Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа
Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.
Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27
Содержание
Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие,
задачи, факторы политической
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27
Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.)1.
Особую актуальность исследованию
роли школы в качестве института
политической социализации придает
положение школы в
Особенность политической социализации
в период социальной трансформации
заключается в том, что она
происходит не столько по вертикали,
когда осуществляется передача норм
и ценностей от старшего поколения
к младшему, сколько по горизонтали.
Цель процесса политической социализации
в школе – не только усвоение
учащимися политических норм и ценностей
общества, но и формирование их как
активных членов данного общества,
способных выполнять
Роль такого общественного института
как школы в процессе политической
социализации изучали Л.Я. Гозман, О.С.
Коршунова, B.C. Собкин , И.Д. Фрумин , Н. Entwistle,
А. Morrison, D. Mclntyre, С. Hahn и др. Однако, несмотря
на обилие исследований, на сегодняшний
день недостаточно изучен вопрос о
факторах, определяющих успешное протекание
политической социализации в школе.
Потенциальные возможности
Вопросы, связанные с политическим становлением подрастающего поколения, привлекали к себе внимание учёных разных времён. Они обсуждалась мыслителями античности (Платон, Аристотель), эпохи Возрождения (Т. Мор, Н. Макиавелли), Нового времени (Б. Спиноза, Дж. Локк, Вольтер, И. Кант, Г. Гегель) и т.д. В настоящее время тема политического становления личности носит полидисциплинарный характер. Её различные аспекты активно разрабатываются в рамках философии, политологии, социологии, педагогики, психологии.
Различные аспекты политической социализации рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Объектом внимания исследователей становятся природа и механизмы этого процесса (Н. Lasswell,; J. Adelson, R. Inglehart, Almond, S. Verba, 1980 и др.), возрастная периодизация политической социализации (Ю.В. Ирхин, 1993; Е.Б. Шестопал, 1988, 1996; D. Easton, J. Dennis, 1969; R.W. Connel, 1970 и др.), условия, от которых зависит успешное вхождение ребенка в мир политики.
Цель исследования – изучить роль школы в политической социализации.
Объект исследования – политическая социализация.
Предмет исследования – школа как институт политической социализации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
научную теоретическую
2. Уточнить задачи, факторы, этапы политической социализации.
3. Исследовать школу как агента социализации.
4. Выявить влияние школы в политической социализации.
Методы исследования – источниковедческий анализ.
Структура исследования – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией3.
Политическая социализация – процесс
усвоения определенных политических знаний,
ценностей и норм, передачи и приобретения
политического опыта, накопленного
предшествующими поколениями
Политическая социализация представляет
собой становление
Основные задачи процесса политической социализации5:
– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;
– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;
– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.
Факторы, влияющие на процесс политической социализации:
– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);
– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);
– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);
– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;
– культура, наука, искусство;
– национальные традиции.
Тем не менее, преобладание в народе
или социальной группе тех или
иных политических ценностей и ориентаций
не ведет к однообразию
Выделяют следующие типы политической социализации6:
– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
– плюралистский –
До 90-х годов XX в. в советской
России доминировал гегемонистский
тип политической социализации, связанный
с противопоставлением
Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идеологии в начале 1990-х годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество вступило в переходное состояние8:
Отсутствие целостной системы политической социализации привело к тому, что политические позиции личности стали обусловливаться ее экономическим положением, а не влиянием партий, лидеров, газет, телевидения и т.д. Поэтому наиболее мощным фактором оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида.
Следовательно, общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации:
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная)9.
Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и установок.
Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов:
Агентуры могут быть специальными (органы государства, политическое образование в учебных заведениях, политические партии, средства массовой информации, их цель – социализировать личность политически) и неспециальными (семья, школа, окружение, которые не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида).
Становится очевидным, что основными факторами политической социализации являются:
Социализация вообще, политическая
социализация в частности,
В процессе социализации индивида выделяют четыре основных стадии:
1) раннюю (от рождения до поступления в школу);
2) обучение (с момента вступления
в школы до окончания обучения)
3) социальную зрелость (от начала
до окончания трудовой
4) завершение жизненного цикла
(от прекращения постоянной
На каждом из этих этапов
набор политических знаний, умений
и навыков индивида зависит
как от его субъективного
Институты социализации – это система специально созданных или таких, которые сложились естественно, учреждений и органов, функционирование которых направлено на развитие индивидов, прежде всего путем образования и воспитания12.
К первой группе институтов социализации принадлежат институты ранней социализации, ориентированные на первичное развитие природных свойств человека. В эту группу входят семья и дошкольные детские учреждения.