Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью является исследование и анализ форм социальной помощи и методов ее оказания в условиях развивающегося общества.
Для реализации поставленной цели автором были обозначены следующие задачи:
изучить формы социальной помощи в РФ
изучить сущность и принципы форм социальной помощи в РФ
изучить характеристику форм социальной поддержи и защиты населения
проанализировать нормативно-правовой базу основных направлений социальной помощи
изучить принципы работы учреждения по оказанию социальной помощи населению на примере работы клуба для инвалидов
сделать соответствующие выводы по проделанной работе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический аспект изучения форм социальной помощи в РФ…...6
1.1.Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в России……………....................................................6
1.2. Основные направления, формы и методы оказания социальной помощи различным группам населения…………………………………………………11
1.3. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека……………………………18
Глава II. Региональный опыт применения форм социальной помощи………24
2.1. Стационарное социальное обслуживание как одна из форм оказания помощи инвалидам………………………………………………………………24
2.2. Региональный опыт решения проблем инвалидности на примере работы Реабилитационного центра «Контакты - 1» г. Ставрополя…………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Теоретический аспект изучения форм социальной помощи в РФ…...6
1.1.Становление
и развитие современной
1.2. Основные направления, формы и методы оказания социальной помощи различным группам населения…………………………………………………11
1.3. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека……………………………18
Глава II. Региональный опыт применения форм социальной помощи………24
2.1. Стационарное социальное обслуживание
как одна из форм оказания помощи инвалидам………………………………………………………
2.2. Региональный опыт решения проблем инвалидности на примере работы Реабилитационного центра «Контакты - 1» г. Ставрополя…………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
Введение
Российская Федерация в настоящее время является развивающимся государством, одной из основных задач которого является защита ее граждан от различных факторов внешнего и внутреннего воздействия. Для этого проводится государственная социальная политика. Согласно Конституции, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества.
Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров1.
Система социального обслуживания призвана помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.
Тема данной курсовой работы на данный момент является очень актуальной, так как необходимость совершенствования методов социальной помощи и социальной защиты, специализации форм работы, возникающие вопросы финансирования социальной сферы вызывают повышенный интерес к разрешению этих проблем не только у специалистов, но и у граждан, не занимающихся ее глубоким изучением.
Вопрос о том, какие формы социальной помощи гражданам существуют в нашей стране и как этой помощью можно воспользоваться, возникает у большого количества людей. Интерес к этому вопросу возникал у многих исследователей, авторов методик в области социальной работы. Например, отдельные аспекты сформулированы в работе Холостовой Е.И.2, где описаны сущность, принципы и структура социальной политики России, исследована взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения, в научных разработках кафедры СПГУТД, в частности в учебном пособии Манько Ю.В. и Оганяна Г.М.3 , изложены стержневые социальные проблемы российского общества. Также подробная информация о формах социальной помощи гражданам указана в Федеральных Законах, постановлениях правительства РФ, Региональных указах.
Объектом исследования выбраны формы оказания социальной помощи населению в современном российском обществе.
Предмет исследования- особенности организации и функционирования системы социальной помощи в РФ.
Целью является исследование и анализ форм социальной помощи и методов ее оказания в условиях развивающегося общества.
Для реализации поставленной цели автором были обозначены следующие задачи:
Поставленные цели и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как изучение документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения и обобщения материала.
Глава I. Теоретический аспект изучения форм социальной помощи в РФ
1.1. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в России
Понятие «становление» охватывает особую незавершенную форму существования предметов, явлений окружающей действительности, тот начальный этап развития всякого нового, когда оно уже появилось на свет, но еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы социального обслуживания населения.
Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 20 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). Заметно возрастает с каждым годом число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей. В то же время за последние несколько лет активно развивается сеть центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также службы срочной социальной помощи.
Сегодня
значительная часть центров социального
обслуживания — это многопрофильные
учреждения, способные предоставить
престарелым и инвалидам
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действует около 1500 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов: дома-интернаты (пансионаты) для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей, сети детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками. К сожалению, также стоит отметить, что действующая сеть учреждений социального обслуживания не удовлетворяет все имеющиеся потребности. Достаточно сказать, что в большое количество учреждений некоторых регионов России существует очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживании.
По-прежнему
особо острой остается проблема лиц
без определенного места
Быстрыми темпами развивалась сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. Если в 1993 г. их было немногим более 300, в конце 1996 г. превышало 1750, а настоящее время насчитывает более 3000.4
По всей стране действуют такие заведения как центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальный приют для детей и подростков, центр психолого-педагогической помощи населению , центр экстренной психологической помощи по телефону и др.
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В большинстве субъектов РФ работает большое число учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирования семьи.
Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.
Развитие социальных
процессов и социального
На современном
этапе большой интерес
При рассмотрении такого вопроса как формы социальной помощи необходимо знать и принимать во внимание такие понятия как социальная служба, социальные услуги, трудная жизненная ситуация.5
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
1) социальные службы - предприятия
и учреждения независимо от
форм собственности,
2) клиент социальной службы
- гражданин, находящийся в
3) социальные услуги - действия
по оказанию отдельным
4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно6.
В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в одних случаях - общеобразовательных школ, детских садов, детских домов, профилакториев, интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник и санаториев, в третьих - спецучреждений МВД), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. - испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соцзащиты, образования, здравоохранения и др.
Поэтому сегодня так важно выйти за пределы обыденных рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и стать на путь отработки территориальных моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.
Информация о работе Региональный опыт применения форм социальной помощи