Роль школы в политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Политологи и социологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и образовательные институты (школа, вуз и т.д.) .
Особую актуальность исследованию роли школы в качестве института политической социализации придает положение школы в государственной структуре, при котором она может использовать помощь государственных и общественных организаций, возможность целенаправленного социализирующего воздействия на учащегося и окружающую его среду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Политическая социализация – этапы формирования 5
1.1. Понятие, задачи, факторы политической социализации 5
1.2. Этапы политической социализации 9
Глава 2. Роль школы в политической социализации 14
2.1. Школа как институт социализации 14
2.2. Влияние и роль школы в политической социализации 20
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа, политическая социализация.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Необходимо развести две социально-психологические  задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися нормативного поведения, вторая – построение собственной  позиции, своего отношения к усваиваемым  нормам и ценностям. На первый взгляд эти две задачи взаимоисключают  друг друга. Однако это не совсем так. На самом деле они лишь отражают две стороны вхождения ученика  в общество. Учащийся должен уметь  включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся  нормам и правилам, но в то же время  очень важной выступает позиция  сравнения существующих нормативных  систем и построение своей собственной  жизненной позиции. Не углубляясь в  психолого-педагогические тонкости, отметим, что одним из следствий наших  рассуждений является требование создания для учеников условий обязательного  сравнения различных жизненных  позиций (ценностных систем) и реального  их выбора.

В управлении процессом социального  воспроизводства можно выделить пять основных элементов25:

1. внутренняя среда индивида, т.е.  моделируемое сознанием представление  о «своей» среде, ее совокупный  образ. Можно сказать, что это  мысленная модель жизненной среды  индивида, ее некоторая нормативная  концепция. Основа этой модели  – ядро жизненно-важных ценностей  плюс представление о способах (ресурсах) их реализации;

2. первичная экоструктура индивида, т.е. его необходимое жизненное  пространство, собственная «персонализированная»  среда обитания. Степень ее субъективности  очень высокая, контакты постоянны,  носят личностный и часто интимный  характер, основа организации –  семейно-групповые ценности и  нормы;

3. групповая экоструктура. Главным  действующим лицом является неформальное  объединение (группа). Это – среда  сообщества, возникающая на основе  общности целей и увеличенных  ресурсных возможностей, создаваемых  внутригрупповым разделением труда.  Степень субъективности этой  среды в целом высокая, однако  зависит от статуса индивида  в группе, который регламентирует  и доступ к ресурсам;

4. организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного,  формального. Здесь индивида окружают  ролевые ожидания, возникающие на  основе организационных установлений (норм, правил, предписаний);

5. внешняя среда. Для индивида  это прежде всего нормативно-ценностный  фон, т.е. нормы-рамки, а также  нормы-цели, т.е. общественные ориентиры  и идеалы. Это – объективная,  но подчиняемая желаниям и  действиям индивида среда.

Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству  нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной  цели потребует прежде всего изменений  в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, чтобы выдвинуть проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства  в разряд центральных ключевых проблем  реформ. Подчеркнем еще раз: именно от формирования человеческих качеств  зависит перевод социальной системы  на «рельсы» социального развития. Надлежащие принципы организации жизненной  среды – важное средство социализации личности учащихся.

Одной из составляющих социализации является относительно социально контролируемая социализация, т. е. воспитание. Специально создаваемые государственные и  негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп  населения, он называет воспитательными  организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного  образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и  т.п., относится и школа26.

Социальное воспитание – процесс  относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности  человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для  общества, в котором он живет.

Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в  процессе планомерного создания условий  для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых  субъектов в трех взаимосвязанных  и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю  взаимодействия процессах: организации  социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, их образования  и индивидуальной помощи им.

Воспитательная организация имеет  все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную  власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами  организации.

По совокупности автономных параметров школа:

  • обязательная воспитательная организация (по принципу вхождения человека в нее);
  • государственная, негосударственная, частная, конфессиональная (по юридическому статусу);
  • муниципальная (по ведомственной принадлежности);
  • открытая (по степени открытости–закрытости);
  • постоянная (по длительности функционирования);
  • разновозрастная с внутренней структурой, традиционно предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному составу)27.

Ведущими функциями школы как  воспитательной организации являются:

  • культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных; образованных, социально зрелых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков – получения знаний, трудовых и т.п.);
  • регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);
  • коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);
  • организационно-управленческая;
  • социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);
  • производственно-экономическая;
  • общественно-политическая

2.2. Влияние и  роль школы в политической  социализации

 

Одну из главных ролей в политической социализации индивидов играет школа. Она, как уже было указано выше, оказывает влияние на процесс  социализации через обучение, преподавание и через неформальные связи, которые  там устанавливаются. В школу  ребенок идет с определенным набором  ролей и статусов. И здесь важна  преемственность. Сильные расхождения  и противоречия между процессами социализации в семье и школе  могут тяжело отразиться на личности ребенка.

Если в семье он центр внимания и почета, то в школе этого просто может не быть. Если в семье ребенку  говорят одно, а в школе другое, то появляется опасность политической и социальной дезорганизации неокрепшей души.

Любое государство независимо от того, создано ли оно в результате революционного переворота, достигло ли независимости  в ходе национально-освободительного движения или путем реформ восстанавливает  некогда утраченную политическую систему, первейшей своей задачей, как  правило, ставит воспитание своих граждан  на идее национального единства. Система  государственного образования и  просвещения является наиболее существенным средством политической социализации разрозненных групп, поскольку в  сферу их деятельности вовлечено  очень большое число людей. Кроме  того, семья по определению не в  состоянии реализовать общественно  значимую функцию интеграции и объединения.

Школа – это институт, через  который власти имеют возможность  осуществлять политическую социализацию целенаправленно, определяя политическое содержание образования и подбирая учителей, которые защищали бы официальные  политические и внушали бы необходимость  подчинения властям. В школах по всему  свету дети на торжественных мероприятиях салютуют государственному флагу своей  страны, исполняют национальные гимны, приобщаясь к чувству общности через  отношение к национальным символам. Естественно, что сторонники государственной  системы образования подчеркивают ее значимость для воспитания чувства  гражданственности и взаимной ответственности  человека и общества28.

Бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения  в духе преданности Родине, народу. Следует отметить и существование  «неформального» обучения школьников политическим ценностям. Это так  называемая внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Ученые полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического  участия в будущем.

 В то же время, исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень  участия школьников во внеурочной  деятельности, тем развитее они  оценивают правительство, партии, гражданство и т.п. При этом  была выявлена следующая зависимость29:

 – чем выше образовательный  уровень родителей, тем чаще  ученик участвует во внеурочной  деятельности;

 – чем больше ученик участвует  в такого рода деятельности, тем  выше его сознание интегрировано  со школьной системой;

 – чем больше ученик чувствует  свое вхождение в систему школы,  тем выше его социальная вера  – ответственность;

 – чем выше его социальная  ответственность, тем более положительно  его отношение к политике.

Школа не только дополняет, но и в  чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в  семье.

В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям30.

Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах  политического устройства страны, объясняются  права и обязанности граждан.

Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев  в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются  на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет  детей в школе воспитывают  в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной  идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства  господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.

В системе школьного образования  введено много курсов, в которых  излагаются основы права, политологии, социологии, психологии, уделяется  внимание государственному и политическому  устройству РФ и т. д. Вопрос лишь в  том, нужно ли это самим детям, воспринимают ли они это как «посещение уроков по данной дисциплине» или  как информацию, которая поможет  им разобраться в реальной обстановке и найти собственное мнение. Поэтому  именно в школе особенно важно  доказать учащимся, что от их мнения, гражданской позиции зависит  их будущее, будущее каждого гражданина и всей страны в целом.

В начальной школе дети продолжают знакомство с системой власти, которая  предоставлена самой организацией учебного процесса (например, чередованием занятий и перерывов). Подобным образом  дети учатся принимать социальный порядок. В школе дети узнают о государственные  символы, национальных героев, получают уроки патриотизма. В средней  школе прямая политическая социализация осуществляется через специальные  учебные курсы (история, литература, право, обществознание), которые содержат в себе определенное политическое (идеологическое) содержание, направленное на воспитание «толерантных» граждан, востребованных этой политической системой. Наконец, много политических партий непосредственно  работают с подростками и создают  детские и молодежные объединения.

Перед учителями обществоведения, политологии стоит трудная задача – сформировать политическое сознание учащихся. Человек, не владеющий основами знаний по этим предметам, представляет собой идеальный объект для политического  манипулирования. Недостаток достоверной  информации ведёт к отчуждению общества от власти и не способствует формированию гражданских качеств личности. Трудно рассчитывать на реальные успехи в  воспитании чувства гражданского долга  и ответственности без повышения  требовательности к уровню политической культуры.

Проблема влияния на политическое развитие детей и молодёжи исключительно  острая, дискуссионная и выходит  далеко за рамки чисто педагогической сферы, так как связана с формированием  отношения к государству как  центру публичной власти и его  политике. В современных условиях необходимо искать адекватные пути развития общества, а также формы и способы  включения в процесс политической социализации педагогов, воспитателей образовательных учреждений, руководителей  и лидеров детских и молодёжных организаций, работников социальных структур.

Итак, школа – важнейший институт политической социализации, что обусловлено  ее положением в государственной  структуре, возможностью сочетания  максимального количества факторов направленного, латентного и стихийного воздействия на формирование политических приоритетов молодежи. Основная роль школы в процессе политической социализации заключается в формировании условий  для усвоения подрастаюшим поколением базовых политических норм и установок  политического поведения в обществе с целью обеспечения стабильности политической системы и ее воспроизводства.

 На формирование модели политической  социализации в школе оказывают  целенаправленное воздействие такие  внешние факторы, как политический  режим государства, политическая  культура общества, церковь. Стихийно  воздействуют на формирование  модели семья, армия, СМИ, молодежные  субкультуры. Внутренними агентами  политической социализации в  школе являются администрация,  учителя, воспитатели и классные  руководители, руководители общественных  организаций (и в зависимости  от времени и условий -священники, вожатые, попечители, шефы из трудовых  коллективов).

Информация о работе Роль школы в политической социализации