Роль интернета на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей влияния Интернета на социокультурное развитие личности.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Ознакомиться с историей создания и совершенствования Интернета;
Раскрыть социокультурные особенности Интернета;
Выявить динамику ценностных ориентаций личности под влиянием Интернета;
На основе изученного выделить факторы положительного и отрицательного влияния Интернета на современную личность.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интернет как элемент современной культурной реальности. 8
1.1 Из истории развития Интернета. 8
1.2.Социокультурные особенности Интернета 10
Глава 2. Интернет как один из механизмов социокультурного развития современной личности 15
2.1 Механизмы социокультурного развития личности 15
2.2 Динамика социокультурного развития личности под влиянием Интернета 21
2.3 Положительное и отрицательное влияние Интернета на социокультурное развитие личности 29
Заключение 36
Список источников 38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.3 Положительное и отрицательное влияние Интернета на социокультурное развитие личности

 

То, что Интернет плотно вошел в нашу жизнь и заменяет собой многие операции и действия, которые ранее невозможно было выполнить, не покидая стен собственного дома или рабочего места   – непреложный факт. Однако разобраться, что есть Интернет – добро или зло –  довольно сложно.

У глобальной сети есть как  свои преимущества, так и свои недостатки.

Для начала рассмотрим плюсы  существования сети Интернет. Благодаря  Интернету появились такие возможности,  как заработок в сети. Можно быть одновременно, допустим, и домохозяйкой  и  переводчиком.  Появился способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, самостоятельно написанные  программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, не выходя из дома за газетой, старых друзей, с которыми давно потеряна связь.

В Интернет  каждый прокладывает свой   собственный путь. Каждый сам   решает, какими услугами сети воспользоваться.  Можно отправить электронное письмо на другой конец света.  Возможности сети поистине безграничны.  Потребности и запросы у интернет – пользователей самые разные. Одним нужно  найти интересующую их или необходимую  для профессиональной деятельности информацию.  Другим совершить покупку или оплатить коммунальные услуги. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту.  Интернет помогает всем. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. С помощью некоторых из них  можно даже звонить по телефону через Интернет – это гораздо дешевле.

 В настоящее время  через Интернет можно делать  практически всё – совершать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары, посещать виртуальные музеи, общаться самыми разными способами. Можно вступать в различные  клубы по интересам, заводить знакомства, если в реальной жизни это дается с трудом. Найти в сети можно практически все. Большинство видов деятельности теперь переместились в экран компьютера, подключенного к Интернету.

Также миллионы инвалидов  получили возможность реальной удаленной  работы, возможность общаться с друзьями, которых им, возможно, не достает в реальной жизни. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы.  Некоторые книги стоят больших денег, многие люди не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой, а Интернет дает им такую возможность. Также Интернет является  самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность дистанционно обучаться, получить профессию или поднять свои навыки на иной уровень.

Исследования американских ученых по компьютерному обучению, проведенные несколько лет назад, показали, что, в среднем, эффективность обучения возрастает на 30 %. При этом отмечается возрастание мотивации, качества запоминания информации. В настоящее время можно создавать обучающие компьютерные программы, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого, повышая тем самым уровень освоения материала и мотивацию. Эксперты обратили внимание на детей, которых трудно чем-то увлечь и которые плохо учатся. Но стоит их познакомить с компьютером, и они начинают заниматься с таким усердием, что и их учителя, и они сами бывают поражены. Некоторые школьники, которых считали неспособными к учению, опережали своих  одноклассников. Нередко дети, почувствовавшие уверенность в себе благодаря своим успехам, затем улучшают и общую успеваемость. 

Так же в Интернете можно  всегда получить самые свежие новости  узкой либо широкой тематики.

Еще один из наиболее важных аспектов Интернета - форумы позволяют  общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом,  каждый общается там, где ему интересно.

Благодаря форумам можно  получить совет от сверстников или  более опытных людей. На форумах  медицинских сайтов можно получить консультацию специалиста. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом.

Единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить –  это пользы живого общения, писем, написанных рукой друга или любимого человека; а проводя свободное время  перед экраном, нельзя встретиться  и поделиться последними новостями с друзьями в реальности. Это, конечно, большой недостаток сети, но все же не самый опасный. Если уделять Интернету лишь небольшую долю своего внимания и времени, то можно сказать, что Интернет – это благо.

Интернет дает иллюзию  вседозволенности. Ведь он обеспечивает анонимность. В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить  оружие, обучиться подбирать и использовать наркотические средства и найти большое количество запрещенной информации, авторов которой вычислить практически невозможно. Особенно вредна подобная информация для детей, впитывающих информацию, полученную от взрослых, словно губка.

В сети действуют тысячи хакеров, направление деятельности которых вылилось в целую субкультуру, которая добывает конфиденциальную информацию в обход систем защиты. [31]

Долгое времяпрепровождение  в сети Интернет имеет тяжелые  последствия для здоровья. Это  перенапряжение суставов кисти и мышц предплечья, развитие умственной усталости и нарушение внимания, хронический стресс.

Работа за компьютером  нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают  весь день. Известно, что  недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на процессе обмена веществ в организме, что приводит к снижению интеллектуальных способностей человека. [ 32]

Все чаще появляются сообщения  о возникновении компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, преимущественно работа в Интернете могут вызвать подобное психическое расстройство.

Интернет - зависимость не менее опасна, чем, например, наркотическая  зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью и т.д.)

Интернет зависимость  – это психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к  Интернету и болезненная неспособность  вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне: расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV. [33]

Исследователи приводят различные  критерии, по которым вы можете судить об Интернет - зависимости. Так, Кимберли Янг приводит четыре признака:

  1. Навязчивое желание проверить e - mail.
  2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет. 
  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет. 
  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. [34]

Следующая “Интернет -  болезнь” это игровая зависимость. Она  распространяется на тех, кто играет в онлайн - игры, то есть игры в Интернете. 
Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми, компьютерными играми, онлайн играми.[33] 
Выделяют множество симптомов игровой зависимости. Некоторые из них оказывают негативное воздействие не только на индивида, попавшего под зависимость, но и на окружающих. Вот ключевые симптомы: 

  1. Поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих ставок, мысли о том, как найти деньги на игру);
  2. Взвинченность и возбуждение во время игры, повышение ставок;
  3. Неспособность прервать игру до тех пор, пока есть наличные деньги;
  4. Переживания тревоги или раздражения при необходимости ограничить ставки или остановить игру;
  5. Использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
  6. Попытки отыграться на следующий день после проигрыша;
  7. Ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. Использование незаконных способов получения денег (подлог, обман, кража или растрата) для продолжения игры;
  9. Ухудшение отношений на работе, в семье, с друзьями;
  10. Одалживание денег у других лиц, чтобы расплатиться с уже имеющимися долгами, вызванными игрой.

А такие  симптомы может  начать испытывать человек, если он относится  к группе риска интернет - зависимых  людей:

  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  2. невозможность остановиться;
  3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  4. пренебрежение семьей и друзьями;
  5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  7. проблемы с работой или учебой. [35]

И все – таки, что же подталкивает людей на столь долгое “общение”  с Интернетом? Почему они зачастую заменяют реальную реальность на виртуальную?

Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность и застенчивость. Все эти проблемы для них решает Интернет. И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст...

Безусловно, постепенно такой  образ жизни, образ мысли, пропитывает  все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые, семейные, личные и  профессиональные вопросы.

Чтобы увидеть цифры, характеризующие  отношение людей к преимуществам  и недостаткам Интернета, можно  обратиться к результатам исследования, проведенного международной исследовательско-консалтинговой компанией Forester Research в Канаде и США. В опросе приняли участие несколько  десятков тысяч интернет-пользователей из Северной Америки.

По результатам выходит, что более 54% пользователей Интернета  в США и Канаде уверены, что сеть оказывает положительное влияние на их жизнь, но 22% ощущают негативное влияние Интернета. Их средний “стаж” в Интернете составляет уже около 6 лет, и абсолютное большинство этих людей ощущают сильное положительное влияние Интернета - особенно в своей профессиональной и общественной жизни. Однако часть пользователей опасаются отрицательного влияния “сетевого образа жизни” на свое здоровье и физическую форму. Респонденты чаще всего отмечали негативное влияние Интернета на состояние их рук и пальцев, на режим сна, зрение. В общей сложности такие жалобы высказали от 17% до 30% опрошенных разных возрастных групп. Интересно, что жалобы на вредное влияние Интернета значительно чаще высказывали женщины, чем мужчины. А молодежь в возрасте от 18 до 34 лет, которая более склонна видеть в Интернете сильный положительный фактор, при этом значительно чаще жалуется на порчу зрения и осанки из-за долгого сидения за компьютером. В целом же вредность Интернета для здоровья чаще всего отмечают люди старшей возрастной группы — от 55 лет и старше. Исследователи считают, что полученные ими данные следует принять во внимание всем производителям офисного и компьютерного оборудования, а также интернет - дизайнерам, которые должны как можно больше думать об эргономичности своей продукции и удобстве пользователей. [36]

Таким образом, мы видим, что невозможно однозначно судить на счет влияния Интернета на современную личность. Интернет – это огромный источник информации, способный удовлетворить самые разные запросы. Однако Интернет – лишь инструмент в руках человека. Чем он будет  являться –добром или злом– зависит только от человека его использующего.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ХХ веке появились новые  источники массовой информации, которые  заняли особую позицию среди давно  установленных масс-медиа. Одним  из таких источников выступает Интернет. Он производит мощнейшее влияние на сознание личности. Интернет оказывается стимулом для действий, по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

Выступая элементом социальности, Интернет и, шире, виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным механизмом социализации человека: социализации применительно не только к сетевым виртуальным сообществам, но и к тому реальному обществу, в котором человек живет.

Дать однозначную оценку влиянию Интернета на социокультурное  развитие личности на данный момент сложно. Однако это связано и с тем, что Интернет является мало изученным  в науке явлением. Интернет влияет на социализацию и позитивно, и негативно.

Виртуальная среда становится реальной сферой деятельности, важной частью жизни индивида, меняя многое в самом человеке - стиль, образ  жизни, привычки, круг интересов и общения. Соответственно, появляются новые требования к социальным статусам, нормой поведения становится повседневное использование ресурсов Интернета в быту или профессиональной деятельности.

Интернет притягивает  все больше и больше людей. О стремительном  росте  пользователей Интернет - технологий можно судить по результатам  исследования “Левада центра” в 2003 году. На вопрос: “Знаете ли вы, что такое Интернет, и умеете ли вы им пользоваться?” положительный ответ дали 20,7 % опрошенных, отрицательный - 75,3 %. Спустя четыре года данные показатели изменились и составили 33 % и 51,6 % соответственно. По данным ВЦИОМ за 2009 год, пользователем Интернет является примерно каждый третий россиянин - 32%, однако по сравнению с 2006 годом в три раза увеличилась доля тех, кто обращается к сети ежедневно (с 5 до 15% соответственно). 8% пользуются Интернетом несколько раз в неделю, 6% - несколько раз в месяц, наконец, 3% - не менее одного раза в полгода. За прошедший год не изменилась доля тех, кто вообще не обращается к сети со 69% . В результате можно утверждать, что интерес к интернет - пространству растет как количественно, так и качественно. Всемирной сетью пользуются не только больше и больше людей, но и более длительно, чем в предыдущие годы.

Информация о работе Роль интернета на развитие личности