Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа
Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.
Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27
Вторую группу институтов социализации составляют институты обучения, которые влияют на индивида в возрасте от 6-7 до 18-25 лет.
Третью группу образуют институты, которые влияют на индивида в период его социальной зрелости. Это трудовые коллективы, политические партии, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Рассмотрим процесс политической социализации подробнее.
Политический мир ребенка
Важнейшими для политической социализации личности является ее детские и юношеские годы. Приобретенный в детстве опыт имеет определяющее влияние на формирование личности, ее политические ориентации. В детские и юношеские годы большое влияние на социализацию личности имеют ее социальное происхождение и окружения.
Первичная социализация личности происходит
в семье, где закладываются основы
его политических взглядов и предпочтений.
Родители и старшие члены семьи
передают ребенку не только определенные
политические знания и взгляды, но и
примеры политического
Если влияние семьи совпадает с действием других факторов политической социализации, то процесс социализации развивается гармонично. И наоборот, отклонения воздействий таит в себе зародыш конфликтов, угрозу неприспособленности лица к политическому окружению.
Важным объективным условием существования
человека и фактором ее социализации
является социальное окружение. По мере
взросления подростка сила семейного
влияния ослабляется, зато возрастает
значение окружения, которым является
группа ровесников. Она создает возможность
не только для усвоения и выражения
чужих, как это происходит в семье,
но и для формирования и выражения
собственных взглядов путем сравнения
их с взглядами других. В группе
сверстников оказываются и
Вступая в самостоятельную жизнь,
индивид испытывает влияния многочисленных
объективных условий, среди которых
главную роль играет его социальное
положение. Прежде всего, это его
принадлежность тех или иных социальных
общностей и связанные с ней
материальное положение, стиль жизни,
нормы поведения и т.п. Если социальное
положение не претерпит существенных
изменений в течение жизни, то
есть соответствует социальному
происхождению и окружению в
детские и юношеские годы, то происходит
закрепление ранее
Итак, определяющими факторами
политической социализации на разных
этапах формирования и развития личности
является ее социальное происхождение,
окружение и социальное положение.
Значительное непосредственное влияние
на политическую социализацию лица осуществляют
политические институты – государство,
политические парты, общественно-политические
организации. Государство влияет на
процесс социализации через дошкольные
воспитательные учреждения, среднюю
и высшую школу, армию, средства массовой
информации. Она также способствует
развитию и функционированию таких
важных факторов политической социализации,
как молодежные организации, литература
и искусство. Официальное политическое
образование имеет целью
Политические партии, в свою очередь, стремятся влиять на процесс политической социализации личности в интересах тех общностей, которые они представляют. Они создают молодежные организации партий, подконтрольные им средства массовой информации, поддерживают те или иные общественные организации, подчиняя их своему влиянию, и т.д.16
Важную роль в политической социализации
играют правовые нормы. Они определяют
правовой статус лица, наделяют участников
правоотношений конкретными правами
и обязанностями, предусматривают
привлечение к юридической
Таким образом, политическая культура
играет чрезвычайно важную роль в
политической жизни общества. Она
охватывает всю совокупность отношений,
складывающихся между участниками
политического процесса, влияет на
формы организации
Основной особенностью политической
культуры переходного общества, которым
выступает и современное
Главная задача формирования нового
типа политической культуры украинского
общества заключается в том, чтобы
сформировать демократическую политическую
культуру, преодолевая, с одной стороны,
стереотипы тоталитарного мышления
и поведения, а с другой – крайности
буржуазного эгоизма и
Процесс социализации реализуется
через систему определенных социальных
институтов, призванных корректировать
формирование социальных качеств личности
в соответствии с общественно
значимыми ценностями, ограничивать
или активизировать воздействие
каких-то факторов. В связи с утратой
старых социальных институтов необходима
выработка новых технологий социализации,
внедрение которых
Понятие «школа» используется в нескольких значениях:
Школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение и постижение себя и мира. Школа в переводе с латинского (schola) – «лестница», «восхождение». Смысловым ядром является не место действия, а процесс развития человека, его органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с самим собой. Такая трактовка подразумевает динамическое развитие ребенка, обретение им своего «Я», восхождение личности к духовно-нравственным ценностям человеческого бытия20;
Школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. Школу можно рассматривать как открытую социуму систему, результат взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи;
Школа как искусственная социальная
организация, звено общественно-
Школа – специфическая социальная организация, поскольку:
Подлинные результаты работы школы
можно оценить лишь через длительное
время после окончания
Школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
Учителя имеют в школе реальную автономию;
Ученики как члены организации имеют особый, временный статус;
Основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда22.
Социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;
Школа является изначально внутренне конфликтным институтом.
Выступая результатом
В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В.Мудриком23:
1. психологические и социально-
2. социально-педагогические
Школьная социализация связана
с длительностью и
Традиционная организация
Школа выступает для ребенка
первой и основной моделью социального
мира. Именно школьный опыт помогает осваивать
те законы, по которым живет взрослый
мир, способы существования в
границах этих законов (различные социальные
роли, межличностные отношения и
др.). Передача происходит не только и
не столько на уроках и классных
часах, через публичные выступления
и задушевные разговоры учителей,
сколько всей атмосферой жизни школы,
нормами, по которым она живет. Только
при взаимном соответствии содержания
школьной жизни (связанной с тем,
как коллектив учителей понимает
цели образования вообще, своей школы
и проч.) и выбранных организационных
форм можно говорить об осознанном
подходе к школе как к