Отв. ред.А.Г. Эфендиев. - М.: Об-во “Знание" России, 1994, 192 с.

Курбатов В.И. Обществознание. Серия “Учебники 21 века”. - Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс”, 2000, 512 с.

Социология. Ж.Т. Тощенко. - 3-е  изд., М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 640с.

Афанасьев В.В. Историческая социология. Барнаул. 1995.

Кареев Н.И. Основы русской  социологии. Спб., 1996.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии. Х1Х-ХХв., Москва, 1995.

Дробижева Л.М. История и  социология. М. 1971.

Социология в России XIX - начала XX вв. Вып.1-2., Тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1997.

Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. М., 1977.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – М., 2000. – С. 13-33.

Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология: Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 17-54.

Здравомыслов А.Г. О судьбах  социологии в России // Социологические  исследования. 2000. № 3.

Капитонов Э.А. История и  теория социологии. Социология XIX века: Учеб. пособие. – М., 2000.

А.П.Казаков “Теория прогресса  в русской социологии конца XIX века”, Изд-во Лен. Ун-та, 1969 г.- 230 с.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – С. 19-49.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Структурно-логические схемы с комментариями. – М., 1999. – С.151-166.

Социология / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. 2-е изд., перераб. и  доп. – М., 2000. – С. 29-114.

Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А.Чуланова. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 7-42.

Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие. – СПб., 2000. – С. 12-17.

 


Информация о работе Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века