Региональный опыт применения форм социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование и анализ форм социальной помощи и методов ее оказания в условиях развивающегося общества.
Для реализации поставленной цели автором были обозначены следующие задачи:
изучить формы социальной помощи в РФ
изучить сущность и принципы форм социальной помощи в РФ
изучить характеристику форм социальной поддержи и защиты населения
проанализировать нормативно-правовой базу основных направлений социальной помощи
изучить принципы работы учреждения по оказанию социальной помощи населению на примере работы клуба для инвалидов
сделать соответствующие выводы по проделанной работе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический аспект изучения форм социальной помощи в РФ…...6
1.1.Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в России……………....................................................6
1.2. Основные направления, формы и методы оказания социальной помощи различным группам населения…………………………………………………11
1.3. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека……………………………18
Глава II. Региональный опыт применения форм социальной помощи………24
2.1. Стационарное социальное обслуживание как одна из форм оказания помощи инвалидам………………………………………………………………24
2.2. Региональный опыт решения проблем инвалидности на примере работы Реабилитационного центра «Контакты - 1» г. Ставрополя…………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)
    • 16% из них с ДЦП, причем 10-15% из них - тяжелые постельные больные
    • 11% с заболеванием глаз и тугоухостью
    • 17% с различными анатомическими отклонениями ( сколиозы, косолапие, вывихи врожденные, отсутствие и недоразвитие конечностей и т.п.).

   Как правило, эти заболевания приводят к задержке психического развития детей, а в дальнейшем - к тяжелым психическим недугам при отсутствии грамотных реабилитационных мероприятий. Статистика показывает, что если при рождении психическими расстройствами страдают лишь около 10% детей - инвалидов, то к 16 годам около 30%, в 30-40 лет 60%, а к 50-60 годам более 90% инвалидов с детства страдают психическими заболеваниями.

Следует признать, что из всего количества детей, а  их в Ставрополе не менее 70 тысяч, детей - инвалидов около 1,4%. Если принять экспертную оценку российских врачей по тяжелой инвалидности детей, то 4,5% или 3150 детям в городе следует назначить социальные пособия (пенсии) по инвалидности.14

Из них:

    • ортопедических больных-1700;
    • с нарушением психического развития - 660;
    • хирургических больных - 435;
    • с детским церебральным параличом (ДЦП) – 256 . То есть не менее 50% детей - инвалидов имеют сохранный интеллект.

Сегодняшняя ситуация такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что каждый ребенок- инвалид сможет постоянно находиться в специальном  реабилитационном центре: нет экономических  условий для их строительства и создания оплачиваемых мест воспитателей (в международной практике принято соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).

Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных условиях, смогут адаптироваться в  обычной жизни. Более реальной будет постепенная интеграция ребенка с аномалиями в развитии в социум семейной жизни, детского дошкольного учреждения, школы и т.п. с активным использованием реабилитационного потенциала семьи.15

Основные цели и задачи работы Реабилитационного центра

Все задачи центра и создаваемых им клубов можно распределить по блоками.

1.Информационно-методический блок.

- создание благоприятной информационно-методической среды обеспечения выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей

- создание достоверной системы учета детей-инвалидов, позволяющей получать информацию об уровне детской инвалидности, ее динамику, проблемы, потребности и интересы детей и их семей

- создание пункта сети или использование существующей электронной сети информационного обмена по проблемам детской инвалидности

- освоение новых информационных и диагностических технологий при работе с детьми-инвалидами.

Для конкретной реализации блока этих задач центр:

- разрабатывает  анкеты, тесты, программы и методики  работы с детьми- инвалидами;

- проводит работу  по оснащению телекоммуникационной  системы (компьютер, модем, программное  обеспечение);

- проводит техническое  оснащение современными средствами  тестирования и диагностики детей,  информационной технологии обучения.

2.Учебно - педагогический блок

Блок, изначально ориентированный на тезис аномального  ребенка: “Помоги мне сделать  все самому”. Пусть любой маленький  человек сделает немногое, но сам. Это:

- реализация  Принципа детерминированной динамической  Среды, создающей условия воспитания  и развивающего обучения детей-инвалидов на основе методик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Толстого Л.Н., Циолковского К.Э. и Ушинского К.Д.16

Для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую деятельность: 
- проводит интеграционную, педагогическую работу на экспериментальных площадках по инновационным направлениям работы с детьми-инвалидами; 
- решает вопросы обеспечения дидактическими материалами, Монтессори материалами, методиками и программами учебно-педагогической работы, компьютерными программами и т.п.

3.Блок прагматической школы

По существу, это подготовка ребенка-инвалида к  независимой жизни: - предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду и создание фонда техноваций надомного труда, преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и информационной, компьютерной области.

Центр в своей  работе способствует созданию и расширению сети учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйств, с помощью которых дети могут получить необходимые навыки и специальность, оказывает помощь в технологическом оснащении надомного труда.

4.Инженерный блок

Создан из-за существенного возрастания насыщенности современного информационно ориентированного учебного процесса, использования сложного диагностического и коррекционного оборудования. Это: 
- расширение потенциальных возможностей детей-инвалидов с помощью реабилитационных технических средств.

Центр решает вопросы обеспечения необходимым оборудованием для конструирования и изготовления в местных условиях устройств, приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих возможности ребенка-инвалида.

5.Блок медицинского оздоровления

Естественное  желание родителей, имеющих детей  с аномалиями в развитии, это:

- медицинское  оздоровление детей-инвалидов, направленное на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма. 
Центр:

- проводит работы  по созданию оздоровительных  кабинетов нетрадиционной медицины, разрабатывает системы и методики  медицинского оздоровления аномальных  детей.

6.Блок духовного развития - это помощь в духовном развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра, порядочности, чести и достоинства; - организация культурно-досуговой деятельности детей и их семей в атмосфере любви, понимания и заботы.

Кроме этого  центр оказывает следующие виды услуг:

- гуманитарную  помощь семьям, имеющим детей-инвалидов;

-способствует осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по вопросам детской инвалидной тематики;

-разрабатывает законодательные, экологические, научные, инновационные и др. инициативы, соответствующие целям и задачам центра;

- способствует  повышению реабилитационной культуры  родителей и заинтересованных  лиц по компонентам интегрированного  подхода к проблемам детской  инвалидности.

Родителей в  центре обучают:

1. основам общей психологии и педагогики;

2. основам практической  психологии и коррекционной педагогики;

3. основам прамедицинских  знаний;

4.основам организации культурно-досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями;

Положительный эффект, полученный в результате проводимой внешкольной работы, содействующей саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка с недостатками в умственном и физическом развитии при отсутствиии какой-либо существенной помощи педагогам, так как вся работа проводится безвозмездно, не считая незначительной оплаты за кружковую работу, требует расширения поля деятельности: создания распределенной сети надомных производств и кабинетов индивидуального оздоровления для семей, имеющих детей-инвалидов и наиболее незащищенных категорий населения. Это позволяет создать систему ранней трудовой реабилитации в сенситивный период развития ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии и создать рабочие места семьям с этими детьми. 17

Программа создания сети надомных производств

Программа состоит  из двух частей - образовательной и  организационной.

Образовательная часть программы базируется на четырех  основных принципах:

- борьба с  замкнутостью и одиночеством  детей с недостатками в психофизическом  развитии, что впоследствии ведет к различным отклонениям в нравственном, физическом становлении личности, к эмоциональной напряженности;

- содействие  саморазвитию личности, ее активная  социальная защита, способствующая  раскрытию субъектной позиции  каждого ребенка с недостатками  в умственном или физическом развитии, реализацию его творческого потенциала;

- взгляд на  семью как первооснову социального  воспитания, как главное условие  реализации задатков и способностей  человека, приобщение его к культуре;

- использование  огромного воспитательного влияния природы на развитие ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.

Отдельные элементы образовательной части программы  уже отрабатывались в течение  ряда лет Реабилитационным центром «Контакты - 1» при проведении занятий с детьми - инвалидами в клубе самодеятельных художников.

В задачи образовательной  части программы входит:

1) формирование  у детей - инвалидов основ целостной  эстетической культуры через  развитие исторической памяти, развитие  их способностей и задатков;

2) развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события окружающей действительности;

3) выработка  осознанного отношения к учебе  и к труду, нравственное, интеллектуальное  и физическое развитие личности;

4) воспитание  потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, заботливого и бережного отношения к природе;

5) формирование  общих и начальных профессиональных  умений и знаний, необходимых  для обустройства личного хозяйства,  включая подсобный садовый (дачный) участок;

6) развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности, включающей основы научно-исследовательской деятельности

7) побуждение  к сознательному выбора одной  из профессий, связанных с народным  и декоративно-прикладным искусством  или современными информационными технологиями;

8) обучение Основам  безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: «Выживание в природе» и «Безопасность в городе (социуме)»;

9) использование  новейших информационных технологий  развивающего художественно- эстетического  образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию;

10) включение  в муниципальные, региональные, федеральные  и международные гуманитарные  программы.

К особенностям образовательной части программы  следует отнести практическую (прагматическую) направленность обучения детей-инвалидов и их семей. Применение основных принципов художественно- эстетического образования для приобритения ребенком-инвалидом основ возможной профессии, связанной с народными и декоративно- прикладными искусствами или иной конкурентной специальностью. Использование природного материала для развивающего художественного образования детей - инвалидов.

Основным показателем  педагогической эффективности образовательной  части программы является снятие комплекса неполноценности, подготовка детей-инвалидов к жизни в нормальной социальной среде, формирование познавательного интереса детей-инвалидов к народному и декоративно- прикладному искусству, новым информационным технологиям, творческой активности, самостоятельности, бережного отношения к природе и памятникам культуры, понимание роли искусства в жизни общества, в его духовном развитии.

Организационная часть программы - это комплекс мероприятий  по оснащению и функционированию системы рабочих мест надомного  производства:

- маркетинговые  исследования рынка сбыта продукции;

-приобретение, установка и ввод в действие необходимого оборудования, инструментов и приспособлений;

- комплектование сырьем, заготовками, материалами;

- сбыт продукции;

-финансово- бухгалтерское сопровождение.

Со временем возможно выделение отдельных производителей в самостоятельные хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы.

Таким образом, основным показателем эффективности  программы является подготовка детей - инвалидов и их семей к активному  использованию прамедицинских знаний медицины с целью улучшения здоровья, диагностирования и быстрого исцеления болезни, снятие утомления и раздражительности, нормализации сна, повышения работоспособности и сохранения гармоничного взаимодействия организма с внешним миром. Таковым представляется реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.

Таким образом, основные сферы жизнедеятельности  человека - труд и быт. Здоровый человек  приспосабливается к среде. Для  инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Информация о работе Региональный опыт применения форм социальной помощи