Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos – учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п.

Содержание работы

Введение
3
1. Субъективистские социологические теории (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский).
4
2. Позитивистские социологические теории (Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский).
13
3. Социологическая теория П. А. Кропоткина.
17
Заключение
22
Список литературы
24

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Социология 6 вариант.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

Главная форма «общественной индивидуальности» (ещё раз хочется подчеркнуть, что это не означает индивидуальность как идейное единство общества, а  только один из типов индивидуальности, присущих обществу), по Михайловскому, является личность (более мелких «социальных  атомов» уже нет в обществе). Наряду с неделимой «человеческой  индивидуальностью» в социуме есть и более сложные, делимые «общественные  индивидуальности» различные социальные группы. Все виды «общественной индивидуальности»  борются между собой. За долгую историю  человечества сложилось два чётких состояния этой борьбы («простая»  и «сложная кооперация»). При «сложной кооперации» есть одна общая закономерность возрастание неудовлетворения потребностей, когда люди начинают испытывать враждебность общества. В этой ситуации существует два вида протестующего поведения  «вольница» - активная форма протеста, и «подвижники» - люди, которые стремятся  уйти от общества, заняться переоценкой, заглушить свои потребности. Оба  вида протеста часто переходят друг в друга, так как в их основе лежит общий механизм подражания, как особого состояния группового сознания. При подавлении человеческой индивидуальности практически до нуля в этих условиях неизбежно появление  героя, увлекающего обезличенную массу  любым актом. Герой шаблонизирует  поведение толпы. Толпа характеризуется  особым коллективно-психологическим  состоянием сознание и подсознания. Масса представляет собой монотонную, однообразную субстанцию, которая стремится  к подражанию яркой индивидуальности героя.

Наконец, надо сказать, о том, как  старался Михайловский дать такое определение  общественному прогрессу, чтобы   эта (или эти) формула (или формулы в совокупности) могла служить своеобразным философским камнем для построения «золотого века». «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». Прогресс это «борьба за индивидуальность». Прогресс «последовательная смена форм кооперации», или смена трёх этапов «борьбы за индивидуальность» в человеческой истории объективно-антропоцентрического (исходная «простая кооперация»), эксцентрического («сложная кооперация») и субъективно-антропоцентрического (вторая разновидность «простой кооперации»). К сожалению, та доля утопизма, которая прослеживается в работах Михайловского, пока подтверждается на практике справедливое «золотое» общество свободных и равных бывает либо в прошлом, либо в будущем.

 

2. Позитивистские социологические  теории (Е. В. де Роберти, Н.  И. Кареев, М. М. Ковалевский).

 

Позитивистское, оно же психологическое, направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в  это время вышли фундаментальные  труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных  проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в  истории и т.д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания  главной роли в поведении и  деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Такой теоретический и методологический подход к исследованию общественных явлений Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах "Социология", "Социальная психика", "Новая  постановка основных вопросов социологии", "Философия и ее задачи в XX веке" и др. Его работы по теоретической  социологии тесно смыкались с  работами по социальной психологии и  философии.

Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился "поднять эмпирическое (опытное. - Авт.) знание общественных фактов на высоту точной теории". При этом он заявлял, что "всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим  опытом". В духе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной  наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод "в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки".

В своей "психологической социологии" Де-Роберти исходил из того, что  все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими  им психическими факторами, прежде всего  их желаниями, эмоциями, страстями, образом  мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что "все общественные явления  в известной мере совпадают с  явлениями собственно психическими". Поэтому социология как опытная  наука об обществе должна быть тесно  связана с психологией, предметом  которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая  деятельность людей развивается  под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти  видел в познании "законов психического взаимодействия". Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов  их психического взаимодействия.

Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так н коллективной психики. Последняя предстает как  совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. В Западной Европе проблемы коллективной психологии исследовали Э. Дюркгейм, Г. Лебон, М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт и другие мыслители. Многие из них характеризовали коллективную психологию как психологию народов и масс. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т.д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией. Значение последней он раскрывает в своем труде "Социальная психика".

Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении  людей, тем самым воплощается  в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и  коллективная психика людей, их психический  склад воплощаются во всех проявлениях  их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

Существенный вклад в обоснование  роли и значения психологических  факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Уже простое перечисление его работ свидетельствует о  широте мышления ученого: "Основные вопросы философии истории" в  двух томах, "Общий ход всемирной  истории", семитомный труд "История  Западной Европы и Новое время", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историко-философские  и социологические этюды", "Историология. Теория исторического процесса", "Общие основы социологии" и  др.

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая  социология Н.И. Кареева постоянно  соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

В работе "Основные направления  социологии и ее современное состояние" Н.И. Кареев указал на две основные стороны  социологии. Во-первых, социология выступает  как система взглядов "на то, что  нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу". Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены  к изучению общественных явлений.

Социология, - писал Кареев, - исходит  из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая  создается социальной философией. В  то же время она должна опираться  не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Необходимо "пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т.е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься  произвольными построениями. Надо изучать  явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходе и  оценок".

Подобно другим представителям психологического напрасления в социологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт  деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.

Н.И. Кареев обращал внимание на три  основные стороны духовного бытия  человека, а именно на его ум, чувства  и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую  роль играют интеллектуальная, эмоциональная  и волевая стороны их духовного  мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается  у рационалистов, эмпириков и  волюнтаристов.

По мнению Кареева, психическая  жизнь человека вытекает из его "психической  природы" и обусловлена ею. Эта  зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные  поступки, а также "справедливые и несправедливые общественные явления". Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного  развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает  развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.

Особую роль в психических взаимодействиях  людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба  мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения. "Коллективная психология, - писал Н.И. Кареев, - должна показать, что и народный дух, и  всякая культурная среда, и какое  бы то ни было групповое и классовое  самосознание суть не что иное, как  результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами.

Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой "результат коллективного творчества и психического взаимодействия". В конечном счете психические  взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни, "Без  известной психической основы, - уточняет он, - практические отношения  между людьми были бы невозможны". Это касается экономических, политических и других "практических отношений", возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.

Исходя из данных положений он строит свою теорию общества. Последнее, в  его представлении, выступает как  система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения  личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие  как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части  общества единому целому. Все эти  и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении  людей и в развитии общества. Так  рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли  в России.

 

3. Социологическая теория  П. А. Кропоткина.

 

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921) - русский  мыслитель, идеолог анархизма и  демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета. В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал  программный документ анархистов «Должны  ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?». Через год за революционную  деятельность был арестован, и после  двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции К. развернул  широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его  ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу арестован и  осужден на 5 лет во Франции. Затем, поселившись в Англии, он активно  занимается наукой и публицистикой, а в 90-х 19 в. отошел от революционной  деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Выступал против марксизма и диктатуры  пролетариата. Философская концепция  К. сочетала в себе механистический  материализм и позитивизм. На его  взгляды большое влияние оказали  теории Прудона и Бакунина, а также  позитивизм Конта и Спенсера. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К. считал, что науки о природе  и обществе должны пользоваться «индуктивно-эволюционным»  естественнонаучным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель К. стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды К. также испытали воздействие механицизма и натурализма. Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. К. занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. К. полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. К. перенес на общество сформулированный им «биосоциологический закон взаимной помощи», объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С «законом взаимной помощи» был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основой социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К., освободят людей от «каких бы то ни было начальственных принуждений». Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции К. занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К. в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории К. разрабатывает свое фундаментальное понятие «взаимопомощь», выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование. Этика К. - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды К. получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня. Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика - это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К. внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений Кропоткина можно отнести: «Хлеб и воля» (1892), «Поля, фабрики, мастерские» (1898), «Анархизм. Его философия и его идеал» (пер. с фр., 1900), «Государство, его роль в истории» (1904), «Анархия и ее философия» (1905), «Нравственные начала анархизма» (1906), «Великая Французская революция. 1789-1793» (опубл. 1979), «Земледелие, промышленность и ремесла», «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907), «Современная наука и анархия» (1913), «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (пер. с англ., 1922), «Этика» (1922) и др.

Информация о работе Развитие социологии в России в конце XIX – начало XX века