Роль школы в политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа, политическая социализация.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Вторую группу институтов социализации составляют институты обучения, которые  влияют на индивида в возрасте от 6-7 до 18-25 лет.

Третью группу образуют институты, которые влияют на индивида в период его социальной зрелости. Это трудовые коллективы, политические партии, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Рассмотрим процесс политической социализации подробнее.

Политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как  он идет в школу, самое значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственно политическое «Я» в основном состоит до 18 лет, подъем политической активности наблюдается в ранней взрослости, доля участия в голосовании, а также идентификации с политическими  партиями и движениями повышается в  возрасте 20-30 лет, после чего либо еще  более возрастает, или начинает заметно  спадать13.

Важнейшими для политической социализации личности является ее детские и юношеские  годы. Приобретенный в детстве  опыт имеет определяющее влияние  на формирование личности, ее политические ориентации. В детские и юношеские  годы большое влияние на социализацию личности имеют ее социальное происхождение  и окружения.

Первичная социализация личности происходит в семье, где закладываются основы его политических взглядов и предпочтений. Родители и старшие члены семьи  передают ребенку не только определенные политические знания и взгляды, но и  примеры политического поведения. Семейное влияние в значительной мере зависит от социальной принадлежности родителей и места социальных общностей, к которым они принадлежат, в общественной иерархии, от уровня жизни семьи, степени осознания  взрослыми членами семьи своего реального общественного положения  и пути его изменения. Он играет важную роль в формировании таких важных для политической деятельности черт личности, как способность к согласованных  действий, умение обсуждать спорные  вопросы, находить в них согласия, наличие или отсутствие агрессивных  тенденций и т.д.14

Если влияние семьи совпадает  с действием других факторов политической социализации, то процесс социализации развивается гармонично. И наоборот, отклонения воздействий таит в себе зародыш конфликтов, угрозу неприспособленности  лица к политическому окружению.

Важным объективным условием существования  человека и фактором ее социализации является социальное окружение. По мере взросления подростка сила семейного  влияния ослабляется, зато возрастает значение окружения, которым является группа ровесников. Она создает возможность  не только для усвоения и выражения  чужих, как это происходит в семье, но и для формирования и выражения  собственных взглядов путем сравнения  их с взглядами других. В группе сверстников оказываются и усваиваются  иерархия отношений и нормы солидарности, в том числе за примерами поведения, заимствованными у взрослых15.

Вступая в самостоятельную жизнь, индивид испытывает влияния многочисленных объективных условий, среди которых  главную роль играет его социальное положение. Прежде всего, это его  принадлежность тех или иных социальных общностей и связанные с ней  материальное положение, стиль жизни, нормы поведения и т.п. Если социальное положение не претерпит существенных изменений в течение жизни, то есть соответствует социальному  происхождению и окружению в  детские и юношеские годы, то происходит закрепление ранее приобретенных  стереотипов политического сознания и поведения. Несоответствие между  приобретенным социальным положением и социальным происхождением приводит к изменению политической культуры.

Итак, определяющими факторами  политической социализации на разных этапах формирования и развития личности является ее социальное происхождение, окружение и социальное положение. Значительное непосредственное влияние  на политическую социализацию лица осуществляют политические институты – государство, политические парты, общественно-политические организации. Государство влияет на процесс социализации через дошкольные воспитательные учреждения, среднюю  и высшую школу, армию, средства массовой информации. Она также способствует развитию и функционированию таких  важных факторов политической социализации, как молодежные организации, литература и искусство. Официальное политическое образование имеет целью создания благоприятных условий для принятия людьми существующей общественно-политической системы и ее ценностей. Школы  и другие учебно-воспитательные заведения, средства искусства призваны передавать от поколения к поколению существующие социальные и политические отношения, ценности и нормы поведения.

Политические партии, в свою очередь, стремятся влиять на процесс политической социализации личности в интересах  тех общностей, которые они представляют. Они создают молодежные организации  партий, подконтрольные им средства массовой информации, поддерживают те или иные общественные организации, подчиняя их своему влиянию, и т.д.16

Важную роль в политической социализации играют правовые нормы. Они определяют правовой статус лица, наделяют участников правоотношений конкретными правами  и обязанностями, предусматривают  привлечение к юридической ответственности  лиц, нарушающих правопорядок, и тем  самым стимулируют установки  образцов общественно значимого  поведения. Конечно, лицо не является пассивным  объектом воздействия институтов и  средств социализации. Политическая социализация личности включает и обретения  ею опыта в результате практического  участия в политической жизни, конкретного  политического поведения.

Таким образом, политическая культура играет чрезвычайно важную роль в  политической жизни общества. Она  охватывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками  политического процесса, влияет на формы организации государственной  власти, строение ее институтов, дает возможность  регулировать отношения между государством и гражданским обществом, обеспечивает социальный консенсус. В реализации функций политической культуры особенно важное место принадлежит политическому  сознанию как ее важнейшей составляющей. Значительную роль в формировании и  функционировании политической культуры играет политическая социализация как  процесс усвоения индивидом ее норм и ценностей17.

Основной особенностью политической культуры переходного общества, которым  выступает и современное украинское общество, является сочетание в ней  элементов политических культур, характерных  для прошлого и будущего общественно-политического  строя. В отношении Украины –  это сочетание элементов социалистической (тоталитарной) и буржуазной (либерально-демократической) политической культуры со всеми их положительными и отрицательными свойствами18.

Главная задача формирования нового типа политической культуры украинского  общества заключается в том, чтобы  сформировать демократическую политическую культуру, преодолевая, с одной стороны, стереотипы тоталитарного мышления и поведения, а с другой – крайности  буржуазного эгоизма и индивидуализма. В этих условиях первостепенное значение приобретают формирования политического  сознания широких слоев населения, приобретения ими опыта и навыков  демократического политического поведения, постепенное преодоление фрагментарности  политической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль школы в политической социализации

2.1. Школа как  институт социализации

 

Процесс социализации реализуется  через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно  значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие  каких-то факторов. В связи с утратой  старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно «обрабатывать» механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как школа19.

Понятие «школа» используется в  нескольких значениях:

Школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение  и постижение себя и мира. Школа  в переводе с латинского (schola) –  «лестница», «восхождение». Смысловым  ядром является не место действия, а процесс развития человека, его  органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с  самим собой. Такая трактовка  подразумевает динамическое развитие ребенка, обретение им своего «Я», восхождение  личности к духовно-нравственным ценностям  человеческого бытия20;

Школа как социальный институт, в  процессе функционирования которого осуществляется образование. Школу можно рассматривать  как открытую социуму систему, результат  взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для  развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей  и молодежи;

Школа как искусственная социальная организация, звено общественно-государственной  системы. Школа (от греч. schole – досуг, занятие в свободное время, беседа, умственный труд) – сознательно  организованное и управляемое учреждение, которое реализует себя через  совместную деятельность созданных  групп, каждая из которых имеет свой социальный статус, социальные роли, общую  социально значимую цель21.

Школа – специфическая социальная организация, поскольку:

Подлинные результаты работы школы  можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;

Школа общественно подотчетна, обязательна  для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;

Учителя имеют в школе реальную автономию;

Ученики как члены организации  имеют особый, временный статус;

Основными компонентами социальной организации  школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения  учащихся по статусам, группам и  социальная среда22.

Социальный заказ на работу школы  интерпретируется самой школой;

Школа является изначально внутренне  конфликтным институтом.

Выступая результатом творчества людей, развиваясь и совершенствуясь  путем их осознанных целесообразных действий, школа сама активно воздействует на общественную жизнь, ее сферы и  структуры и выступает источником и фактором социальных изменений. Она  является самостоятельным микрофактором  социализации, который влияет на молодое  поколение, определенным образом унифицируя их развитие, во многом определяя не только будущие профессиональные возможности  молодых людей, но и их личностные качества.

В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В.Мудриком23:

1. психологические и социально-психологические  механизмы социализации, такие как:

  • импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него важных объектов;
  • экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми;
  • подражание – следование какому-либо образцу, примеру;
  • идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой, образцом;
  • рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам;

2. социально-педагогические механизмы  социализации, включающие в себя:

  • традиционный механизм социализации, представляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения;
  • институциональные механизмы социализации, функционирующие в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями;
  • стилизованный механизм социализации, действующий в рамках определенной субкультуры;
  • межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Школьная социализация связана  с длительностью и обязательностью  пребывания ребенка в школе, что  превращает этот этап социализации в  нормативный (обязательный).

Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество. В современной  ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и  четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей  школы такие задачи только осознаются как актуальные24.

Школа выступает для ребенка  первой и основной моделью социального  мира. Именно школьный опыт помогает осваивать  те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в  границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и  др.). Передача происходит не только и  не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления  и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы  и проч.) и выбранных организационных  форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту  социализации. Рассогласование этих составляющих может привести к разнообразным  негативным последствиям, способствовать формированию «двойной морали», отрицанию  нормативного поведения вообще, социальной апатии и др.

Информация о работе Роль школы в политической социализации