Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа
Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.
Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27
Необходимо развести две социально-психологические
задачи школы как института
В управлении процессом социального воспроизводства можно выделить пять основных элементов25:
1. внутренняя среда индивида, т.е.
моделируемое сознанием
2. первичная экоструктура
3. групповая экоструктура. Главным
действующим лицом является
4. организация (школа,
5. внешняя среда. Для индивида
это прежде всего нормативно-
Создание такой жизненной
Одной из составляющих социализации является относительно социально контролируемая социализация, т. е. воспитание. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа26.
Социальное воспитание – процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, их образования и индивидуальной помощи им.
Воспитательная организация
По совокупности автономных параметров школа:
Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:
Одну из главных ролей в политической социализации индивидов играет школа. Она, как уже было указано выше, оказывает влияние на процесс социализации через обучение, преподавание и через неформальные связи, которые там устанавливаются. В школу ребенок идет с определенным набором ролей и статусов. И здесь важна преемственность. Сильные расхождения и противоречия между процессами социализации в семье и школе могут тяжело отразиться на личности ребенка.
Если в семье он центр внимания и почета, то в школе этого просто может не быть. Если в семье ребенку говорят одно, а в школе другое, то появляется опасность политической и социальной дезорганизации неокрепшей души.
Любое государство независимо от того,
создано ли оно в результате революционного
переворота, достигло ли независимости
в ходе национально-освободительного
движения или путем реформ восстанавливает
некогда утраченную политическую систему,
первейшей своей задачей, как
правило, ставит воспитание своих граждан
на идее национального единства. Система
государственного образования и
просвещения является наиболее существенным
средством политической социализации
разрозненных групп, поскольку в
сферу их деятельности вовлечено
очень большое число людей. Кроме
того, семья по определению не в
состоянии реализовать
Школа – это институт, через
который власти имеют возможность
осуществлять политическую социализацию
целенаправленно, определяя политическое
содержание образования и подбирая
учителей, которые защищали бы официальные
политические и внушали бы необходимость
подчинения властям. В школах по всему
свету дети на торжественных мероприятиях
салютуют государственному флагу своей
страны, исполняют национальные гимны,
приобщаясь к чувству общности через
отношение к национальным символам.
Естественно, что сторонники государственной
системы образования
Бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе преданности Родине, народу. Следует отметить и существование «неформального» обучения школьников политическим ценностям. Это так называемая внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Ученые полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического участия в будущем.
В то же время, исследования,
проведенные в ряде школ
– чем выше образовательный
уровень родителей, тем чаще
ученик участвует во
– чем больше ученик
– чем больше ученик
– чем выше его социальная
ответственность, тем более
Школа не только дополняет, но и в
чем-то может перестраивать
В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям30.
Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан.
Во-вторых, латентная, опосредованная.
Место школы в процессе политической
социализации личности в значительной
степени определяется характером политической
системы общества. Американская школа,
например, воспитывает молодых
В системе школьного образования введено много курсов, в которых излагаются основы права, политологии, социологии, психологии, уделяется внимание государственному и политическому устройству РФ и т. д. Вопрос лишь в том, нужно ли это самим детям, воспринимают ли они это как «посещение уроков по данной дисциплине» или как информацию, которая поможет им разобраться в реальной обстановке и найти собственное мнение. Поэтому именно в школе особенно важно доказать учащимся, что от их мнения, гражданской позиции зависит их будущее, будущее каждого гражданина и всей страны в целом.
В начальной школе дети продолжают
знакомство с системой власти, которая
предоставлена самой
Перед учителями обществоведения,
политологии стоит трудная
Проблема влияния на политическое
развитие детей и молодёжи исключительно
острая, дискуссионная и выходит
далеко за рамки чисто педагогической
сферы, так как связана с
Итак, школа – важнейший институт
политической социализации, что обусловлено
ее положением в государственной
структуре, возможностью сочетания
максимального количества факторов
направленного, латентного и стихийного
воздействия на формирование политических
приоритетов молодежи. Основная роль
школы в процессе политической социализации
заключается в формировании условий
для усвоения подрастаюшим поколением
базовых политических норм и установок
политического поведения в
На формирование модели