Роль школы в политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа, политическая социализация.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

 Модель политической социализации  в школе включает широкий арсенал  методов:

    • изучение социально-политических дисциплин,
    • политические праздники и конкурсы,
    • школьные парламенты,
    • военно-спортивные игры,
    • политинформации

 и инструментов

    • школьные учебники,
    • средства пропаганды государственной символики,

позволяющих социализировать детей  через механизмы ориентации, идентификации, коммуникации, усвоение ролей и стереотипов  поведения, аверсивный контроль.

Динамичному развитию процессов политической социализации в современной российской школе способствуют возвращение  интереса государства к проблематике гражданского и патриотического  воспитания молодежи, активная позиция  региональных властей, введение курсов граждановедения и обществознания, способствующих формированию гражданской  идентичности подрастающего поколения, активизация деятельности молодежных общественно-политических организаций. Существенными проблемами для успешной политической социализации в школе  являются отсутствие национальной идеологии, деструктивное стихийное воздействие  таких факторов, как СМИ и молодежные субкультуры.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать выводы.

Политическая социализация – это  процесс усвоения человеком правил политических институциональных отношений, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации  к политической системе и для  выполнения различных видов политической деятельности. в ходе политической социализации у человека складываются знания о политике, формируются навыки и умения исполнения политических ролей, т.е. у него складываются ясные представления  о том, что требуется от него как  от гражданина или подданного, избирателя, налогоплательщика, депутата, члена  политической партии и т.д., какими правами  он будет обладать или займет ту или иную позицию в политической статусной иерархии, какие на него будут возложены обязанности. Кроме  того, в политической социализации у человека складываются определенные ценностные предпочтения и представления  о мире политики, которые влияют на его стремления, определяют политический выбор, намерение поддерживать ту или  иную партию или дистанцироваться от активной политической борьбы.

Политическая социализация имеет  исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает  каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее.

С началом школьного обучения начинается новая стадия политической социализации. В любой политической системе (авторитарной или демократической) школа является одним из важнейших институтов политического  воздействия на будущих граждан. Через учителей и учебники, детские  и юношеские политические организации, через неформальные объединения  и другие факторы ребенок приобщается  как к официальным, так и к  оппозиционным политическим идеям.

Понятие «политическая социализация»  шире, чем понятия политического  воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также  собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического  мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые  отвечают его внутренним предпочтениям  и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек  обладает возможностью встречного воздействия  на социализирующую его систему  и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия»  системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы  друг к другу.

 

 

Литература

 

  1. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. – Ростов-на-Дону, 2008.- 278 с.
  2. Брицкий Г.О. Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян/ Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2000. – 21с.
  3. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005. С.123.
  4. Зайцева И.А. Политическая социализация в школе: актуальная проблема или анахронизм? // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс]. Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3696 (дата обращения: 26.03.2013).
  5. Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России/Автореф. кан. социол. наук. М., 2003. – 21с.
  6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования (Социс). – 2003. -№1.- С. 109-115.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
  8. Ольшанский, Д. Основы политической психологии: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Д. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/
  9. Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С.138.
  10. Политология (теория и история политической науки). // Электронная он-лайн библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banauka.ru/2358.html
  11. Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – 535 с.
  12. Политология: Хрестоматия / Составитель профессор М.А. Василик, доцент М.С. Вершинин. -- М.: Гардарики, 2005. -- 843 с.
  13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. – 380 с.
  14. Ромул P.P. К проблеме социализации молодёжи в политических организациях и партийной системе современной РФ // Новые тенденции в политической жизни России: Материалы Ш Международной научно-практической конференции. М., 2006. – С. 120-129.
  15. Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74

1 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72.

2 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005. С.123.

3 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74

4 Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С.138.

5 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. С. 43.

6 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005. С.123.

7 Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С.138.

8 Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С. 140.

9 Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России/Автореф. кан. социол. наук. М., 2003. С. 13.

10 Ольшанский, Д. Основы политической психологии: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Д. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/.

11 Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России/Автореф. кан. социол. наук. М., 2003. С. 15-16.

12 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74

13 Ольшанский, Д. Основы политической психологии: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Д. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/.

14 Ромул P.P. К проблеме социализации молодёжи в политических организациях и партийной системе современной РФ // Новые тенденции в политической жизни России: Материалы Ш Международной научно-практической конференции. М., 2006. – С. 120-122.

15 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования (Социс). – 2003. -№1.- С. 109-110.

16 Политология (теория и история политической науки). // Электронная он-лайн библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banauka.ru/2358.html.

17 Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. С. 433-435.

18 Ромул P.P. К проблеме социализации молодёжи в политических организациях и партийной системе современной РФ // Новые тенденции в политической жизни России: Материалы Ш Международной научно-практической конференции. М., 2006. – С. 125.

19 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74

20 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С. 75.

21 Зайцева И.А. Политическая социализация в школе: актуальная проблема или анахронизм? // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс]. Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3696 (дата обращения: 26.03.2013).

22 Зайцева И.А. Политическая социализация в школе: актуальная проблема или анахронизм? // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс]. Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3696 (дата обращения: 26.03.2013).

23 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 55.

24 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 57.

25 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования (Социс). – 2003. -№1.- С. 109-115.

26 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74

27 Зайцева И.А. Политическая социализация в школе: актуальная проблема или анахронизм? // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс]. Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3696 (дата обращения: 26.03.2013).

28 Зайцева И.А. Политическая социализация в школе: актуальная проблема или анахронизм? // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс]. Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3696 (дата обращения: 26.03.2013).

29 Там же.

30 Там же.


 



Информация о работе Роль школы в политической социализации