Роль интернета на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей влияния Интернета на социокультурное развитие личности.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Ознакомиться с историей создания и совершенствования Интернета;
Раскрыть социокультурные особенности Интернета;
Выявить динамику ценностных ориентаций личности под влиянием Интернета;
На основе изученного выделить факторы положительного и отрицательного влияния Интернета на современную личность.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интернет как элемент современной культурной реальности. 8
1.1 Из истории развития Интернета. 8
1.2.Социокультурные особенности Интернета 10
Глава 2. Интернет как один из механизмов социокультурного развития современной личности 15
2.1 Механизмы социокультурного развития личности 15
2.2 Динамика социокультурного развития личности под влиянием Интернета 21
2.3 Положительное и отрицательное влияние Интернета на социокультурное развитие личности 29
Заключение 36
Список источников 38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 78.50 Кб (Скачать файл)

По сравнению с реальным социальным окружением Интернет обладает рядом  специфических особенностей, среди  которых можно выделить не только многообразие источников информации, но также множественность социальных групп и социальных норм. Глобальная компьютерная сеть стала почвой для появления так называемого киберпространства, а в нем – сообществ людей с некими общими интересами. [22].

Особая роль в социокультурном  развитии современной личности принадлежит  Интернету как средству коммуникации.

Можно выделить следующие особенности  общения через Интернет, имеющие  значение при социокультурном формировании личности.

1.Возможность компенсировать и  нейтрализовать в ходе опосредствованного  Интернетом общения те препятствия,  которые  нередко делают болезненными  непосредственные контакты: действительные  либо мнимые  недостатки собственной внешности, дефекты  речи, некоторые свойства характера (застенчивость и пр.) или психические заболевания. Можно предположить, что в Интернете в результате отсутствия визуализации партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных социально-демографическими, антропологическими и психологическими характеристиками, которые выражены в их внешнем облике (их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, особенностями характера).

2.Анонимность. Несмотря на то, что иногда можно получить  некоторые сведения о личности и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или представление ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения, – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

Человек в сети может проявлять  и проявляет большую свободу  высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так  как риск разоблачения и отрицательной  оценки окружающими минимален.

    3. Своеобразие протекания  процессов межличностного восприятия  в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации,  а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

4. Затрудненность эмоционального  компонента общения, в то же  время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами. Физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что реальные или мнимые чувства можно не только выражать, но и скрывать.

5.Стремление к нетипичному, ненормативному  поведению. Зачастую пользователи преподносят себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

Анонимность общения в Интернете  предоставляет ему возможность  не просто создавать о себе впечатление  по своему выбору, но и быть тем, кем  он захочет. Можно сделать вывод, что особенности коммуникации в  Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору. Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые “виртуальные личности”, описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом, называемым «ник - nick» (от «nickname» – псевдоним).

Можно выделить две группы причин создания виртуальных личностей: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и “поисковые” причины (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность).

В первом случае создание виртуальной  личности выступает как компенсация  недостатков реальной социализации. Такая виртуальная личность может  существовать как “для себя”, осуществляя идеал “Я”, так и “для других” – с целью произвести определенное впечатление на окружающих. Во втором случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта.

Виртуальная личность более раскованна, является более эпатирующей и  менее социально желательной  по сравнению с реальным, и тем  более, по сравнению с идеальным  “Я”.

Очевидно, что для того, чтобы  конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов “Я”, или же с тем, что действительность может быть слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, представившись в сети как лицо противоположного пола.[23]

 Таким образом, можно предположить, что если реальное общество  ограничивает возможности самореализации человека, у него чаще появляется мотивация выхода в сеть Интернет для конструирования виртуальных личностей. Если же молодой человек имеет реальную среду для реализации различных аспектов своего “Я”, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует или минимизирована. Социокультурные последствия функционирования Интернет - технологий чрезвычайно разнообразны: они изменяют характер работы человека, его социальные связи, организационные формы и содержание социальных взаимодействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Интернет как один из механизмов социокультурного развития современной личности

 2.1  Механизмы социокультурного развития личности

 

Социокультурное развитие личности осуществляется в процессах самоидентификации, самопознания, самоопределения, индивидуализации, самоактуализации, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих развитие субъектных качеств индивида, и интериоризации, адаптации, инкультурации и интеграции.

Суть понятия “социокультурное развитие человека” заключается в приобретении индивидом новых личностных качеств, присвоении им общечеловеческих ценностей, социальных норм и традиций, выстраивании своей жизненной траектории, обретении опыта счастливого сосуществования с окружающим  миром. [24]

Вспомним утверждение Л. С. Выготского о том, что человек, родившись, уже является социальным существом. Его приняли руки врача-акушера, но приняли так, как это рекомендует делать накопленный к данному времени социальный опыт; над ним склоняется лицо матери, говорящей на определенном языке и ухаживающей за ним так, как это принято на данный момент в данной культуре; ему дают имя, являющееся своего рода “социальным значком”, позволяющим отличить его от других младенцев. Иными словами, его изначально окружает многообразный, сложно структурированный социальный мир. Мир того общества, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать, но без которого он уже не может существовать и которое уже относится к нему как к своему потенциальному будущему. Идет время, и отношения человека и этого общества меняются: он овладевает действиями с предметами, в которых закреплен социальный способ их использования; мир его общения расширяется: кроме матери, в него включаются другие люди; он узнает о все большем количестве социальных ролей; у него начинают складываться первые представления о себе как о части этого социального мира. Постепенно окружающий социальный мир открывается ему в системе существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Именно на основе освоения личностью этого “поля” социокультурных норм и правил произойдет дальнейший выбор между ними — формирование персональной ценностно-нормативной системы.

Таким образом, социальный мир должен предоставить личности некоторый спектр достаточно четко оформленных ценностно-нормативных  моделей и образцов социального  поведения для того, чтобы можно  было выбрать наиболее подходящие. [25]

В таком ключе понимания социокультурного развития можно провести параллель между этим понятием и понятием социализации. Для этого нужно раскрыть термин “ социализация”.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе[26]

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества. 

Социализация личности – весьма сложный многоступенчатый процесс, происходящий под воздействием ряда факторов и с помощью множества агентов. И социализация  во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Агенты + факторы = механизмы социализации.

Отождествляя два данных понятия – социализация и социокультурное развитие –  можно присвоить механизмы социализации и социокультурному развитию личности.

Существует несколько классификаций механизмов социализации (социокультурного развития личности). Для начала рассмотрим социально - психологические механизмы:

  • идентификация (отождествление) – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
  • подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения,  опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков. Другими словами – это  следование какому-либо примеру, образцу и один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;
  • внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
  • фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);
  • конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

[27]

Мнение классика психоанализа Зигмунда Фрейда на механизмы социализации личности частично совпадает с данной типологией, но и частично отличается. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее –  имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины.

Он считал, что имитация – это осознания попытка  копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины, по мнению Фрейда, являются негативными механизмами социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения

Известный американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер в свою очередь акцентировал внимание  на трех механизмах социализации, а точнее:

–  стадия подражания и копирования, на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;

–  игровая стадия, на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой  роли;

–  стадия игровых игр, на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

Напоследок стоит рассмотреть  более универсальную классификацию  механизмов социализации, которая состоит из  традиционного механизма, институционального механизма, стилизованного механизма, межличностного механизма и рефлексивного механизма.

Традиционный механизм социализации – это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм социализации – проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования. Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Стилизованный механизм социализации проявляется в рамках субкультуры, где  субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Информация о работе Роль интернета на развитие личности