Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа
Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.
Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27
Модель политической
и инструментов
позволяющих социализировать детей через механизмы ориентации, идентификации, коммуникации, усвоение ролей и стереотипов поведения, аверсивный контроль.
Динамичному развитию процессов политической
социализации в современной российской
школе способствуют возвращение
интереса государства к проблематике
гражданского и патриотического
воспитания молодежи, активная позиция
региональных властей, введение курсов
граждановедения и
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать выводы.
Политическая социализация – это
процесс усвоения человеком правил
политических институциональных отношений,
норм и ценностей политической культуры,
способствующих формированию у него
необходимых качеств для
Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее.
С началом школьного обучения начинается новая стадия политической социализации. В любой политической системе (авторитарной или демократической) школа является одним из важнейших институтов политического воздействия на будущих граждан. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические организации, через неформальные объединения и другие факторы ребенок приобщается как к официальным, так и к оппозиционным политическим идеям.
Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
1 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72.
2 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005. С.123.
3 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74
4 Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С.138.
5 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. С. 43.
6 Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005. С.123.
7 Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С.138.
8 Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. С. 140.
9 Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России/Автореф. кан. социол. наук. М., 2003. С. 13.
10 Ольшанский,
Д. Основы политической психологии: учебное
пособие для вузов [Электронный ресурс]
/ Д. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая
книга, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/
11 Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России/Автореф. кан. социол. наук. М., 2003. С. 15-16.
12 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74
13 Ольшанский,
Д. Основы политической психологии: учебное
пособие для вузов [Электронный ресурс]
/ Д. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая
книга, 2001. – Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/
14 Ромул P.P. К проблеме социализации молодёжи в политических организациях и партийной системе современной РФ // Новые тенденции в политической жизни России: Материалы Ш Международной научно-практической конференции. М., 2006. – С. 120-122.
15 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования (Социс). – 2003. -№1.- С. 109-110.
16 Политология (теория и история политической науки). // Электронная он-лайн библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banauka.ru/2358.html.
17 Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. С. 433-435.
18 Ромул P.P. К проблеме социализации молодёжи в политических организациях и партийной системе современной РФ // Новые тенденции в политической жизни России: Материалы Ш Международной научно-практической конференции. М., 2006. – С. 125.
19 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74
20 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С. 75.
21 Зайцева
И.А. Политическая социализация в школе:
актуальная проблема или анахронизм? //
Современные наукоемкие технологии. –
2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс].
Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=
22
Зайцева И.А. Политическая социализация
в школе: актуальная проблема или анахронизм?
// Современные наукоемкие технологии.
– 2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс].
Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=
23 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 55.
24 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 57.
25 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования (Социс). – 2003. -№1.- С. 109-115.
26 Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: I достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания.2001. №2. – С.72-74
27 Зайцева
И.А. Политическая социализация в школе:
актуальная проблема или анахронизм? //
Современные наукоемкие технологии. –
2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс].
Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=
28 Зайцева
И.А. Политическая социализация в школе:
актуальная проблема или анахронизм? //
Современные наукоемкие технологии. –
2005. – № 1 – С. 82-84 [Электронный ресурс].
Режим доступа www.rae.ru/snt/?section=
29 Там же.
30 Там же.