Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 10:31, курсовая работа
Данная работа посвящена теоретико-методологическим основам изучения инвалидности. Целью данной работы является изучение основ инвалидности.
"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите индивидов в Российской федерации"- лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты."
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико–методологические основы изучения инвалидности……..5
1.1. Инвалидность как социальное явление……………………………………..5
1.2. Основные факторы социальной дезадаптации инвалидов………………8
1.3. Проблематика социальной реабилитации детей-инвалидов как способа социальной интеграции………………………………………………………….13
Глава 2. Организации работы органов социальной защиты населения……...26
2.1. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов………...26
2.2. Организация работы органов социальной защиты по обеспечению инвалидов транспортными средствами………………………………………...31
2.3. Организация органов социальной защиты населения по направлению граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов……………………35
Глава 3. Социальная защита молодых инвалидов ………………………….…40
3.1.Новые формы жизненного устройства молодых инвалидов ……………..40
3.2.Опыт решения проблем инвалидов в Москве и других регионах России.43
Заключение……………...…………………………………………………….…49
Список используемой литературы………………………………………….….51
С начала 60-х г. ХХ в. в развитых странах идет процесс трансформации аксиологической концепции отношения к людям с инвалидностью. В нашей стране до последнего времени лет доминировала концепция социальной полезности, в рамках которой инвалиды рассматривались в зависимости от своей дееспособности и полезности для общества. Сегодня в мировом общественном сознании, в том числе в нашей стране, все более заметным становится поворот от культуры полезности к культуре достоинства. В контексте концепции человеческого достоинства люди с инвалидностью рассматриваются как равноправные субъекты социального взаимодействия, при этом общество должно предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в подобных взаимоотношениях не всегда оказываются на высоте, у многих из них не хватает социальных навыков, умения "подать себя".
В первую очередь это касается инвалидов с детства, испытывающих недостаток социального опыта. Они далеко не всегда улавливают нюансы человеческих взаимоотношений, оценивают других людей на основании лишь некоторых, в основном моральных качеств, например доброты и отзывчивости.
"Инвалидная роль" приписывается людям, чье состояние трудно изменить, кто не в состоянии преодолеть характеристики "роли больного" и максимально быстро выздороветь. Инвалиды вынуждены вообще отказаться от идеи выздоровления и смириться с зависимостью. Инвалидная роль не требует напряженного лечения для восстановления здоровья, но цена за нее – "потеря статуса "нормального" человека, определенное положение второсортности.
Очевидно, что социальный смысл ограничения возможностей инвалидов не может объясняться ссылками на один какой-либо фактор, такой как экономика, система убеждений или культурный релятивизм. Социальное отношение к инвалидности воспроизводится в обществе через комплекс взаимодействия между многими факторами.
Никакой процесс социальной реабилитации, никакая система социальной помощи не актуальны и заранее обречены, остаться только благими намерениями без формирования справедливого социального отношения общества к инвалидам. Формирование адекватной социальной политики – это цель процесса социальной реабилитации, причем не политики милосердия и жалости, а политики признания человеческого достоинства и прав инвалидов.
В контексте гуманистической концепции инвалиды рассматриваются как равноправные субъекты социального взаимодействия, при этом общество должно предоставить для них возможность наиболее полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Исследования показывают, что у детей-инвалидов занижена самооценка, проявляются неуравновешенность, страх перед взаимодействием, повышенная тревожность. У них зачастую наблюдаются такие особенности, как "негативная Я–концепция, замедленное самоопределение, неопределенная идентичность". Дети с отклонением в развитии, взаимодействуя с окружением, ожидают, что их будут воспринимать как нормальных, однако сталкиваются с патернализмом социальных аттитюдов.
Покровительственный характер отношения к таким детям является по сути своей социальным насилием, поскольку детям и подросткам предписывается социальная роль "ущербных", "неспособных" вне зависимости от их реальных возможностей. Результатом является фрустрационная агрессия и возникновение вторичных нарушений. Как следствие возникает фрустрация потребности в полноценной коммуникации, действие которой усугубляется, если в ситуации взаимодействия подобный ребенок не получает достаточно поддержки и понимания.
Психологическая помощь детям-инвалидам, несомненно, должна включать в себя формирование позитивной Я – концепции адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, эмпатии, сензитивности.
Кроме этого необходимо изменить отношение к детям с отклонением в развитии со стороны здоровых членов общества. Эффективность интеграции в большой степени зависит от отношения социальных институтов и рядовых членов общества к идее, что детям, имеющим инвалидность, следует предоставлять равные возможности и что они не должны подвергаться дискриминации. В формировании социальной толерантности существенную помощь могут оказать социальные службы, общественные организации, средства массовой информации. В том случае влияние социальных групп выступает ресурсом позитивного социального взаимодействия.
В настоящее время назрела необходимость изменить общественное сознание в отношении детей-инвалидов, создать условия для интеграции их в общество и предпосылки к независимой жизни. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым – значит иметь возможность жить, как все; это не значит быть пассивным потребителем поддержки, а иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым потребностям людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Для всех детей, имеющих инвалидность, процесс выравнивания возможностей означает свободу выбора, включенность и участие в жизни общества, что в конечном итоге означает признание права на уважение человеческого достоинства. Концепция независимой жизни рассматривает проблемы ребенка-инвалида в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его патологии и ориентируется на устранение физических и психологических барьеров в окружающей среде.
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.
На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей. Основной функцией этого уровня является воспитание ребенка – развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности. На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы и медицинские учреждения. На микроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей-инвалидов в общество.
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро, так и на микроуровни.
Координация деятельности всех систем и реабилитационных услуг являются основной задачей института социальной работы в процессе социальной реабилитации детей-инвалидов. Концептуальная модель социальной работы с детьми-инвалидами предполагает создание целостной ресурсной системы, элементами которой могут быть как уже имеющиеся системы поддержки, так и вновь созданные. А. Пинкус и А. Минахан выделяют три типа таких систем, называя их ресурсными системами [2,3,5].
Неформальная натуральная ресурсная система, в которую включены отношения между детьми, родителями, другими членами семьи, а также отношения со сверстниками, друзьями. Отличительная черта этой системы в том, что человек сам создает или выбирает ресурсы.
Второй тип ресурсной системы – формальная, которая объединяет людей в соответствии с общей целью, структура этой система носит негосударственный характер.
Ресурсы на уровне государственных структур составляют третий тип ресурсной системы, в которую человек включен в зависимости от необходимости удовлетворения определенных социальных потребностей.
Координация деятельности всех ресурсных систем и реабилитационных услуг являются основной задачей социальной работы в процессе социальной реабилитации детей-инвалидов.
В теории реабилитации выделяются несколько реабилитационных моделей, которые предполагают соответствующие формы организации реабилитационного процесса и взаимодействия профессионалов.
1) дублирование усилий профессионалов по сбору диагностической информации; 2) слишком большое количество встреч ребенка-инвалида и семьи с профессионалами; 3) различная (иногда противоречивая) интерпретация состояния ребенка-инвалида, его потребностей и ресурсов,
4) проблемы и фрагментарность в рекомендациях и стратегиях реабилитации.
Хотя мультидисциплинарный подход обеспечивает более полную картину ситуации развития, потребностей и ресурсов ребенка-инвалида, чем действия одного профессионала, однако в рамках данного подхода не делается акцент на интеграцию различных направлений процесса реабилитации (медицинской, психологической, социальной и других). Конечным результатом, как правило, является ситуация, когда семья вынуждена сама рассортировывать, осознавать и собирать вместе разрозненную информацию и рекомендации.
2. "Клиент – центрированная" реабилитация – профессионал работает с личностью клиента. Личность рассматривается в рамках этой модели на различных уровнях, поэтому возникает необходимость учета мнений различных профессионалов. Интердисциплинарный подход в организации взаимодействия профессионалов предполагает кооперацию и "перекрывание" различных направлений процесса реабилитации. С этой целью члены интердисциплинарной "команды" собираются для обмена информацией и результатами наблюдений, но каждый из них находится в пределах своего направления во время самого процесса диагностики. Для подобной модели характерно отсутствие дубляжа и фрагментарности в диагностике, что, несомненно, является положительной стороной интердисциплинарного подхода.
К недостаткам такого подхода следует отнести: 1) больший объем обмена мнениями между различными направлениями; 2) ребенок-инвалид и члены его семьи продолжают работать с несколькими профессионалами из различных направлений, каждый из которых сконцентрирован на своей области экспертизы; 3) между различными направлениями может возникнуть несогласие относительно ответственности за решение определенной задачи или проведения диагностики; 4) после окончания диагностической фазы реабилитационный план составляет по направлениям процесса реабилитации. Это может стать серьезным упущением, поскольку ряд потребностей и проблем ребенка и семьи находится на пересечении различных проблем процесса реабилитации и не могут быть решены в рамках отдельного направления.
3. "Центрированная на окружении" реабилитация – в процессе реабилитации включаются члены семьи и другие люди из непосредственного окружения ребенка-инвалида. Взаимодействие профессионалов осуществляется в рамках трансдисциплинарного подхода. Его специфика заключается в объединении различных направлений процесса реабилитации в единое целое на основе тренинга профессионалов в смежных направлениях.
Это предполагает, что одно направление будет подменять другое, "команда" собирается с целью совмещения точек зрения различных направлений. Ключевые характеристики подхода:
- разделение обязанностей и ответственности между направлениями происходит при взаимном участии и обсуждении;
- большая осведомленность в специфических методах конкретного направления у участников "команды";
- ребенок-инвалид и семья контактируют с определенными людьми во время всего процесса реабилитации;
- первоначальное развитие модели является долговременным процессом, в котором все участники должны учиться и учить друг друга;
- большая степень включенности, поддержки и взаимозависимости членов команды;
- в основе разработки программы реабилитации лежит принцип "ориентации на цель", а не традиционный принцип " ориентации на проблему".
Целеориентированная реабилитация предполагает разработку индивидуальной программы реабилитации на основе анализа потребностей и ресурсов ребенка-инвалида и его семьи, выделения основных целей реабилитационного воздействия, определения ожидаемых результатов реабилитации, стратегий и методов, длительности процесса.
Такая форма реабилитационного воздействия является оптимальной для координации и достижения целей реабилитационного процесса на основе индивидуального подхода к ребенку-инвалиду.
Координация услуг исходит из практики ориентации на семью, члены семьи должны включаться во все аспекты планирования и организации реабилитационного процесса. Координатором услуг может быть любой специалист, работающий в команде профессионалов. Это также может быть родитель ребенка или родитель другого ребенка-инвалида, прошедший специальную подготовку.
Координация услуг предполагает сотрудничество между членами семьи и профессионалами, объединение различных специалистов для оказания помощи ребенку-инвалиду. Очень важным является установление ожиданий родителей и специалистов в процессе взаимодействия. Семья играет решающую роль в сотрудничестве, поскольку родители выступают в качестве основных экспертов в отношении развития ребенка.
Согласно Закону "О социальной защите инвалидов" разработка индивидуальной программы реабилитации является обязательным элементом в процессе социальной реабилитации, данная программа представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер. При описании этого процесса, необходимо выделить следующие фазы.
Фаза ориентации. На этом этапе важная роль принадлежит координатору услуг. После установления контакта семьи с реабилитационной службой координатор услуг знакомит родителей с информацией о предоставляемых услугах, устанавливает потребности ребенка-инвалида и его семьи. Затем команда специалистов решает, какие реабилитационные услуги необходимы ребенку.