Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей влияния Интернета на социокультурное развитие личности.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Ознакомиться с историей создания и совершенствования Интернета;
Раскрыть социокультурные особенности Интернета;
Выявить динамику ценностных ориентаций личности под влиянием Интернета;
На основе изученного выделить факторы положительного и отрицательного влияния Интернета на современную личность.
Введение 3
Глава 1. Интернет как элемент современной культурной реальности. 8
1.1 Из истории развития Интернета. 8
1.2.Социокультурные особенности Интернета 10
Глава 2. Интернет как один из механизмов социокультурного развития современной личности 15
2.1 Механизмы социокультурного развития личности 15
2.2 Динамика социокультурного развития личности под влиянием Интернета 21
2.3 Положительное и отрицательное влияние Интернета на социокультурное развитие личности 29
Заключение 36
Список источников 38
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Интернет
как элемент современной
1.1 Из истории развития Интернета. 8
1.2.Социокультурные особенности Интернета 10
Глава 2. Интернет как один из механизмов социокультурного развития современной личности 15
2.1 Механизмы
социокультурного развития
2.2 Динамика
социокультурного развития
2.3 Положительное
и отрицательное влияние
Заключение 36
Список источников 38
На сегодняшний день Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни и занимает определенное место в ее повседневном течении. Глобальная сеть развивается семимильными шагами. Это видно не только по количеству пользователей в сети, но также и по количеству сайтов, которых с каждым днем становится все больше и больше.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Интернет плотно вошел в нашу жизнь, и то, что создавалось как средство общения, сейчас используется во всех сферах деятельности человека. Интернетом пользуются все. Интернет удовлетворяет две важные потребности человека: потребность в общении и потребность в информации. Интернет-ресурсы, начиная с новостных и заканчивая специализированными энциклопедическими сайтами, дадут ответ на любой вопрос.
Каждый согласится с тем, что Интернет в наши дни является главным источником массовой информации. В этом есть немало положительных качеств. Среди них скорость обмена данными и легкость обзора мировых событий.
Но следует отметить, что в Интернете, как и в любых других средствах массовой информации есть и негативные качества. Это разного рода сомнительная информация, распространение рекламы, пропаганда курения и употребления наркотиков и сексуальная пропаганда.
Также Интернет
стал местом общения между
людьми, местом заведения знакомств
и приобретения друзей и
Человеку сложно представить свою жизнь без Интернета. Через Интернет-сеть сейчас доступно все – от поиска полезной и “не очень” информации до оплаты коммунальных услуг. Даже ведение бизнеса происходит через Интернет. О совершении покупок с помощью интернет - магазинов, заменивших собой операцию купли продажи в реальной жизни, не стоит и говорить.
Теперь с Интернетом доступно все. И, конечно, люди этим пользуются, потому что это удобно и быстро, так как в наш век человек пытается преуспеть во многом и сделать так, чтобы все работало на него.
Все же Интернет накладывает большой отпечаток на повседневную жизнь современной личности, оказывая на нее не лучшее влияние. Некоторые люди, однажды познакомившись с Интернетом страдают от негативных последствий от времени, проведенного за компьютером – это и несделанные важные дела в реальной жизни и ухудшение здоровья. А кто-то переоценивает роль Интернета в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критики.
По данным РОЦИТ, к 2005 г. число пользователей Интернета в мире достигнет 830 млн., против 560 млн. в 2002 г. При этом лидировать будет Юго-Восточная Азия - 270 млн., Северная Америка и Европа с учетом стран бывшего СССР будут занимать второе и третье место — 244 млн. и 240 млн. пользователей. По данным фонда “Общественное мнение”, в 2003 г. число совершеннолетних пользователей Интернета по России в целом составило 14,6 млн. человек. Учитывая рост активности пользователей, их число к 2005-2006 г. может увеличиться в 2,3 раза. [1]
Объектом данной курсовой работы является сеть Интернет как среда, участвующая в социокультурном развитии современной личности.
Предметом выступает влияние Интернета на формирование ценностных ориентаций личности.
Целью курсовой работы является выявление особенностей влияния Интернета на социокультурное развитие личности.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Феномен Интернета с момента своего возникновения привлек внимание ученых. На первом этапе теоретического осмысления Интернет исследовался в аспекте тех возможностей, которые он предоставляет для реализации принципов свободы и демократии. Западными исследователями Барлоу Дж., Барбук Р., Камерон Э. Интернет рассматривался как средство, рождающее принципиально новую среду – “новый дом Сознания”, на базе которой предполагалось создание “постгуманистического” общества. Эта идея стала базисной для представителей так называемой “калифорнийской идеологии”, рекрутировавшихся из круга американской технической элиты, связывавшей с появлением Интернета большие социальные ожидания. [2,3]
Несколько позже появились
исследования Леви С,
В начале
90-х гг. XX века, когда информационное пространство
Интернета началось интенсивно осваиваться
коммерческими структурами, возникла
потребность в изучении проблемы интерактивного
взаимодействия потребителя и автоматизированной
системы. В комплексных исследованиях
по “электронной коммерции” большое
внимание уделялось социокультурным аспектам
осуществления коммерческой и потребительской
деятельности в глобальной сети Интернета.
Исследователи отмечали тенденции индивидуализации
общения с клиентами, повышения внимания
к личности и ее запросам, и, как следствие,
возможность индивидуализированного
производства и потребления (Козье Д.,
Грейди М., Шнайдер Д., Эймор Д., Соколова
А.Н., Геращенко Н.И.) [6,7.8,9]
С начала теоретического
осмысления Интернета внимание исследователей
привлекали также проблемы: а) использование
Интернета для контроля над личностью,
манипулирования сознанием масс (Расторгуев
С, Почепцов Г., Лисичкин В., Шелепин Л.,
Грачев Г., Мельник И., Кара-Мурза С.); б)
«цифрового неравенства»; в) формирования
восприимчивости к преимуществам новых
информационных технологий (Химанен П.,
Кастельс М. и др.) [10,11,12,13,14 ].
Значительный интерес вызывает работа Д.В. Иванова “Виртуализация общества”, в которой описывается трансформация различных сфер жизни общества под влиянием Интернета, который определяется средство и среда существования без/вне общества. [15]
Особенно интенсивно развиваются
прикладные исследования в области
социальной структуры и динамики
развития Интернета.
В последние годы появился целый ряд работ,
в которых исследуется проблема воздействия
Интернета на личность. Они в основном
выполнялись представителями психологической
науки, среди которых прежде всего необходимо
назвать: Е. П. Белинскую, А. Е. Жичкину,
Н. А. Носова, Д. И. Шапиро и др. [16,17,18]
В конце 90-х гг. XX в. появились работы, в
которых проблема Интернета рассматривалась
в тесной связи с проблемой становления
информационного общества (Д. Белл, И. Масуда,
Э. Тоффлер, С. Хантингтон и др.)
В той или иной мере проблема Интернета затрагивается в ряде работ обобщающего плана. Большинство из них представляют исследовательские доклады, предназначенные для ознакомления со сложившейся ситуацией глав государств и правительств.
Таким образом, как в отечественной,
так и в зарубежной научной
литературе рассмотрен целый ряд аспектов,
связанных с феноменом Интернета.
В то же время за рамками исследовательского
внимания остался ряд чрезвычайно важных
вопросов. В научной литературе нет трудов,
где бы описывалась система социокультурных
функций Интернета.
О необходимости создания мультидисциплинарной отрасли знаний, посвященной анализу проблем, связанных с Интернетом, киберпространством, киберкультурой, жизнью Интернет - сообществ, пишут известные российские социологи В.И. Добреньков и А.И. Кравченко. [19]
Интернет - это система связи и одновременно информационная система, среда общения. История интернета начинается примерно в 60-годы XX века. Своим зарождением Интернет обязан Министерству обороны США и его секретному исследованию, проводимому в 1969 году с целью тестирования методов, позволяющих компьютерным сетям выжить во время военных действий с помощью динамической перемаршрутизации сообщений. Первой такой сетью, созданной агенством ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) была ARPAnet, т.е. сеть агентствa, объединившая три сети в Калифорнии с сетью в штате Юта по набору правил, названных Интернет-протоколом (Internet Protocol, IP). [20]
В 1972 был открыт
доступ для университетов и
исследовательских организаций, в результате
чего сеть стала объединять 50 университетов
и исследовательских организаций, имевших
связь с Министерством обороны США.
В 1973 сеть выросла до международных масштабов,
объединив сети, находящиеся в Англии
и Норвегии. Десятилетие спустя IP был расширен
за счет набора коммуникационных протоколов,
поддерживающих как локальные, так и глобальные
сети. Так появился TCP/IP. Вскоре после этого,
National Science Foundation (NSF, Национальный научный
фонд) открыла NSFnet с целью связать 5 суперкомпьютерных
центров. Одновременно с внедрением протокола
TCP/IP новая сеть вскоре заменила ARPAnet.
Толчком к тому, что Интернет стал столь популярен и развит, а также к превращению его в среду для ведения бизнеса дало появление World Wide Web (Всемирная Паутина) - системы гипертекста, которая сделала путешествие по сети Интернет быстрым и понятным.
Основы того, что мы сегодня
понимаем под WWW, заложил в 1980-е годы
Тим Бернерс Ли в процессе работ
по созданию системы гипертекста
в Европейской лаборатории физики элементарных
частиц. В результате этих работ в 1990 научному
сообществу был представлен первый текстовый
браузер, позволяющий просматривать связанные
гиперссылками текстовые файлы on-line. Доступ
к этому браузеру широкой публике был
предоставлен в 1991, но распространение
его вне научных кругов шло медленно.
Новым этапом в развитии Интернет обязан
выходу первой Unix-версии графического
браузера Mosaic в 1993 году, разработанного
Марком Андерсеном, студентом, стажировавшимся
в Национальном центре суперкомпьютерных
приложений (NCSA) в США.
С 1994, после выхода версий браузера Mosaic для операционных систем Windows и Macintosh, а вскоре вслед за этим - браузеров Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer, берет начало распространение популярности WWW, и как следствие и Интернета, среди широкой публики сначала в США, а затем и по всему миру.
В 1995 NSF передала ответственность
за Интернет в частный сектор,
и с этого времени Интернет
существует в том виде, каким
мы знаем его сегодня.[21]
Сейчас Интернет
Сегодня социокультурная среда значительно трансформировалась как в результате изменения системы ценностей, так и за счет появления нового типа информационно-коммуникативного пространства - Интернета.
Глобальная компьютерная сеть привлекает
людей не только как удобный и
почти всегда доступный источник
разнообразных сведений, но, прежде
всего, как среда общения, сфера
игровой и созидательной
Однако Интернет как социокультурная среда имеет ряд существенных отличительных особенностей, которые не могут не оказывать влияние на личность человека в процессе её становления и развития. Ценностные ориентации современной личности находятся в процессе формирования и требуют определенного времени для обретения устойчивости, в связи с чем испытывают большую зависимость от различных внешних факторов, к числу которых можно отнести специфические социокультурные особенности Интернет - технологий.
Многие исследователи относят Интернет к новым средствам коммуникации, аргументируя это наличием больших объемов циркулирующей в глобальной компьютерной сети информации, а также относительно большой аудитории. Однако Интернет имеет четко выраженные специфические особенности, его развитие – это самостоятельное направление в мире информационно-коммуникационных технологий. Он воплощает и синтезирует преимущества многих предшествующих средств массовой коммуникации, во многом преодолевая их технологическую и социальную ограниченность.