Роль школы в политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа, политическая социализация.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Политическая социализация – этапы  формирования 5

1.1. Понятие,  задачи, факторы политической социализации 5

1.2. Этапы  политической социализации 9

Глава 2. Роль школы в политической социализации 14

2.1. Школа  как институт социализации 14

2.2. Влияние  и роль школы в политической  социализации 20

Заключение 25

Литература 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политологи и социологи  уделяют  большое внимание характеристике тех  институтов, с помощью которых  осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные  институты (школа, вуз и т.д.)1.

Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института  политической социализации придает  положение школы в государственной  структуре, при котором она может  использовать помощь государственных  и общественных организаций, возможность  целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду. В силу специфики своих  функций (обучающей, воспитывающей, сохраняющей, передающей) и возможности использования  большого количества методов и механизмов реализации функций школа оказывается  существенным фактором направленного, латентного и стихийного воздействия  при формировании политического  сознания и политических приоритетов  подрастающего поколения.

Особенность политической социализации в период социальной трансформации  заключается в том, что она  происходит не столько по вертикали, когда осуществляется передача норм и ценностей от старшего поколения  к младшему, сколько по горизонтали. Цель процесса политической социализации в школе – не только усвоение учащимися политических норм и ценностей  общества, но и формирование их как  активных членов данного общества, способных выполнять определенные функции в политической системе. Тем самым школа, определяя основное направление политического сознания молодых членов общества, оказывает  прямое воздействие на политическую систему государства2.

Роль такого общественного института  как школы в процессе политической социализации изучали Л.Я. Гозман, О.С. Коршунова, B.C. Собкин , И.Д. Фрумин , Н. Entwistle, А. Morrison, D. Mclntyre, С. Hahn и др. Однако, несмотря на обилие исследований, на сегодняшний  день недостаточно изучен вопрос о  факторах, определяющих успешное протекание политической социализации в школе. Потенциальные возможности школы  в формировании политического сознания и политической культуры учащихся сегодня  слабо используются.

Вопросы, связанные с политическим становлением подрастающего поколения, привлекали к себе внимание учёных разных времён. Они обсуждалась мыслителями  античности (Платон, Аристотель), эпохи  Возрождения (Т. Мор, Н. Макиавелли), Нового времени (Б. Спиноза, Дж. Локк, Вольтер, И. Кант, Г. Гегель) и т.д. В настоящее  время тема политического становления  личности носит полидисциплинарный характер. Её различные аспекты активно  разрабатываются в рамках философии, политологии, социологии, педагогики, психологии.

Различные аспекты политической социализации рассматриваются в работах как  отечественных, так и зарубежных авторов. Объектом внимания исследователей становятся природа и механизмы  этого процесса (Н. Lasswell,; J. Adelson, R. Inglehart, Almond, S. Verba, 1980 и др.), возрастная периодизация политической социализации (Ю.В. Ирхин, 1993; Е.Б. Шестопал, 1988, 1996; D. Easton, J. Dennis, 1969; R.W. Connel, 1970 и др.), условия, от которых  зависит успешное вхождение ребенка  в мир политики.

Цель исследования – изучить  роль школы в политической социализации.

Объект исследования – политическая социализация.

Предмет исследования – школа как  институт политической социализации.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать  научную теоретическую литературу  по теме исследования.

2. Уточнить  задачи, факторы, этапы   политической социализации.

3.  Исследовать школу как   агента социализации.

4. Выявить влияние школы в  политической социализации.

Методы исследования – источниковедческий анализ.

Структура исследования – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования

1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации

 

Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это  знание приобретается и проверяется  ими на протяжении всей жизни. Процесс  приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям  называется социализацией3.

Политическая социализация – процесс  усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор  в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического  опыта происходит постоянное видоизменение  или упрочение соответствующих  позиций и деятельности индивидуума4.

Политическая социализация представляет собой становление политического  сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой  стране и при любых формах правления.

Основные задачи процесса политической социализации5:

– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;

– создание благоприятных условий  для накопления членами сообщества необходимого политического опыта  для политической деятельности и  творчества всех желающих;

– преобразование соответствующих  элементов политической культуры как  необходимое условие изменений.

Факторы, влияющие на процесс политической социализации:

– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);

– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);

– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);

– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;

– культура, наука, искусство;

– национальные традиции.

Тем не менее, преобладание в народе или социальной группе тех или  иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий  выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой  тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью  норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Выделяют следующие типы политической социализации6:

– гармонический – порождающий  рациональное и уважительное отношение  к правопорядку, государству, гражданским  обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся  негативным отношением человека к любым  социальным и политическим системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий  о признании человеком равноправия  с другими гражданами и характеризующий  его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

До 90-х годов XX в. в советской  России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный  с противопоставлением ценностей  коммунизма и капитализма. Была создана  система политической социализации, позволявшая контролировать процесс  трансляции по¬литических целей  КПСС во внутреннюю структуру личности начиная с детских лет и  кончая взрослой жизнью. Все институты  социализации (семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, КПСС) представляли собой  механизмы единой системы политического  воспитания. Однако, несмотря на возможности  всеобщего контроля за процессом  социализации, приобретение черт политической субъективности определенными социальными  группами происходило на основании  либеральных ценностей, отличных от коммунистических. К таким группам  можно отнести часть творческой интеллигенции, достаточно многочисленные группы работников внутренней и внешней  торговли, дипломатов и т.д.7

Крушение политической монополии  КПСС и коммунистической идеологии  в начале 1990-х годов привело  к ликвидации прежней системы  политической социализации. Российское общество вступило в переходное состояние8:

  • старая система ценностей оказалась дискредитированной (хотя на нее ориентировались значительные группы населения);
  • либеральные политические ценности еще не были востребованы широкими слоями общества;
  • прежние агенты политической социализации стали исповедовать различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные.

Отсутствие целостной системы  политической социализации привело  к тому, что политические позиции  личности стали обусловливаться  ее экономическим положением, а не влиянием партий, лидеров, газет, телевидения  и т.д. Поэтому наиболее мощным фактором оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида.

Следовательно, общества, переходящие  от тоталитаризма к демократии, характеризуются  противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации:

  • с одной стороны, демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур;
  • с другой стороны, нарастает политическая апатия, отчуждение, неверие как реакция личности на падение жизненного уровня, крушение идеалов.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная  и вторичная)9.

Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и  установок.

Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего  детского опыта, непосредственного  окружения личности на формируемые  политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению  к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к  политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

В процессе социализации участвуют  и взаимодействуют между собой  несколько субъектов:

  • социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации;
  • агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.);
  • агенты социализации (социализаторы), или непосредственные «проводники» социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).10

Агентуры могут быть специальными (органы государства, политическое образование  в учебных заведениях, политические партии, средства массовой информации, их цель – социализировать личность политически) и неспециальными (семья, школа, окружение, которые не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида).

Становится очевидным, что основными  факторами политической социализации являются:

  • внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);
  • социальная среда, как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);
  • биогенетические и психологические особенности индивида и его социальный статус.

1.2. Этапы политической  социализации

 

 Социализация вообще, политическая  социализация в частности, имеет  конкретно-исторический характер  и является результатом взаимодействия  социально-экономических, социокультурных,  психологических и других факторов. Процесс политической социализации  продолжается в течение всей  жизни человека. Политические ценности, традиции, образцы поведения и  другие элементы политической  культуры усваиваются индивидом  непрерывно. Воспринимая одни идеи  и навыки, индивид одновременно  может терять другие. Поэтому  уровень политической социализации  синдивида не может оставаться  неизменным11.

В процессе социализации индивида выделяют четыре основных стадии:

1) раннюю (от рождения до поступления  в школу);

2) обучение (с момента вступления  в школы до окончания обучения);

3) социальную зрелость (от начала  до окончания трудовой деятельности);

4) завершение жизненного цикла  (от прекращения постоянной трудовой  деятельности в пределах официальной  организации к смерти).

 На каждом из этих этапов  набор политических знаний, умений  и навыков индивида зависит  как от его субъективного состояния  и выполняемых в политике ролей,  так и от деятельности соответствующих  общественных институтов.

Институты социализации – это система  специально созданных или таких, которые сложились естественно, учреждений и органов, функционирование которых направлено на развитие индивидов, прежде всего путем образования  и воспитания12.

К первой группе институтов социализации принадлежат институты ранней социализации, ориентированные на первичное развитие природных свойств человека. В  эту группу входят семья и дошкольные детские учреждения.

Информация о работе Роль школы в политической социализации