Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы проанализировать особенности сект в России и за рубежом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «секта» и виды сект;
-охарактеризовать методы вовлечения новых членов в секту;
-выявить основные принципы функционирования сект;
-исследовать методы воздействия на личность в секте;
- рассмотреть основные аспекты борьбы с тоталитарными сектами и реабилитации жертв;
- проанализировать особенности сатанинских сект в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «СЕКТА»
1.1. Понятие секта и ее виды 5
1.2. Методы вовлечения новых членов в секту 11
1.3.Основные принципы функционирования секты 15
1.4. Методы воздействия на личность в секте 22
1.5. Борьба с тоталитарными сектами и реабилитация жертв 25
2.САТАНИНСКИЕ СЕКТЫ
2.1. Сатанинские секты в России 28
2.2. Сатанинские секты за рубежом 36
Заключение 42
Список используемых источников. 45
знать планов командования - они просто усердно делают свое дело.
Религиозная сфера - среда, где возникают, растут и множатся
секты, «учения» и «организации». Это совершенно естественный
процесс - так в лесу, под тенью деревьев пробивается молодая
поросль. Идет борьба за умы и кошельки потенциальных прихожан. И,
так же как и в природе, - здесь побеждают и выживают наиболее
эффективно действующие
Опасность сект - в их новизне и экстремальности, в частности
можно выделить два основных момента:
- Влияние на человека
Традиционная религия уже достаточно «обкатана» временем и не
требует от прихожан более, чем соблюдение общепринятых моральных
норм и неких культовых
вписаны в «светскую» жизнь и скорее дополняют, чем меняют
принятый в обществе образ жизни. Тогда как секты требуют
значительно большего - полного поглощения деятельностью секты. Не
всегда такая деятельность плоха - но у члена секты она стоит на
первом месте.
Как описано выше, все это делается добровольно, но в любой
секте приветствуется и негласно требуется (через «общественное
мнение»секты) по возможности целиком занимать себя делами секты.
Так, мол, угодно богу. Но такое требование лишает человека
возможности занять достойное место в обществе. Особенно это
актуально для молодежи вовлеченной в секты: время и усилия
потраченные на дела секты отнимаются от образования и карьеры. А
установка на первенство сектантской системы ценностей лепит из не
совсем сформировавшейся личности идеального члена секты.
- Влияние на культуру
Исконные, опробованные временем религии, являются частью
традиционной культуры народа. Более того - религия народа
зачастую и есть носитель традиционной культуры. Как известно,
народ, лишенный своей культуры - теряет самобытность и
ассимилируется
в среднемировой
Первый шаг к этому - потеря традиционной религии. Может быть,
такая религия не является "истинной" с точки зрения священных
книг, но она нужно для выживания народа.
Секты же, ослабляя традиционные религии, тем самым
способствуют появлению
эпоху господства информационных технологий, потоком информации
«размывающих» традиционную культуру народа, влияние сект,
особенно опасно для народной самобытности [23].
Воздействуя на психику, сектанты используют
архетипы коллективного
Врожденные архетипы коллективного бессознательного.
Основаны на инстинктах, присущих всему человеческому виду.
-Страх смерти и наказания, интерес к смерти («танатос») заставляет бояться божественных сил (а точнее, людей, которые выступают от их имени) – и подчиняться.
-Сексуальный инстинкт («эрос») вызывает влечение к отдельным людям, образам или ситуациям, символизирующим данную секту. Интерес к секте могут спровоцировать, например, внешнее обаяние ее представителей либо слухи об оргиях.
-Стремление к познанию («гнозис») – мощный инстинкт. Вызывает влечение к таинственному, непознаваемому, запредельному, стремление искать закономерности, порядок в хаосе. Этот инстинкт питает миф о «сокровенном знании», которое позволяет управлять миром. Соответственно, культы удовлетворяют эти стремления, объясняя «устройство» мира через некую «истину», внося в жизнь порядок, дисциплину,
-Инстинкт поиска пропитания («трофос»). Иногда вовлечение в секту – это элементарное прикармливание голодных и бездомных.
-Социальный инстинкт. Человек стремится быть среди людей, общаться, любить и получать любовь, заботиться и принимать заботу, подчинять и подчиняться, подразделять людей на друзей и врагов, «своих» и «чужих».
Культурные архетипы коллективного бессознательного.
Культура сект пользуется образами не только древней мифологии, упоминая различных божеств и героев, но и мифами современной массовой культуры и науки. Они ловко манипулируют научными терминами и такими понятиями, как внеземные цивилизации, волны, поля, лучи, гены и т.п.
Широко используется образ Запредельного (непостижимого, недостижимого, неисчерпаемого) и традиционные сюжетные линии:
-Великое путешествие,
-Победа добра над злом,
-Освобождение от оков,
-Воскрешение, бессмертие
-Исправление недостатков, грехов,
-Спасение мира,
-Приобщение к тайнам прошлого и будущего,
-Достижение всеобщего счастья.
Подобные архетипы можно найти в любом диалоге, сопровождающем вовлечение в секту.
Среди теневых задач сектантов – получение материальных выгод. Основные способы:
Навязывать покупку книг и других атрибутов.
Непосредственно собирать деньги с участников мероприятий. Навязывать посещение дальнейших мероприятий.
Вовлекать в систему ложного обучения и карьеры. Обучающимся рисуют заманчивые перспективы (стать «сверхчеловеком», много зарабатывать на преподавании или руководстве). При работе в секте остро ощущается необходимость повышать статус. Но каждая ступень роста стоит дороже. Прерывать эту карьеру невыгодно. Возникает замкнутый круг. Из человека могут выжать всё, а затем устранить (изгнать под предлогом греха или несовершенства, довести до тюрьмы, клиники или суицида). При этом человек сохраняет верность секте, пропагандирует ее.
Склонять к пожертвованиям, дарениям, завещаниям.
1. Надо знать о существующей проблеме. Быть образованным. Не попадаться «на крючок».
2. Представлять себе, что вербовка
в секты чаще осуществляется
в транспорте, на территории вузов,
на выставках, а также там,
где надо ждать, а уйти нельзя.
Также вербовка часто
3. Если разговор неизбежен, быть
немногословным, не задавать вопросов,
не спорить. Поблагодарить и
быстро расстаться. Пропагандистскую
литературу читать не
4. Не погружаться глубоко в коллективные духовные практики. Не превращать увлечение в навязчивость. Уметь вовремя прервать обучение, взяв нечто полезное для личности.
5. Если вовлечение в секту
состоялось, можно обратиться за
поддержкой в
Влияние группы на человека может носить как позитивный, так и негативный характер, т.е. может быть конструктивным или деструктивным. Сами групповые процессы как таковые не несут в себе деструктивизма. Деструктивное влияние зависит от определенных условий существования группы.
Чем же руководствуются спецы, выявляя опасные секты. Ответ на этот вопрос содержится в их списке. В него входят практически все известные новые религиозные движения. Проблема отбора, таким образом, отпадает сама собой.
С кем же предстоит бороться в первую очередь. Это мормоны, иеговисты, сайентологи и кришнаиты, то есть те религии, которые довольно успешно распространяются в современном мире. Одни из них уже практически стали частью мейнстрима (мормоны), другие находятся на пути к этому (иеговисты), третьи также прошли экспериментальную фазу, чреватую разными неприятностями, и изо всех сил стремятся обрести респектабельность (сайентологи и кришнаиты). Замыкают же список те, кто действительно входят в противоречие с "духовностью этического монотеизма", защитниками которой объявляют себя участники конференции, - неоязычники, колдуны, ведьмы и сатанисты.
Эта последовательность выдает истинные намерения борцов с сектами, которые пекутся вовсе не о духовном и психическом здоровье населения, а о том, чтобы избавить от успешных конкурентов традиционные религии, отяжелевшие под грузом лет и растерявшие миссионерскую прыть. Недаром новой сектантской угрозой на конференции были объявлены неопятидесятники, которые добились в России серьезных успехов v темпы их распространения сравнялись с иеговистскими.
Антисектантское движение - инструмент борьбы за духовную монополию, а отнюдь не средство искоренения духовной опасности. Насколько этот инструмент эффективен, покажет время. На мой взгляд, не очень. В религии, как и в любви, насильно мил не будешь. Да и пойдут ли на пользу традиционным религиям те тепличные условия, которые мечтают создать им горе -защитники? Миссионерского пыла точно не прибавят.
Предложен С. Хассеном., метод направлен на постепенное улучшение взаимоотношений семьи и друзей с культистами, на повышение уровня доверия между ними. Для этого создается команда стратегического взаимодействия, в которую входят близкие и друзья культиста, готовые сотрудничать При этом, каждый член команды занят проработкой собственных проблем. В ходе, "минивзамодействий" -- каждого акта общения с культистом, члены команды обсуждают с ним деятельность групп, похожих на ту, в которую входит близкий, делятся информацией о техниках контроля сознания в сектах. Такое целенаправленное взаимодействие помогает восстановить у культиста способность к критическому мышлению и оценить деятельность своей группы. Когда отношения с культистом налажены, ему предлагают пройти семейное консультирование, чтобы решить семейные проблемы. Получив согласие культиста, можно начинать воздействие.
Воздействие проходит в три этапа, каждый длительностью в один день, участвуют члены семьи и семейный консультант, работающий в рамках ПСВ.
Первый день посвящается
установлению взаимопонимания,
От сюда следует, что ни один из этих методов не гарантирует, что культист решит покинуть группу. Из рассмотренных выше подходов наиболее эффективным, является подход стратегического взаимодействия. Этот подход позволяет культисту восстановить взаимопонимание с семьей , обрести опору и поддержку. Так создается основа для конструктивного диалога. Человек постепенно осознает, что у него есть выбор и, что решение принимает он сам. Трехдневное воздействие проводится тогда, когда установлен высокий уровень доверия между культистом и семьей. Это ключевое условие успешного воздействия. Этот подход построен на доверии и понимании, готовности семьи и друзей помочь близкому. По длительности этот метод занимает больше времени, чем другие. Даже, в случае решения культиста остаться в группе есть возможность повторить воздействие. Но не все семьи готовы к долгой работе над собой, ради помощи члену культа. В этих случаях данный подход не может быть реализован. Помощь культисту не заканчивается принятием им решения об уходе из группы. Важно понимать, что в зависимости от длительности пребывания человека в секте, условий его жизни (содержания), вовлеченности в культ, потребуются разные сроки терапевтической работы. Для успешного процесса реабилитации культиста необходимо его осознанное решение выйти из секты [27].
По сути своей все секты в той или иной степени тоталитарны. Их «учения» по сравнению с мировыми религиями примитивны и для культурного человека малоинтересны. Отсюда в сектах процветает усиленное внимание к психотехнике, которая абсолютизируется и подается как способ победоносного управления собой, своим телом, сознанием и окружающим миром. К этому склонны стремиться многие современные люди, усвоившие разного рода околонаучные мифологии и суеверия и убежденные в необычайной силе знания. На деле же психотехника в секте является орудием «учителей» для управления своими ведомыми, контроля над ними и в конечном счете — порабощения их. «Учителя» используют гипнотическую силу обольщения псевдо знаниями, особенно с оккультным оттенком.
На сегодняшний день в одной лишь Москве насчитывается около пятнадцати сатанинских сект. Самые крупные и известные из них — «Черный Ангел» и «Южный Крест.»
В основном группы сатанистов построены по принципу строгой пятиступенчатой иерархии, Высший орган — совет. Часто на верхние уровни выбирают женщин, примером может служить «Черный Ангел» в России, образованный около 1974-1975 г.г. в Москве — Твери, где верховная жрица-женщина 25-30 лет.
В СССР наиболее ранние сатанинские группы были отмечены в начале 70-х годов в городах Москве, Ленинграде и Одессе, но они были малочисленны. Постепенно сатанизм распространялся на все крупные города бывшего СССР. Более крупные сатанинские группы появились в СССР уже в начале 1980-х годов, Своего рода мода в определенных кругах неформальной молодежной среды появилась после начала перестройки. Количество таких групп растет. Точными данными по численности адептов и интересующихся никто не обладает, но можно предположить, что численность адептов сатанизма в России определяется со всевозможными колдунами и т. п. (исключая обычных мошенников) не менее, чем несколькими тысячами. Одной из наиболее многочисленных групп, среди которых сатанисты вербуют неофитов, являются наркоманы, хотя в сатанизм вовлечено множество людей из всех слоев общества, самого разного возраста, рода занятий и образования.
В последние годы в нашей стране отмечена повышенная активность сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например, в МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы (в первую очередь секс-клубы) и кафе, охотно дают интервью журналистам [10].
На территории Ярославской области Церковь Сатаны появилась в начале 90-х годов, когда выпускник исторического факультета ЯрГУ и рок музыкант Игорь Цыганович Бизья перевел с английского языка «Черную Библию» и сплотил вокруг себя поклонников Дьявола. Они собирались на квартирах и в покинутых домах для коллективного чтения произведений Ла Вея и отправления культа. Церковь Сатаны имеет несколько ковенов (подразделений из 13 человек) в городах и районах Ярославской области. Существует мнение, что именно сатанисты несколько раз совершали акты вандализма, оскверняли рисунки культового характера на стенах ярославской церкви Владимирской Божией Матери на ул. Рыбинской. В настоящее время Бизья бросил увлечение сатанизмом и занялся коммерцией, открыв магазин музыкальных принадлежностей «Бизон,» а его группа уступила место более молодой организации из юношей 16-20 лет.