Региональный опыт применения форм социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование и анализ форм социальной помощи и методов ее оказания в условиях развивающегося общества.
Для реализации поставленной цели автором были обозначены следующие задачи:
изучить формы социальной помощи в РФ
изучить сущность и принципы форм социальной помощи в РФ
изучить характеристику форм социальной поддержи и защиты населения
проанализировать нормативно-правовой базу основных направлений социальной помощи
изучить принципы работы учреждения по оказанию социальной помощи населению на примере работы клуба для инвалидов
сделать соответствующие выводы по проделанной работе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический аспект изучения форм социальной помощи в РФ…...6
1.1.Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в России……………....................................................6
1.2. Основные направления, формы и методы оказания социальной помощи различным группам населения…………………………………………………11
1.3. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека……………………………18
Глава II. Региональный опыт применения форм социальной помощи………24
2.1. Стационарное социальное обслуживание как одна из форм оказания помощи инвалидам………………………………………………………………24
2.2. Региональный опыт решения проблем инвалидности на примере работы Реабилитационного центра «Контакты - 1» г. Ставрополя…………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой современного российского общества является разрастание маргинальных слоев и групп, к которым принадлежат, например, лица без определенного  места жительства, не имеющие работы и перебивающиеся случайными заработками. Понятно, что люди стали бездомными бродягами в силу потери жилья, работы, невозможности получения образования. Численность маргинальных групп во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. В связи с этим возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего социально уязвимых, их потребностей, интересов, обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода, памятуя о том, что в развитых странах мира уровень социальной защищенности относят к общецивилизационным достижениям.

Социальная  работа, как известно, направлена прежде всего на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи исключительную актуальность приобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу»

Решение этой задачи возможно с помощью метода дифференцированного подхода, предполагающего всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта. Дифференцированный подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов и нормативно-правовых документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа и оценки объекта, окружающего его социума создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются адекватные средства, соответствующие формы и методы социальной работы. Этот метод применяется в работе как с отдельной личностью, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, сложившихся традиций.

Осуществляя дифференцированный подход как ключевой подход к обеспечению  социальной защищенности пожилых людей, можно не только создать условия  для обеспечения физического  существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство национальных традиций, культуры, обычаев, создать в социуме в отношении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом.

Большие возможности  открываются при использовании  этого подхода в социальной работе с инвалидами, которые также составляют неоднородную категорию населения. Только на основе знания специфики  и особенностей, потребностей и интересов каждой группы инвалидов, овладения разнообразными способами, методами, приемами работы могут быть решены их проблемы, оказаны помощь и поддержка каждому инвалиду.

Такой подход служит основой социальной работы с инвалидами для многих органов социальной защиты, социальных служб. Создаются реабилитационные центры, социальные службы на предприятиях, развивается сотрудничество между государственными и негосударственными структурами.

Возможности использования  дифференцированного подхода во всех сферах социальной работы огромны. Благодаря этому методу удается осуществить следующие принципы социальной работы:

• личностная ориентированность (в центре социальной работы ставится конкретная личность с ее потребностями, интересами и т.п.)

• междисциплинарность, интегративность (позволяет увязать с основной целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с условиями жизнедеятельности людей)

• целостный подход к человеку, видение его в широком социальном окружении    

• более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в разрешении возникших у него проблем

•  активный характер содержания, форм и методов работы, ориентация на создание условий, позволяющих включить в работу самих клиентов как субъектов социального действия.11

Каждый гражданин  России имеет законодательное подкрепление своего права получать бесплатную социальную помощь.

Право граждан  на социальное обслуживание

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Социальное  обслуживание осуществляется на  основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого  законного представителя, органа  государственной власти, органа  местного самоуправления, общественного  объединения.

3. Каждый гражданин вправе  получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

4. Постоянно  проживающие в Российской Федерации  иностранные граждане имеют равные  с гражданами Российской Федерации  права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным  договором Российской Федерации.

Полномочия  федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания:

1) установление  основ федеральной политики в  области социального обслуживания;

2) принятие федеральных  законов в области социального  обслуживания и контроль за  их исполнением;

3) установление  методического обеспечения социальных служб;

4) установление  единой федеральной системы статистического  учета и отчетности в области  социального обслуживания;

5) организация  и координация научных исследований  в области социального обслуживания;

6) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания

Набор социальных услуг гражданина РФ

В соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники  Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых  действий из числа лиц, указанных  в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального  закона "О ветеранах" 

4) военнослужащие, проходившие военную службу в  воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие  в период Великой Отечественной  войны на объектах противовоздушной  обороны, местной противовоздушной  обороны, на строительстве оборонительных  сооружений, военно-морских баз,  аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей  погибших (умерших) инвалидов войны,  участников Великой Отечественной  войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой  Отечественной войне лиц из  числа личного состава групп  самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Региональный опыт применения форм социальной помощи

2.1. Стационарное социальное обслуживание как одна из форм оказания помощи инвалидам

Современная Россия переживает переходный период, который  затронул все сферы социально-экономической  жизни страны, обусловив появление  многих социально незащищенных слоев  населения – безработных, беженцев, малоимущих и малообеспеченных семей и инвалидов. В таких сложных условиях социальная защита населения, защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой. Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. Работа с инвалидами, их реабилитация является важным звеном цепочке действий, выполняемых органами соц. защиты как на федеральном, так и на региональном уровне.

Одним из приоритетов  социальной политики в нашей стране является такая форма социальной помощи инвалидам как стационарное обслуживание.

Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Время пребывания в стационарном учреждении – постоянное, временное (до 6 месяцев), пятидневное проживание. Такое обслуживание предполагает создание для пожилых граждан и инвалидов приемлемых для их возраста и состояния здоровья бытовых условий жизни, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового направления, обеспечение ухода и медицинской помощи, а также организацию досуга и отдыха.12

Стационарные  учреждения (отделения) социального  обслуживания профилированы в соответствии с возрастом граждан, состоянием их здоровья и социальным положением. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Помещение граждан  в стационарные учреждения социального  обслуживания производится на основании  их личного письменного заявлении  и подтверждается их подписью, а  лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей.13

Особое внимание следует обратить на ст. 15 Федерального закона, допускающую возможность  помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социального  обслуживания без их согласия или  без согласия их законных представителей. Такое помещение может иметь место «в случаях, если эти лица лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными».

Существует  несколько типов стационарных социальных учреждений. Чаще всего встречаются  такие, как дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты, геронтологические центры, реабилитационные центры.

Администрация стационарного учреждения социального  обслуживания обязана:

  1. соблюдать права человека и гражданина;
  2. обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность инвалидов;
  3. информировать граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;
  4. исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении  инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;
  5. осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание граждан
  6. предоставлять гражданам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
  7. обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;
  8. обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

Таким образом, стационарные учреждения отличаются особым видом оказания помощи в них. Индивидуальный подход, разрешение присутствия близких, родственников в период реабилитационных мероприятий значительно увеличивает  шансы на приведение в норму жизни клиентов подобных центров.

 

2.2. Региональный  опыт решения проблем инвалидности  на примере работы Реабилитационного  центра «Контакты - 1» г. Ставрополя

 

Реабилитационный центр «Контакты - 1» - некоммерческое, благотворительное объединение семей, имеющих детей- инвалидов, уже более 10-ти лет занимается учебно- педагогическими работами, направленными на помощь детям и их родителям. 
В течение ряда лет центр ведет постоянно корректируемую, компьютерную базу по аномальным детям г. Ставрополя. Сейчас она насчитывает около 1100 детей- инвалидов, получающих социальные пособия (без учета психических больных, а их насчитывается около 30% от общего числа):

Информация о работе Региональный опыт применения форм социальной помощи