Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа
Данная работа посвящена теоретико-методологическим основам изучения инвалидности. Целью данной работы является изучение основ инвалидности.
"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите индивидов в Российской федерации"- лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты."
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности……..5
1.1. Инвалидность как социальное явление……………………………………..5
1.2. Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов………………8
1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции………………………………………………………….13
Глава 2. Организации работы органов социальной защиты населения……...26
2.1. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов………...26
2.2. Организация работы органов социальной защиты по обеспечению инвалидов транспортными средствами………………………………………...31
2.3. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов……………………35
Глава 3. Социальная защита молодых инвалидов ………………………….…40
3.1.Новые формы жизненного устройства молодых инвалидов ……………..40
3.2.Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России.43
Заключение……………...…………………………………………………….…49
Список используемой литературы………………………………………….….51
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности……..5
1.1. Инвалидность как социальное явление……………………………………..5
1.2. Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов………………8
1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции……………………………………………………
Глава 2. Организации работы органов социальной защиты населения……...26
2.1. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов………...26
2.2. Организация работы органов социальной защиты по обеспечению инвалидов транспортными средствами………………………………………...31
2.3. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов……………………35
Глава 3. Социальная защита молодых инвалидов ………………………….…40
3.1.Новые формы жизненного устройства молодых инвалидов ……………..40
3.2.Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России.43
Заключение……………...………………………………
Список используемой литературы………………………………………….….
Введение
Данная работа посвящена теоретико-методологическим основам изучения инвалидности. Целью данной работы является изучение основ инвалидности.
"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите индивидов в Российской федерации"- лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты."
"Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью".
Человек с ограниченными физическими возможностями – это проблема не одного человека, это проблема всего общества в целом.
Проблема инвалидности очень актуальна. Только за последние три года уровень первичной инвалидности возрос почти на 50%. На протяжении последних десяти лет неуклонно снижается удельный вес лиц, признаваемых при переосвидетельствовании трудоспособности. В 1994 году этот показатель составил всего 2,3%.
На начало 2005 года в Ленинградской области насчитывалось более 100 тысяч людей с ограниченными возможностями, в том числе 50% из них трудоспособного возраста. Неуклонный рост численности отмечается и среди детей - инвалидов, их количество сегодня составляет 17000 человек.
Усиленное внимание к проблемам инвалидности послужило толчком для разработки региональных программ по созданию барьерной среды жизнедеятельности, которые стали учитывать региональные, территориальные факторы (Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Самара). Целью этих программ выступает планирование конкретных мероприятий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми права и возможности в пользование жилыми, общественными зданиями, услугами социально – бытовых и культурных учреждений, в образовании и трудоустройстве. Работа по расширению доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение в контексте инвалидизации общества – тенденции, которое имеет ряд аспектов.
Во-первых, отмечающаяся тенденция обуславливает рост незанятого населения, что соответственно, рождает проблемы обеспечения бытовых, досуговых и других потребностей инвалидов.
Во-вторых, продолжающееся увеличение численности инвалидов в значительной степени усиливает нагрузку на трудоспособное население.
В-третьих, вышеуказанное следствие социально – демографических изменений накладывают определенные требования на содержание и реализацию социальной политики. Следует отметить, что в условиях экономической нестабильности и финансового дефицита служб социальной защиты по обеспечению без барьерной среды жизнедеятельности в значительной степени затруднена.
Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности
1.1. Инвалидность как социальное явление
В обществе происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только люди, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждан имеющих другие ограничения жизнедеятельности: самообслуживание¸ передвижение, общение¸ ориентация, контроль за своим поведением, обучение. Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, развитии системы реабилитационной индустрии и формировании отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается 1,2 или 3 степень инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет – категория "ребенок – инвалид". К ней относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучением трудовой деятельности.
Принятый в ноябре 1995г. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" легализовал новую концепцию инвалидности, определил основополагающие понятия, такие, как «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» и регламентировал создание государственной службы медико-социальной экспертизы. В современном понимании инвалидом считают лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, приводящими к ограничению жизнедеятельности и нуждаемости в социальной защите.
Под ограничением жизнедеятельности понимается отклонение от норм деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением или отсутствием деятельности, в том числе осуществлять самообслуживание, контроль за свои поведением, обучение и трудовую деятельность.
В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества.
Их принято называть "людьми инвалидности". Существует ряд классификаций людей инвалидности, однако их условно можно разбить на две группы.
В одном случае инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская или так называемая "административная" модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом.
Инвалидность – это медицинская патология, и этим инвалиды отличаются от "нормативных" здоровых людей. Все проблемы инвалида – следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу нормативных людей, и задача социальной работы – помочь инвалиду в его адаптации. Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема. Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей средой.
Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации индивидов, т.е. инвалиды рассматриваются скорее как, притесняемая группа, чем как аномальная.
Суть проблемы инвалидности – в неравенстве возможностей при возглашенном равенстве прав [1,4].
У подавляющего большинства инвалидов наблюдаются проявления социальной жизнедеятельности общества. Обеспечение без барьерной среды предполагает психологической дезадаптации различной степени выраженности. В ее основе лежат два основных фактора: социальный и психологический.
Под социальным фактором мы понимаем то положение, которое занимает индивид в нашем обществе. Первое затруднение, с которым сталкивается взрослый индивид - невозможность найти работу по состоянию здоровья. Как правило, ему предоставляют лишь неквалифицированную, низкооплачиваемую работу. Следствие этого – низкий уровень материального благосостояния инвалидов.
Сложности, с которыми сталкивается инвалид, не ограничиваются одной лишь профессионально – трудовой сферой. Затруднены практически все виды социальной жизнедеятельности: получение образования, проведение досуга, семейная жизнь.
Всю совокупность социальных ограничений можно подвести под понятие – социальная изоляция инвалида. Особенно это касается инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Во многих случаях они оказываются буквально на положении узников, заключенных в собственных квартирах.
Круг общения ограничивается членами семьи (как правило, ухаживающими за ними родителями), а в лучшем случае включает еще их собратьев по несчастью – таких же инвалидов.
Социальная изоляция характерна и для инвалидов с другими видами заболеваний, хотя не столь резко выражаемая, как для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Второй из основных факторов социальной дезадаптации инвалидов – психологический. У подавляющего большинства инвалидов могут быть выявлены нарушения практически на всех уровнях функционирования психики: на уровне эмоционально – волевой регуляции, индивидуально – психологической, социально – психологической, а также на высшем личностном уровне целостных ориентаций, ведущих мотивов и установок.
Психологические нарушения обусловлены двумя основными причинами. Первая – это, конечно, сама болезнь, ведущая к физическим страданиям, страху перед будущим. Вторая причина психологических нарушений – инвалидность.
Инвалиды представляют собой специфический контингент, отличный от "просто больных". Сам факт получения степени инвалидности меняет социальный статус человека. Отметим, что между социальными и психологическими факторами социальной дезадаптации инвалидов существует неравная взаимосвязь. Очевидно, что социальная изоляция неизбежно ведет к психологическим нарушениям. Но верно и обратное, психологические нарушения, в свою очередь, препятствуют установлению нормативных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии, и, таким образом углубляют негативное внимание друг на друга [4].
1.2. Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов
Инвалидами люди становятся в силу различных причин: 1) инвалиды вследствие общего заболевания; 2) инвалиды вследствие трудового увечья и профессионального заболевания; 3) инвалиды с детства; 4) инвалиды вследствие ранения (контузия, увечье), связанные с боевыми действиями в период войн; 5) военная травма или заболевание у бывших военных; 6) инвалидность, связанная с аварией на ЧАЭС; 7) инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделения особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
1. По возрасту: а) дети инвалиды (до 16 лет), б) инвалиды взрослые.
2. По происхождению инвалидности: а) инвалиды с детства;
б) инвалиды войны; в) инвалиды труда; г) инвалиды общего заболевания
3. По степени трудоспособности: а) инвалиды трудоспособные.
б) инвалиды нетрудоспособные.
4.По характеру заболевания: а) инвалиды мало мобильные – способные передвигаться с помощью колясок или костылей; б) инвалиды неподвижные – прикованные к постели.
Таким образом, установление инвалидности происходит по факту утраты способности индивида выполнять какие – либо функции. В связи с этим, эту проблему можно рассмотреть с точки зрения обеспечения без барьерной среды жизнедеятельности, с тем, чтобы у людей, имеющих инвалидность, появилась возможность жить как все, не быть пассивными потребителями поддержки, а иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь.
Без барьерная среда жизнедеятельности включает в себя как организацию комфортного физического пространства, так и решение ряда проблем, связанных с социальной и психической реабилитацией инвалидов, их реинтеграции в, оборудование жилых зданий, сооружений, а также мест общественного пользования специальными вспомогательными элементами, облегчающими передвижение инвалидов – подъемниками, поручнями и т.д.
Основанием для установления группы инвалидности, прежде всего, является возможность человека обслуживать себя самостоятельно.
Соответственно, инвалиды 1 группы уже не могут себя обслуживать, нуждаются в постоянной помощи, уходе или надзоре и поэтому данная категория пользуется другими формами оказания медицинских услуг.
Основанием для определения 2 группы являются значительно выраженные функциональные нарушения, которые однако, не вызывают необходимости в постоянной посторонней помощи, поэтому для инвалидов 2 группы характерен больший уровень возможностей в достижении данных учреждений.