Роль интернета на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей влияния Интернета на социокультурное развитие личности.
Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
Ознакомиться с историей создания и совершенствования Интернета;
Раскрыть социокультурные особенности Интернета;
Выявить динамику ценностных ориентаций личности под влиянием Интернета;
На основе изученного выделить факторы положительного и отрицательного влияния Интернета на современную личность.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интернет как элемент современной культурной реальности. 8
1.1 Из истории развития Интернета. 8
1.2.Социокультурные особенности Интернета 10
Глава 2. Интернет как один из механизмов социокультурного развития современной личности 15
2.1 Механизмы социокультурного развития личности 15
2.2 Динамика социокультурного развития личности под влиянием Интернета 21
2.3 Положительное и отрицательное влияние Интернета на социокультурное развитие личности 29
Заключение 36
Список источников 38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Межличностный механизм социализации проявляется в социализирующем  влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д. [27]

Таким образом, получается, что какой  бы самодостаточной ни была личность, существует множество механизмов и  условий ее социализации, которая  не может проходить лишь под действием  внутренних механизмов. В ней принимают участие все окружающие ее люди и явления. Успешность социокультурного развития зависит от присутствия этих агентов, т.к. личности важно идентифицировать себя, отождествлять с некоторыми социальными группами, перенимать опыт других людей и усваивать социально принятые нормы и образцы поведения. Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать себя в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Динамика  социокультурного развития личности  под влиянием Интернета

 

Трансформация социальной реальности, обусловленная проникновением в  нашу жизнь новых информационных технологий, повлекла за собой изменение и социально-психологических характеристик индивидов.

Технические инновации, обусловленные  потребностью общества и индивида в  развитии, оказывают многомерное  воздействие на социальный процесс. В конечном счете, все происходящие преобразования ведут к переосмыслению действующей системы ценностей.

Соответственно, повсеместное распространение сети Интернет влечет за собой трансляцию и усвоение обществом новых образцов поведения на всех уровнях взаимодействия. Следовательно, Интернет становиться важнейшим орудием социализации.

Простота использования  персонального компьютера, обилие информации в сети Интернет на совершенно различные  темы, удобная навигация – все  это делают мировую паутину популярной среди людей всех возрастов. Влияние информационных технологий на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное.

Оказывая развивающее  воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений “человек–человек” у людей, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них  плохо развиты свойства человека–субъекта социальных взаимоотношений. Они менее осведомлены обо всех тонкостях человеческих взаимоотношений. Нечеткое осознание компонентов эмоционально-чувственной сферы при восприятии другого свидетельствует о низком уровне погруженности в данную сферу человеческого бытия в целом, вырождении ее регулятивной функции. В организации межличностного взаимодействия, являющегося в подростковом возрасте особым условием и основой приобретения жизненного опыта, снижается роль эмоционально-чувственного компонента.

Интернет - технологии создают  условия для более раннего  по сравнению с предыдущим поколением включения подростка в социальную деятельность: компьютер – современное  орудие труда, современное орудие производства, которым он уже владеет. Посредством  Интернета он может участвовать  в экономической, культурной, политической, научной жизни общества.

Все это способствует более  раннему овладению социальными  видами деятельности развивающейся личностью, активно включенной в компьютеризированную деятельность.

Описанные особенности сознания опытных пользователей компьютерных технологий влияют на освоение и понимание  ими социально-нормативных отношений  в целом. Так, например, изменяется поло-ролевой  компонент социализации, общение со сверстниками, профессиональное самоопределение, выбор способов достижения целей индивидуального развития. [28]

Многими учеными в рамках вопроса  интернет - коммуникаций рассматривается проблема социальной идентичности пользователей. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская считают, что чем большее место в самокатегоризации занимает социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете. При этом идентификация с виртуальной социальной группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с реальными социальными группами.

Отметим здесь позитивные аспекты  личностного развития при общении  посредством Интернета:

- преодоление коммуникативного  дефицита;

- расширение круга общения; 

- повышение информированности  в обсуждаемых вопросах.

Однако частое использование Интернета (и не только как средства коммуникации) может вызвать Интернет – зависимость. Термин “интернет-зависимость” предложил доктор Айвен  Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета.

Интернет важен для тех индивидов, чья реальная жизнь по тем или  иным (внутренним или внешним) причинам межличностно обеднена. Существуют особые трудности, с которыми многим подросткам приходится сталкиваться в самом  процессе межличностного общения, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся острое чувство  одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

В этих случаях люди скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. При этом и  без того узкий круг общения по мере развития интернет - зависимости  приводит фактически к формальной изоляции индивида.

Будучи включенными в виртуальную  группу, интернет - зависимые становятся способными испытывать эмоциональный  риск путем высказывания суждений, противоречащих мнению других людей. В  реальной жизни интернет - зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и родителям. В киберпространстве они выражают эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения, потому что “собеседники” являются менее досягаемыми, а идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к интернет – зависимости. [29]

Интернет в качестве средства “ухода”  от реальности дает следующий спектр возможностей:

  • возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при их осуществлении, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.);
  • возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы “Я”; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире и т.д.);
  • чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
  • неограниченный доступ к информации, “информационный вампиризм” (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не единственным, а иногда и единственным средством общения).

Интернет-зависимость является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества.

В значительной степени от интернет - зависимости страдают и сами зависимые, и их родные, и общество в целом, ведь она проявляется в бегстве в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением. Т.е. говоря о влиянии Интернета на социализацию людей, можно отметить, что оно распространяется не только на непосредственных и регулярных пользователей сети, но косвенным образом и на людей из их ближайшего окружения, которые сами не пользуются услугами Интернета.

Интернет предоставляет широкий  спектр возможностей для творческой самореализации человека.

Возможность демонстрации результатов  творчества и получения как прямой, так и косвенной оценочной  реакции (отзывов о продукте, просьб поделиться опытом его создания, дать консультацию), обеспечивают необходимые  условия для самопрезентации и самоутверждения человека.

Анонимная демонстрация продукта творчества позволяет смягчить последствия его негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей Сети.

Интернет превратился  в неотъемлемый атрибут жизни  современного общества - атрибут, который  оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом: интенсифицировались социальные взаимодействия, увеличился объем информации и, соответственно, расширился выбор моделей и мотивов поведения, родились новые формы зависимостей, появились новые способы трансляции и усвоения социального опыта, новые средства управления и контроля над обществом. Кроме того, программное обеспечение телекоммуникаций создается программистами, которые ориентируются на личные предпочтения, установки, мотивы, нормы и ценности. Последние могут отличаться от общекультурных норм и ценностей. Эти обстоятельства актуализируют исследования проблемы влияния цифрового информационного пространства не только на изменение психологических особенностей современного человека, но и на личность в целом.

Без сомнения наиболее активной частью в плане использования  социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Социальные сети помогают молодым людям в самореализации, “самопрезентации”, одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, “обществом”. Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. Однако негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется “зависимость от виртуальности”. В силу неудовлетворенности окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.)

Это отрицательное воздействие  проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать, те нормы, которые удобны для пользователя. Все это ведет к подмене  виртуальным миром реального  мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечет за собой применение жестких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия и так сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.

Сегодня, в связи с вышесказанным, можно с уверенностью говорить о  таком понятии как виртуальная  компьютерная социализация или киберсоциализация. 

Киберсоциализация личности – это социализация личности в киберпространстве; процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет - среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх).

В процессе киберсоциализации  у человека возникает целый ряд  новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – фактически новым виртуальным жизненном пространством человека. [30]

 Социализация – непрерывный  и многогранный процесс, который  продолжается на протяжении всей жизни человека. Но интенсивнее он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования, но в информационном обществе она подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации.

Таким образом, можно заключить, что  Интернет играет существенную роль в  социализации пользователей. Однако она  может быть двойственной - и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с нарастающими ресурсами глобальной сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя, его развития, предоставить  возможность самореализации. Рассмотрение Интернета как механизма социализации в современном мире вполне оправдано. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только высших психических функций, но и личности. Сейчас Интернет является средой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений.

Информация о работе Роль интернета на развитие личности