Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:21, контрольная работа
Цель исследования — разработать и научно обосновать роль социального работника в организации социальной защиты семьи. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить функциональные обязанности социального работника и стратегию его взаимодействия с семьями.
3. Выявить роль социального работника в организации социальной защиты семьи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
1.3 Организация социальной защиты семьи в России
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей
2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Студент ____________________
Адрес_________________________
группа___________________
№ зачетной книжки _____________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ____
по____________________________
Проверил______________________
за_________семест
ТЕМА: “Роль социального работника в организации социальной защиты семьи “
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы
семьи и причины их
1.3 Организация социальной защиты семьи в России
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Психолого-педагогические
особенности деятельности
2.2 Роль социального
работника в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Резкие социальные перемены, произошедшие
в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший
все стороны жизнедеятельности
общества, привели к снижению уровня
жизни большей части населения
и чрезвычайно обострили
Как социальный институт и
малая группа семья выступает
посредником между индивидуумом
и обществом в различных сферах
его жизнедеятельности и
В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и роли социального работника организации социальной защиты семьи (работы Андреева Г.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л., Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф. Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:
- семья в значительной
мере теряет свою стабильность,
о чем свидетельствует
- следствием высокой
- рост внебрачной рождаемости
детей несовершеннолетними
- увеличение количества
неполных материнских семей
Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социально ориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:
- между потребностью общества
в здоровом подрастающем
Таким образом, современные
тенденции развития семьи как
социального института и
Теоретическая не разработанность
путей разрешения названных нами
противоречий и потребности практики
в повышении эффективности
Все это и делает поставленную
нами проблему чрезвычайно острой,
требующей безотлагательного
Цель исследования — разработать
и научно обосновать роль социального
работника в организации
И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Проанализировать научно-
2. Выявить функциональные
обязанности социального
3. Выявить роль социального
работника в организации
4. Изучить опыт деятельности
социальных служб, социальных
педагогов и социальных
5. Выявить эффективность
деятельности социального
Объект исследования является социальный работник.
Предмет исследования — процесс реализации методов и приемов социальной работы по организации социальной защиты семьи.
Гипотеза исследования.
Деятельность социального
работника в организации
- если будет осуществлен системный подход к изучению роли социального работника в организации социальной защиты семьи;
- изучены и приняты
во внимание особенности
- осуществлен интегральный
подход к построению
- практически реализовано
взаимодействие различных
- если специалист социальной
работы, наряду с функциями
Методологической основой
исследования является системный и
личностно-ориентированный
Методы исследования:
- контент-анализ научной
литературы по теме
- анализ юридических документов,
составляющих законодательную
- методы изучения
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы
Семья есть основанная на браке
или кровном родстве
Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что на латинском означает «ядро». Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах[1].
Меняется само представление
о семье, сегодня семья - это не
только люди, живущие под одной
крышей. Современная тенденция во
внутрисемейной политике - создание многоядерной,
а если придерживаться латинских
терминов, то мультинуклеарной, или
мультифамильной. Такая семья, как
и в предшествующих формах, создает
собственную субкультуру, но, в отличие
от прежних форм семьи, они представляются
более открытыми для
Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.
К основным функциям семьи
относятся: поддержание биологической
непрерывности благодаря
Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно - непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.
В своем единстве перечисленные
функции представляют систему семейных
отношений, возникновение в этой
системе дисфункции, т.е. рассогласования
в их взаимодействии как целого,
приводит систему в аномальное состояние.
Игнорирование, а порой и полный
отказ семьи по тем или иным
причинам от выполнения какой-либо функции
дестабилизирует семейный образ
жизни, возникает угроза ее распада.
Семьи, социальное функционирование которых
по субъективным или объективным
причинам затруднено, характеризуются
как семьи социального риска[3]
Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 2003 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 2007 году она превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый - пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.
Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска[4].
Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты попрошайничеством, нищенствованием.
Давно стала тривиальной фраза: «семья- ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте-семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей.
Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом. Главный и основной государственный организатор этой работы - Федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные субструктуры.
Информация о работе Роль социального работника в организации социальной защиты семьи