Секты в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы проанализировать особенности сект в России и за рубежом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «секта» и виды сект;
-охарактеризовать методы вовлечения новых членов в секту;
-выявить основные принципы функционирования сект;
-исследовать методы воздействия на личность в секте;
- рассмотреть основные аспекты борьбы с тоталитарными сектами и реабилитации жертв;
- проанализировать особенности сатанинских сект в России и за рубежом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «СЕКТА»
1.1. Понятие секта и ее виды 5
1.2. Методы вовлечения новых членов в секту 11
1.3.Основные принципы функционирования секты 15
1.4. Методы воздействия на личность в секте 22
1.5. Борьба с тоталитарными сектами и реабилитация жертв 25
2.САТАНИНСКИЕ СЕКТЫ
2.1. Сатанинские секты в России 28
2.2. Сатанинские секты за рубежом 36
Заключение 42
Список используемых источников. 45

Файлы: 1 файл

Орлова Екатерина (курсовая)3.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»

Заочный факультет

Кафедра социологии и социальных технологий

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ:ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТЕМА: СЕКТЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

 

Выполнила:

Мурзина Е.В.

студентка II курса группы Социология

 

                                                                                          Научный руководитель:

 

Вершинская И.А.

 

Защита состоялась

 «         »  ________________2011 г.

Оценка:

Члены комиссии: ________________(                        )

 

                _______________  (                                 )

 

 

 

Тверь — 2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После появились буддизм, ислам и христианство.

Эти религии имели развитый культ, учение и создавали мировоззрение. Но всегда находились те, кого не устраивали бытующие догмы, не принимали навязываемый, как они думали, взгляд на окружающие вещи и явления. Эти люди переделывали учение так, как они считали его  приемлемым. Вот так появлялись новые религии и появлялись секты.    

 Проблема сект на сегодняшний  день довольно актуальна. Многие  молодые люди, недостаточно зная  все аспекты этого дела, вступают  в данные религиозные организации.  Это угрожают уже не только духовному и физическому здоровью наших сограждан, но становятся серьезными проблемами и для государственной безопасности и для конституционного строя Российской Федерации.

Сегодня в мире существует такое  огромное количество различных религий, деноминаций (конфессий) и церквей, что люди начинают путаться и теряться, когда речь доходит до выбора церкви: человек не знает, как выбрать правильную церковь, а не попасть в секту.

Цель данной курсовой работы проанализировать особенности сект в России и за рубежом.

 Для достижения данной цели  необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать понятие «секта» и виды сект;

-охарактеризовать методы вовлечения новых членов в секту;

-выявить основные принципы функционирования сект;

-исследовать методы воздействия на личность в секте;

- рассмотреть основные аспекты борьбы с тоталитарными сектами и реабилитации жертв;

- проанализировать особенности сатанинских сект в России и за рубежом.

В книге И.В. Олейника «Тоталитарная секта и как  противостоять ее влиянию» изложена точка зрения профессиональных психологов на технологии, которые используются сектантами для вербовки людей в свои ряды, подавления и деформирования личности тех, кто попадает в сферу их влияния [15]. В работе С. Хассен «Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи «излагает лучший анализ контроля сознания, используемого всеми деструктивными религиозными группами [11].

Книга А.Л Дворкина «Сектоведение» просвещенна описанию религиозных движений и организаций [2].

Статьи Е.Волкова посвящены методам  вербовки и контроля сознания в деструктивных культах, феноменам деструктивных культов и контроля сознания [17, 21]. Статьи С. Филатова ,В.А. Белоусова посвящена современной России и сектам [16, 19].

В учебном пособии Н. Орел Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости раскрыты понятия «секта», «сектантство», дана характеристика и классификация религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства и различного рода сект [9].

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «СЕКТА»

1.1. Понятие секты и ее виды

В широком смысле этого слова, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих  с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

В данной работе этот термин используется в специальном значении. Его определение  было дано Комиссией по расследованию  деятельности сект во Франции, выводы которой обсуждала Национальная Ассамблея (Парламент) Франции в  январе 1996 года. Согласно определению Парламентской комиссии, секты - это «группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми установлениями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющие собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов».

Понятие «секта» максимально приближается к понятию «тоталитарная секта». Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа, которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушает их права.

«Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения нового завербованого человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена» [2. С. 680-693].

Следует отметить необходимость различать понятия «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из ответвлений от каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурно образующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами («АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы», «Белое Братство» и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума («Церковь сатаны» и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ») [6. С. 624]. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов.

Некоторыми исследователями уже  осуществлялись попытки дать определения  терминам «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» .Вот вариант, полученный в результате более глубокой проработки определений.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через не информированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти [2. С. 685 ; 10].

Как это ни странно на первый взгляд, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится  на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Человек, вполне удовлетворенный собой и своим положением, вряд ли откликнется на ненужное ему предложение и контакт.

У будущей жертвы складывается специфический  характер отношений с окружающими  и миром в целом, есть определенные личностные особенности, из-за которых их обладатель может попасть под влияние тоталитарной секты. Это прежде всего:

-низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своего ущербного Я;

-переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

-социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

-сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

Нельзя сказать, что приведенный  набор характеристик является обобщенным профилем личности потенциального сектанта. Вступление в секту — это одна из возможных форм разрешения кризисной жизненной ситуации.

Большое значение в ряде случаев  служения деструктивному культу имеют  и мотивы «духовного роста и самосовершенствования». Часто это самообман, связанный  со стремлением компенсировать переживание  комплекса неполноценности, повысить самооценку и, что особенно важно, найти группу, в которой находящийся в поиске человек почувствует себя счастливым.

Так или иначе сектантская группа становится для ее адепта основанием, позволяющим субъективно ощущать  себя полноценной личностью.

Деструктивные культы, стремясь выглядеть  более привлекательными для своих  потенциальных адептов, работают адресовано и ориентируются на разные индивидуальные жизненно важные потребности человека. Можно выделить следующие основные группы риска, у каждой из которых будут свои мотивы согласия на вербовку [17. С. 76-82].

«Свобода отдельной религии должна быть ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности, для сохранения общественного порядка, здоровья или морали или для охраны прав и свобод других...»

Европейская конвенция по защите прав человека.

Выделяются такие уровни организаций:

-Церкви (Churches, Ecclesia) – основные религиозные организации.

Направления (деноминации, Denominations) –  крупные ответвления основной конфессии.

-Секты (Sects) – отгораживаются от основной конфессии, устанавливают приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными. Перерастают в деноминации.

-Культы (Cults, NewReligiousMovements) - молодые, локальные, возникают вокруг лидера.

Секты имеют дополнительную классификацию.

По источникам:

-Оккультные

-Псевдо индуистские

-Псевдо библейские

-Псевдо православные

-По времени возникновения:

-Классические

-Послевоенные

-Новейшие (постсоветские, постиндустриальные)

По направлению деятельности:

-Коммерческие

-Целительские

-Педагогические

-Психологические

-Экологические

-По опасности для общества:

-Тоталитарные

-Деструктивные

-Секты-убийцы

Среди признаков секты:

-непререкаемость авторитета первоисточников,

-строгая пирамидальная иерархия и гуруизм,

-наличие открытого (для масс) и закрытого (для посвященных) вероучения,

-психологическое воздействие посредством ритуалов,

-стремление изменить мышление и поступки своих последователей,

-эксплуатация и получение материальных ценностей в обмен на психологическое поощрение.

 

В сущности, эти признаки подходят и к «не тоталитарным сектам», и к ортодоксальной религии, и даже к нерелигиозным организациям. Которые пользуются не меньшим авторитетом, активно вовлекают влиятельных людей и собирают огромные деньги с паствы.

Для признания«тоталитарной» секты есть два главных критерия:

1. Несвобода. Стремление вовлечь  как можно больше последователей  и контролировать все стороны  их жизни и деятельности, включая  самые потаенные мысли.

2. Враждебность. С одной стороны  пропаганда секты строится на  отрицании чего-то, каких-то традиций  или уложений. С другой стороны,  общественное мнение настроено  негативно. 

3. Позиция официальных властей.  Секта признается тоталитарной, если этого требует исполнительная, судебная, законодательная власть, а также СМИ и церковь.

Деструктивные культы призывают к  разрушению, убийству, суициду.

Следует заметить, что признанные религии в ходе истории мотивировали куда большее количество разрушений и смертей (инквизиция, борьба с неверными, травля, доведение до суицида и др.), чем самые агрессивные секты.

Осуждение, разоблачение и анализ деятельности различных сект нередко  ведут представители других, конкурирующих  религиозных организаций.

Обычно тоталитарные секты возникают как род бизнеса, для обогащения и удовлетворения амбиций небольшой группы людей: лидеров, пропагандистов и вербовщиков. Они вводят принцип сетевого маркетинга: чем больше ты вовлекаешь людей, тем более высокое положение в иерархии занимаешь. Даже если результативной окажется лишь одна беседа из сотни, лишь одна брошюра из тысячи, дело будет продолжено. Обработанный должным образом последователь станет работать на благо секты, пожертвует деньги или завещает недвижимость. И все затраты окупятся [6. С. 624; 20].

 

1.2. Методы вовлечения новых членов в секту.

Обработка новых членов происходит следующим образом.

Сначала новенького напичкивают разнообразной самиздатовской

литературой. Если же он доверился  настолько, что оставил свой рабочий или домашний телефон, то звонки с приглашением на семинары и собрания будут регулярно повторяться долгое время. И, чаще всего, ради интереса, человек решается взглянуть краем глаза на то, что происходит в самой секте и на ее обитателей. И тогда уже в каждой секте агитация за веру происходит по разному.

При вовлечении в секты применяются такие методы:

-Психологическое давление. Угроза сверхъестественным наказанием. Провоцирование чувства вины, стыда, сострадания (манипулируя образами греха, гордыни, жалости). Инерция согласия (пять раз сказав «да», на шестой трудно сказать «нет»).

-Активное подкрепление. Яркое одобрение нужных суждений, поступков – и осуждение нежелательных. «Бомбардировка любовью». Предугадывание реакций, «чтение мыслей», необыкновенная убедительность могут достигаться методами нейролингвистического программирования.

-Фокусы. Демонстрация необычной проницательности, способности исцелять, предсказывать будущее, управлять событиями. Обычно за счет сфабрикованных «чудес» или технических средств.

-Использование обтекаемых, универсальных формул («есть у вас один грех…», «будет одна встреча, она повернет всю судьбу…»), которые слушатель сам додумывает, наделяет значительностью, особым смыслом.

-Введение в трансовое состояния сознания (ощущается оцепенение, расслабление, изменения эмоций, поток образов). Приемы внушения, приводящие к некритическому восприятию информации. Возможно, с применением психически  активных препаратов (алкоголь, галлюциногены и др.) [10].

Информация о работе Секты в России и за рубежом