Развитие социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………..…3
1.Истоки социологии…………………………………………………….…….….……4
2.Предпосылки возникновения социологии в XIX в……………………….….…….6
3.О.Конт – родоначальник социологии……………………………………….………9
4.Классический период развития социологии…………………………………….…10
5.Развитие социологии в России……………………………………………….…….13
Заключение…………………………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………………….…….18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

 

Историческая и научная  роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую  назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко  предмет новой науки и найти  научный метод, позволяющий всесторонне  изучать закономерности общественного  развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

 

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются  в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование  науки для осуществления социальных реформ.

 

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и  «Система позитивной политики» (1850 – 1854).

 

4. Классический период  развития социологии 

 

Настоящее развитие и признание  социология получила только тогда, когда  были разработаны и сформулированы основные научные концепции и  появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем  выдающимся мыслителям, жившим и творившим  в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс  и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

 

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками  творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике  развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой  Маркс заимствовал понимание  труда, как основного источника  стоимости продукта; идеи утопического социализма.

 

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента  такого анализа Маркс использовал  классовую структуру общества: все  индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые  происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс  собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает  себе часть результатов труда  другого класса (рабочего класса).

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы  органической аналогии, он сравнивал  общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) –  с частями организма (сердцем, нервной  системой и т.д.). Каждая часть несет  какую-то пользу целому и выполняет  жизненно-важные функции.

 

Основной закон социального  развития, по Спенсеру – закон выживания  наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение  в Англии и США как теоретическая  база, оправдывающая существование  «дикого» капитализма.

 

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер  тем не менее разработал собственную  социологическую теорию, которая  и в настоящее время оказывает  решающее воздействие на все научные  социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

 

Взгляды Маркса и Вебера существенно  различались. Маркс главным для  прогресса считал экономические  факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего  ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

 

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает  поведение личности, вкладывающей в  свои действия определенный смысл. В  этом смысле взгляды Вебера принципиально  отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью  игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы  выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить  себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

 

Одним из центральных пунктов  его теории явилось выделение  им элементарной частицы поведения  индивида в обществе - социального  действия, которое является причиной и следствием системы сложных  взаимоотношений между людьми.

 

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии  социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а  также к объяснению всех феноменов  общественной жизни исключительно  с социологических позиций.

 

На начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию  О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм – понимание законов  общества по аналогии с законами природы  и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека.

 

Дюркгейм – первый профессор  социологии во Франции – сформулировал  принципы в социологии, ставшие хрестоматийными.

 

По Дюркгейму, предмет  социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности.

 

Дюркгейм очень много  внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся  от общепринятых правил и норм. Введенный  им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

 

5. Развитие социологии  в России 

 

В середине XIX века русское  общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов — отмена крепостного  права, реформы земств и судебная реформа были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством. Она не стала ни демократической, ни конституционной страной. Поэтому  произошло колоссальное оживление  общественной жизни. В России в 60-70-е  годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению  реформ, к их радикализации, а другие — к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой общественности о необходимости прогресса общества.

 

Социологическая мысль в  России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние  на ее становление как самостоятельной  науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов.

 

Уже через три года после  выпуска заключительного тома «Курса позитивной философии» в российской печати появляются первые упоминания имени и идей О.Конта.

 

Лев Ильич Мечников (1838 – 1888). Главное его произведение –  «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы  в социологии.

 

Усматривая критерий общественного  прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей  и народов с помощью добровольной кооперации.

 

Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».

 

Социология представлялась Лаврову наукой не описательной, а  нормативной, направленной на поиск  путей и средств изменения  общества, решения конкретных его  проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит игнорировать самые важные социальные явления.

 

Другой крупный русский  социолог Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир».

 

Михайловский отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и  исходил из теории необходимости  спасения индивида от разрушительного  воздействия социального контроля. Обратив внимание на то, какое влияние  оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ  З. Фрейда.

 

Питирим Сорокин (1889 – 1986), родился  в России, а умерший в США  – самый выдающийся ученый, которого Россия дала мировой социологии.

 

Социология, согласно Сорокину – наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Социология — это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

 

С конца 20-х годов прошлого столетия социологическая наука  в СССР оказалась в кризисе. Это  было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Среди них был и Питирим  Сорокин. Результатом этого стало  снижение уровня философии и социологии как научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной  социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые  сторонниками Пролеткульта. В политическом словаре 1958 г. социология домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.

 

Первые шаги по возрождению  социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е  годы 20 столетия. На этом этапе социологам предстояло не только возродить, но и  практически заново создать эту  науку. Значительно расширили масштабы социологических исследований в  нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов. Особое внимание ими уделялось социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи.

 

Возрождение российской социологии как науки относят к концу 80-х  – началу 90-х годов. В 1998 году в  вузах страны насчитывалось 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных  городах успешно функционируют  социологические факультеты, готовящие  профессиональные кадры.

 

 

 

Заключение

 

На возникновение и  развитие любой социальной науки, предметом  изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие  общественных потребностей в решении  тех или иных задач, возникающих  в социальной системе, а также  теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

 

Во многом становление  социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII - начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации  экономической и политической жизни. Происходил процесс становления  совершенно нового общества, утверждавшего  торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость  и автономность гражданина, оно шло  на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая  тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.

 

К середине XIX в. потребности  социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать  новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение  социологии было ответом на потребности  формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические  и социально-экономические предпосылки  и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области  естествознания, разочарование в  рационалистических теориях XVIII века после  Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также  ряд социально-экономических предпосылок.

Информация о работе Развитие социологии в России