Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования — разработать и научно обосновать роль социального работника в организации социальной защиты семьи. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить функциональные обязанности социального работника и стратегию его взаимодействия с семьями.
3. Выявить роль социального работника в организации социальной защиты семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
1.3 Организация социальной защиты семьи в России
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей
2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 52.92 Кб (Скачать файл)

Групповые формы работы –  лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во время работы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семей  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение  и педагогическую поддержку.

Взаимодействие социального  работника и семьей по формированию их социальной защиты является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам  социального работника (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Социальная работа как  важнейший раздел деятельности в  области обслуживания и организации  социальной защиты семьи в последние  годы приобретает все большую  актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению  к семьям в России проявлялась  всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с семьями, проводилась  систематически в органах и учреждениях  социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники  здравоохранения в контакте с  государственными и неправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел, органами социальной защиты и опеки, центров социального  обслуживания, муниципальных и территориальных  органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая  определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального  работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работников данной категории  расширяются их функции. При этом особенно вырисовывается специфика  деятельности социальных работников. В одних случаях она носит  характер организации помощи различных  служб (медицинской помощи, юридических  консультаций и т.д.), в других она  приобретает морально-психологический  аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что  помимо непосредственных «потребителей» (семей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий  персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей различных  категорий семей. В связи с  широкими и разнообразными функциями  социальных работников в организации  социальной защиты семей, возникает  потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории семей, которые  находятся в затруднительном  и неблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

В данной реально существующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условиях их проживания существует настоятельная  необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с  целью совершенствования организации  социальной защиты семей.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня  в резком социально-экономическом  расслоении общества, когда на одном  полюсе находится 35% бедняков, в том  числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых  людей[16]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в  миграции, в том числе и за пределами  государства; в ухудшении состояния  здоровья населения, в том числе  и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли  населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения  эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем  семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с  семьёй как самостоятельный вид  обеспечивающей деятельности.

Практика становления  профессии «социальный работник»  показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий  семей в социализации подрастающего  поколения, а также на возможности  семьи реально использовать накапливающийся  научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных  и экстремальных условиях жизнедеятельности, в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи  в условиях коренных социально-экономических  преобразований общества.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического  обеспечения социальной работы с  семьёй в интересах повышения  эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени  актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение  данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения  в России.

Конечно, в объеме одной  курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в  данной работе. Я полностью и всесторонне  раскрыла необходимые вопросы и  понятия для понимания роли социального  работника в организации социальной защиты семьи.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно роли социального работника  в организации социальной защиты семьи данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1.         Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 1994.

2.         Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 207с.

3.         Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.

4.         Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.- № 7/8 – С. 23-27.

5.         Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. -1992. - № 1. С.3-9.

6.         Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 – 123с.

7.         Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.34-35.

8.         Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.

9.         Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч. Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.

10.      Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука» Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В

11.      О положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.

12.      Основы социальной работы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с

13.      Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. – 521 с

14.      Пантелеева Г.С. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филиң, 2001. – 450 с

15.      Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с

16.      Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы. – М., 1997.

17.      Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 1993. – С. 265-275.

18.      Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М., 1997. – 600 с

19.      Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. – С.426-433.

20.      Социальные службы для подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 1993. – 264 с Социальные службы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. – 50 с

21.      Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр.

22.      Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. – 379 с

23.      Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2000.-240 с.

24.      Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. –М., 1996.

 


Информация о работе Роль социального работника в организации социальной защиты семьи