Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа
Данная работа посвящена теоретико-методологическим основам изучения инвалидности. Целью данной работы является изучение основ инвалидности.
"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите индивидов в Российской федерации"- лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты."
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности……..5
1.1. Инвалидность как социальное явление……………………………………..5
1.2. Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов………………8
1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции………………………………………………………….13
Глава 2. Организации работы органов социальной защиты населения……...26
2.1. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов………...26
2.2. Организация работы органов социальной защиты по обеспечению инвалидов транспортными средствами………………………………………...31
2.3. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов……………………35
Глава 3. Социальная защита молодых инвалидов ………………………….…40
3.1.Новые формы жизненного устройства молодых инвалидов ……………..40
3.2.Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России.43
Заключение……………...…………………………………………………….…49
Список используемой литературы………………………………………….….51
Основанием для определения 3 группы инвалидности является значительное снижение трудоспособности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими или анатомическими дефектами, однако сохранение возможности самообслуживания и самостоятельного передвижения.
По опросу инвалидов с разным характером заболевания менее мобильны инвалиды с заболеваниями опорно-двигательной системы, психическими заболеваниями. Подобные проблемы возникают у этих инвалидов в достижении других объектов социальной инфраструктуры.
Если говорить о частоте посещения медицинских учреждений, около четверти опрошенных инвалидов "практически не бывают" в медицинских учреждениях, чуть более трети посещают учреждения достаточно "редко".
Мнение респондентов о доступности учреждений, обеспечивающих реализацию бытовых потребностей человека, разделились практически поровну: 43,3% опрошенных отметили недоступность этих учреждений и для 45,3% данные объекты доступны.
Проблема доступа инвалидов к образовательным учреждениям в Ленинградской области уделяется большое внимание: реализуется программа обеспечения без барьерной среды жизнедеятельности, постоянно дискутируются вопросы о возможностях получения образования, обеспечиваются льготные условия поступления детей – инвалидов в ВУЗы.
Данные проведенного опроса инвалидов малых городов подвергают актуальность поднимаемых вопросов. Оценивая свои возможности достижения учреждений образования, каждый второй респондент ответил отрицательно, треть опрошенных ответили, что возможность добираться до образовательных учреждений у них есть.
Каждый пятый затруднялся ответить, что, очевидно, связано с отсутствием потребности в обращении в подобные учреждения.
Образовательные учреждения являются средством самореализации, прежде всего, для молодежных возрастных групп, поэтому с возрастом данные обнаруживают вполне объяснимое снижение доли тех, кто отмечает возможность и необходимость достижения поступления в подобные учреждения.
Более мобильными являются респонденты 3-ей группы инвалидности – 44,1% могут добираться до образовательных учреждений, самые низкие шансы на передвижение, у инвалидов 1-ой группы – лишь 8,6%. Возможной мерой расширения доступа к образовательным учреждениям инвалидов 1 и 2 группы инвалидности могло бы стать использование дистанционной формы обучения. Эта форма обучения основывается на новых компьютерных технологиях, что значительно облегчает процесс доступа в образовательные учреждения.
Делая выводы о степени доступности разных объектов среды жизнедеятельности, следует учитывать, что инвалиды нуждаются не во всех образовательных объектах. Именно с этим связаны низкие показатели частоты их посещения – в среднем по выборочной совокупности 86,1% опрошенных выбрали ответ "практически не бывают". Причем, низкие показатели фиксируются среди респондентов всех трех групп инвалидности и особенно низкая доля "не посещающих" образовательные учреждения среди инвалидов 1 группы 97,4%.
По мнению целого ряда специалистов, у подавляющего большинства инвалидов любой группы наблюдаются проявления социально – психологической дезадаптации различной степени выраженности. На человека с ограниченными возможностями оказывают патогенные воздействия такие психотравмирующие факторы как положение "отвергнутого" плюс недоброжелательное отношение других людей.
Поэтому среди людей с ограниченными возможностями, особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка, отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности, психологическая и физическая зависимость. В литературе по социальной работе при описании данной проблемы применяется специальный термин "социальная депривация" – социальное исключение лиц с ограниченными возможностями здоровья из полноценной жизни общества.
Социальная депривация выражается как в самой организации физического пространства инвалидов, так и в характере взаимодействия с обществом.
Следовательно, инвалиды в своей жизнедеятельности действительно в явной или неявной форме сталкиваются с барьерами физического и символического пространства, препятствующего их полноценной интеграции в общество.
Транспорт (общественный и личный) выступает основным средством достижения вышеуказанных объектов социальной инфраструктуры. И от того, настолько доступен и оборудован специальными вспомогательными средствами транспорт, зависит и степень доступности разных объектов среды жизнедеятельности.
Каждый второй пользуется автобусом, лишь 17,2% инвалидов пользуются для передвижения личным транспортом, треть 32,5% вообще никуда не выезжает, сталкиваясь с проблемами самостоятельного передвижения.
Оценивая степень доступности транспорта (прежде всего, общественного), более 40% указали недоступность основного средства достижения объектов социальной инфраструктуры.
Данные отражают достаточно высокие показатели транспорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенно высокие показатели зафиксированы среди респондентов 1 группы инвалидности 72,4%, соответствующая доля среди опрошенных 3 группы инвалидности составляет уже 46,1%. Зафиксированный факт еще раз подтверждает тезис, что среда жизнедеятельности инвалидов не приспособлена под нужды и особенности этой группы населения.
1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции
Ограничение возможностей означает для личности социальный ущерб, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности исполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).
Абилитация – система социальных мер (медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, технических) по приобретению функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Цель абилитации – достижение индивидом по возможности более высокой функциональной активности, не приобретенной им от рождения. В настоящее время в России абилитация определена как комплекс государственных социально – экономических, медицинских, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную и трудовую деятельность.
Реабилитация – система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию больных, инвалидов и других категорий дезадаптированного населения. Реабилитация – комплекс медицинских, социально – экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного, инвалида.
Традиционно в России оба эти понятия объединяются в одно "реабилитация". Но если иметь дело с контингентом инвалидов с детства, говорить о восстановлении утраченных функций нет оснований. Речь может идти только об обучении приспосабливании ребенка к нормальной жизни, т.е. об абилитации. Хотя этот термин не прижился в русском языке, именно он наиболее полно характеризует процесс обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Принимая за основу определение инвалидности, отметим, что определение ограничения возможностей не учитывает такого важного момента в возникновении "социального ущерба", как неадекватность окружения потребностям инвалидов. Недостаточное осознание ситуационной относительности "нормы" является серьезным упущением в сложившейся практике восприятия инвалидности. Например, человек, у которого парализованы ноги, в состоянии делать определенную работу, общаться с другими людьми, основное ограничение возникает в связи с необходимость передвижения. Однако с помощью необходимых вспомогательных средств это ограничение может быть устранено.
Союз инвалидов против изоляции рассматривает инвалидность как социальное явление и определяет его как "снижение или ограничение социальной активности, вызванное организацией общества". В основе ограничений лежит господствующая в обществе ценность "нормальности", предполагающая обязательность "нормальности" функционирования организма и психических функций в медицинском, функциональном или экономическом аспекте.
Инвалидность является следствием ограниченности функций организма, однако возможности инвалидов не всегда ограничены. Ограничение возможностей носит процессуальный характер и зависит от средовых факторов. Ограниченность возможностей выступает как характеристика инвалидности, носящая социальный характер, и задача по преодолению средовых ограничений является общей задачей общества. Ограничение возможностей неминуемо приводит к недостатку экономических и эмоциональных опор, являющихся базисными основами человеческого опыта.
При несоответствии нормам, принятым в данном обществе, люди, с точки зрения общественных взглядов, приобретают ярлык, стигму. Человеческое общество в любой период своего развития не могло безразлично относиться к людям, отклоняющимся от принятых социальных норм во взаимодействии с окружающими. Люди с отклонениями в развитии существуют в любой культуре и при любом социальном порядке, поэтому нетипичность можно считать явлением универсальным. Отношение к этому явлению на современном этапе развития общества означает не телесное, а, скорее, социальное присваивание человеку атрибутов позора и бесчестия.
По мнению В.П. Кащенко, под нормой понимается: "Просто среднее и в то же время, наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально – экономических, климатических и прочих условий эпохи" [5,7].
Будем считать типичным человека, который имеет внешний вид, поведение, состояние здоровья, соответствующие системе норм, принятых в той культуре, к которой он относится. Нормы приобретаются посредством интернализации и социализации. Типичность социально оправдана законом, правилами, обычаями, и большинство из них используются в обычном и научном мышлении в качестве схем интерпретации человеческого поведения.
Нетипичным считается человек, чье психическое или физическое развитие отличается от принятой нормы. Несомненно, под это определение попадают и одаренные дети. Однако проблем с их развитием и жизнедеятельностью в обществе гораздо меньше, более актуальными оказываются проблемы, связанные с жизнью детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
В течение последних нескольких лет в результате кардинальных преобразований в российском обществе произошли значительные изменения, как в практике реабилитации, так и в социальной политике в отношении инвалидов. Принят ряд законодательных актов, направленных на социальную поддержку этой категории населения. Однако, как правило, подобные документы недостаточно учитывают роль социального окружения в формировании ограничения возможностей инвалидов.
Существуют пять моделей инвалидности, от которых зависит использование понятий.
В рамках медицинской модели инвалидность определяется как долговременное нарушение или хроническое состояние, которое затрудняет ежедневную активность. При этом "нормальным" считается человек, не имеющий медицинских патологий, инвалиды же относятся к числу пассивных пациентов, зависимых и нуждающихся в постоянном уходе. Данная модель рассматривает всех людей с инвалидностью как "больных".
Модель функциональной ограниченности описывает инвалидность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми.
Именно медицинская и функциональная концепция является сегодня в России основой для проведения медико-социальной экспертизы и определения "потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты", при этом обе модели игнорируют роль социальных барьеров и ограничений возможностей. То есть доступ к системе социальной помощи остается, зависим от наличия ярлыка "инвалид", который приобрел негативный оттенок в России, акцентируя отличие человека, имеющего инвалидность, от других, "нормальных" людей.
С точки зрения экономической модели, инвалидами являются лица, неспособные работать с такой нагрузкой, как здоровые, или неспособные работать вообще. Инвалидность выступает, как неспособность поддерживать экономическую независимость, ведет к зависимости от окружающих и от государства.
Все перечисленные выше модели инвалидности ведут к ее "индивидуализации". Они не рассматривают инвалидность как следствие взаимодействия индивида и социального окружения и образовывают так называемый "индивидуализированный" подход. Следствиями применения такого подхода является социальная изоляция и дискриминация инвалидов.
Административная (абилитационная, реабилитационная) модель ориентирована, прежде всего, на сознание и развитие систем поддержки – специализированных учреждений, организаций социального обучения, трудоустройства, социального обслуживания инвалидов, однако решения здесь принимаются работниками социальных служб, педагогами, врачами, но не самими инвалидами.
Согласно социальной (психосоциальной) модели инвалидность рассматривается как производная от ограниченности функций организма, но предполагает, что инвалидность превращается в ограниченность возможностей в результате неадекватности физического и социального окружения потребностям инвалидов. Эта модель рассмотрения инвалидности находится в рамках экологического подхода. Речь идет о тенденции проблем инвалида, группы, семьи в контексте отношений с социальным окружением, в котором одной из структурных важнейших характеристик выступает фактор культуры. Социальная модель основана на понимании ограниченности возможностей инвалидов как проблемы, за которую несет ответственность все общество, и особое значение приобретает в этом случае работа по изменению социального отношения к инвалидности.