Реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теоретико-методологическим основам изучения инвалидности. Целью данной работы является изучение основ инвалидности.
"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите индивидов в Российской федерации"- лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты."

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности……..5
1.1. Инвалидность как социальное явление……………………………………..5
1.2. Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов………………8
1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции………………………………………………………….13
Глава 2. Организации работы органов социальной защиты населения……...26
2.1. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов………...26
2.2. Организация работы органов социальной защиты по обеспечению инвалидов транспортными средствами………………………………………...31
2.3. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов……………………35
Глава 3. Социальная защита молодых инвалидов ………………………….…40
3.1.Новые формы жизненного устройства молодых инвалидов ……………..40
3.2.Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России.43
Заключение……………...…………………………………………………….…49
Список используемой литературы………………………………………….….51

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности……..5

1.1. Инвалидность как социальное явление……………………………………..5

1.2.               Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов………………8

1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции………………………………………………………….13

Глава 2. Организации работы органов социальной защиты населения……...26

2.1. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов………...26

2.2. Организация работы органов социальной защиты по обеспечению инвалидов транспортными средствами………………………………………...31

2.3. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов……………………35

Глава 3. Социальная защита молодых инвалидов ………………………….…40

3.1.Новые формы жизненного устройства молодых инвалидов ……………..40

3.2.Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России.43

Заключение……………...…………………………………………………….…49

Список используемой литературы………………………………………….….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена теоретико-методологическим основам изучения инвалидности. Целью данной работы является изучение основ инвалидности.

"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите индивидов в Российской федерации"- лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты."

"Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью".

Человек с ограниченными физическими возможностями – это проблема не одного человека, это проблема всего общества в целом.

Проблема инвалидности очень актуальна. Только за последние три года уровень первичной инвалидности возрос почти на 50%. На протяжении последних десяти лет неуклонно снижается удельный вес лиц, признаваемых при переосвидетельствовании трудоспособности. В 1994 году этот показатель составил всего 2,3%.

На начало 2005 года в Ленинградской области насчитывалось более 100 тысяч людей с ограниченными возможностями, в том числе 50% из них трудоспособного возраста. Неуклонный рост численности отмечается и среди детей - инвалидов, их количество сегодня составляет 17000 человек.

Усиленное внимание к проблемам инвалидности послужило толчком для разработки региональных программ по созданию барьерной среды жизнедеятельности, которые стали учитывать региональные, территориальные факторы (Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Самара). Целью этих программ выступает планирование конкретных мероприятий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми права и возможности в пользование жилыми, общественными зданиями, услугами социально – бытовых и культурных учреждений, в образовании и трудоустройстве. Работа по расширению доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение в контексте инвалидизации общества – тенденции, которое имеет ряд аспектов.

Во-первых, отмечающаяся тенденция обуславливает рост незанятого населения, что соответственно, рождает проблемы обеспечения бытовых, досуговых и других потребностей инвалидов.

Во-вторых, продолжающееся увеличение численности инвалидов в значительной степени усиливает нагрузку на трудоспособное население.

В-третьих, вышеуказанное следствие социально – демографических изменений накладывают определенные требования на содержание и реализацию социальной политики. Следует отметить, что в условиях экономической нестабильности и финансового дефицита служб социальной защиты по обеспечению без барьерной среды жизнедеятельности в значительной степени затруднена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности

1.1. Инвалидность как социальное явление

 

В обществе происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только люди, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждан имеющих другие ограничения жизнедеятельности: самообслуживание¸ передвижение, общение¸ ориентация, контроль за своим поведением, обучение. Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, развитии системы реабилитационной индустрии и формировании отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечении доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается 1,2 или 3 степень инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет – категория "ребенок – инвалид". К ней относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучением трудовой деятельности.

Принятый в ноябре 1995г. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" легализовал новую концепцию инвалидности, определил основополагающие понятия, такие, как «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» и регламентировал создание государственной службы медико-социальной экспертизы. В современном понимании инвалидом считают лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, приводящими к ограничению жизнедеятельности и нуждаемости в социальной защите.

Под ограничением жизнедеятельности понимается отклонение от норм деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением или отсутствием деятельности, в том числе осуществлять самообслуживание, контроль за свои поведением, обучение и трудовую деятельность.

В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества.

Их принято называть "людьми инвалидности". Существует ряд классификаций людей инвалидности, однако их условно можно разбить на две группы.

В одном случае инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская или так называемая "административная" модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом.

Инвалидность – это медицинская патология, и этим инвалиды отличаются от "нормативных" здоровых людей. Все проблемы инвалида – следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу нормативных людей, и задача социальной работы – помочь инвалиду в его адаптации. Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема. Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей средой.

Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации индивидов, т.е. инвалиды рассматриваются скорее как, притесняемая группа, чем как аномальная.

Суть проблемы инвалидности – в неравенстве возможностей при возглашенном равенстве прав [1,4].

 

У подавляющего большинства инвалидов наблюдаются проявления социальной жизнедеятельности общества. Обеспечение без барьерной среды предполагает психологической дезадаптации различной степени выраженности. В ее основе лежат два основных фактора: социальный и психологический.

Под социальным фактором мы понимаем то положение, которое занимает индивид в нашем обществе. Первое затруднение, с которым сталкивается взрослый индивид - невозможность найти работу по состоянию здоровья. Как правило, ему предоставляют лишь неквалифицированную, низкооплачиваемую работу. Следствие этого – низкий уровень материального благосостояния инвалидов.

Сложности, с которыми сталкивается инвалид, не ограничиваются одной лишь профессионально – трудовой сферой. Затруднены практически все виды социальной жизнедеятельности: получение образования, проведение досуга, семейная жизнь.

Всю совокупность социальных ограничений можно подвести под понятие – социальная изоляция инвалида. Особенно это касается инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Во многих случаях они оказываются буквально на положении узников, заключенных в собственных квартирах.

Круг общения ограничивается членами семьи (как правило, ухаживающими за ними родителями), а в лучшем случае включает еще их собратьев по несчастью – таких же инвалидов.

Социальная изоляция характерна и для инвалидов с другими видами заболеваний, хотя не столь резко выражаемая, как для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Второй из основных факторов социальной дезадаптации инвалидов – психологический. У подавляющего большинства инвалидов могут быть выявлены нарушения практически на всех уровнях функционирования психики: на уровне эмоционально – волевой регуляции, индивидуально – психологической, социально – психологической, а также на высшем личностном уровне целостных ориентаций, ведущих мотивов и установок.

Психологические нарушения обусловлены двумя основными причинами. Первая – это, конечно, сама болезнь, ведущая к физическим страданиям, страху перед будущим. Вторая причина психологических нарушений – инвалидность.

Инвалиды представляют собой специфический контингент, отличный от "просто больных". Сам факт получения степени инвалидности меняет социальный статус человека. Отметим, что между социальными и психологическими факторами социальной дезадаптации инвалидов существует неравная взаимосвязь. Очевидно, что социальная изоляция неизбежно ведет к психологическим нарушениям. Но верно и обратное, психологические нарушения, в свою очередь, препятствуют установлению нормативных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии, и, таким образом углубляют негативное внимание друг на друга [4].

 

1.2.               Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов

 

Инвалидами люди становятся в силу различных причин: 1) инвалиды вследствие общего заболевания; 2) инвалиды вследствие трудового увечья и профессионального заболевания; 3) инвалиды с детства; 4) инвалиды вследствие ранения (контузия, увечье), связанные с боевыми действиями в период войн; 5) военная травма или заболевание у бывших военных; 6) инвалидность, связанная с аварией на ЧАЭС; 7) инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделения особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту:  а) дети инвалиды (до 16 лет), б) инвалиды взрослые.

2. По происхождению инвалидности: а) инвалиды с детства;

б) инвалиды войны; в) инвалиды труда; г) инвалиды общего заболевания

3. По степени трудоспособности: а) инвалиды трудоспособные.

б) инвалиды нетрудоспособные.

4.По характеру заболевания: а) инвалиды мало мобильные – способные передвигаться с помощью колясок или костылей; б) инвалиды неподвижные – прикованные к постели.

Таким образом, установление инвалидности происходит по факту утраты способности индивида выполнять какие – либо функции. В связи с этим, эту проблему можно рассмотреть с точки зрения обеспечения без барьерной среды жизнедеятельности, с тем, чтобы у людей, имеющих инвалидность, появилась возможность жить как все, не быть пассивными потребителями поддержки, а иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь.

Без барьерная среда жизнедеятельности включает в себя как организацию комфортного физического пространства, так и решение ряда проблем, связанных с социальной и психической реабилитацией инвалидов, их реинтеграции в, оборудование жилых зданий, сооружений, а также мест общественного пользования специальными вспомогательными элементами, облегчающими передвижение инвалидов – подъемниками, поручнями и т.д.

Основанием для установления группы инвалидности, прежде всего, является возможность человека обслуживать себя самостоятельно.

Соответственно, инвалиды 1 группы уже не могут себя обслуживать, нуждаются в постоянной помощи, уходе или надзоре и поэтому данная категория пользуется другими формами оказания медицинских услуг.

Основанием для определения 2 группы являются значительно выраженные функциональные нарушения, которые однако, не вызывают необходимости в постоянной посторонней помощи, поэтому для инвалидов 2 группы характерен больший уровень возможностей в достижении данных учреждений.

Информация о работе Реабилитация инвалидов